Игровая борьба и обучение контролировать укусы

Игровая борьба, которая начинается с 3-х недельного возраста, может сопровождаться значительной болью после того как у щенков прорезываются зубы, особенно когда они кусают друг друга за уши. Укушенный щенок поскуливает или визжит. В случае поединков «один против одного» или «один против двух» щенки часто меняют свои роли: они то нападающие (кусающие), то защищающиеся.

В играх щенки достаточно быстро формируют связи между силой укуса и вызванной им болью и визгом «противника». Визг и вопли являются в этом случае отрицательным подкреплением, что, таким образом, контролирует и снижает силу укусов.

В возрасте от 11 до 15-и недель интенсивность игровой борьбы уменьшается, ее агрессивность снижается и становится более управляема. Поединки становятся значительно ритуализированными, что говорит об образовании устойчивых иерархических отношений. Агонистическое поведение чаще проявляется по отношению к незнакомым животным и оно более «серьезно», чем игровая борьба.

Научение контролю агрессивного поведения и укусов, важная часть в обшем контроле управления движениями, в том числе над мимическими и пантомимическими реакциями, которые являются распространенной формой коммуникации у животных с высокоразвитыми интеллектуальными способностями.

Факторы риска

Если владельцы щенка не смогут доминировать в игровой борьбе и будут позволять кусать ладони, руки или ноги это может привести:

1. К иерархическому доминированию щенка, что в будущем будет выражаться в агрессивной реакции по отношению к владельцу и неподчинению,

2. К развитию неправильного или неполного контроля над силой укусов, что чревато риском нанесение физических повреждений членам семьи во время игр.

Познавательно-адаптивная фаза предваряющая половое созревание

Встречаются случаи возникновения фобий (как к людям так и к собакам) именно в препубертальный период (период непосредственно предшествующий половому созреванию), когда резко снижается возможность общения с собаками и людьми.

Fox (1978) изучал первичную и вторичную социализации у диких собак и других представителей семейства собачьих, которые выращивались в одинаковых условиях и имели ежедневный контакт с обслуживающим лицом и кратковременные контакты с незнакомыми людьми. Все дикие собаки терпимо относились к обслуживающими их лицу, пока не достигли половой зрелости, после чего стали избегать контактов или относиться к ним менее терпимо. При появлении обслуживающего их человека собаки принимали позу подчинения, в то время как ранее они встречали его более активно: прыгали, облизывали, подталкивали.

Осторожность по отношению к незнакомцам развивается:

- очень рано у отдельных видов (с 4-х месяцев у лис);

- позже у видов со средней общительностью (около 1-о года у шакалов и койотов);

- и намного позже у более социальных видов, например таких как волки (между 6 и18-м месяцами) или собаки (бигли, пойнтеры или чихуахуа - между 1 и 2-м годами).

Молодые животные нуждаются в непрерывном подкреплении своего социального опыта. Так, например, если нормально социализированный щенок изолируется от людей и помещается в собачий питомник в период с 3 — 4-х до 6-8-и месячного возраста, он начинает бояться людей, даже ухаживающего за ним человека.

Факторы риска

Сенсибилизация (повышение чувствительности) порождает тревожность, осторожность, трусость и развитие фобий. Познавательный процесс вызывает у собаки предупреждение собакой мнимых (суеверных, отсутствующих в действительности) опасностей (ожидание возможной атаки), выражающихся в изменении поведенческих стратегий (появление защитных реакций: побег, агрессия, замирание).

Половое созревание и иерархические отношения

Собаки - социальные животные, которые нуждаются в группе, живущей по иерархическим законам (это может быть семья-стая). Предполагается, что становление иерархических отношений выражается в нескольких последовательных стадиях: пищевой, территориальной, сексуальной и родительской.

Факторы риска

Если молодой собаке не предлагают соответствующее место в иерархической структуре стаи, она занимает его по собственной инициативе и разумению. И занимает высокое место. Часто доминирующее даже по отношению к владельцу, что совместную жизнь не облегчает.

Психофизиологические стадии развития нервной системы и фазы зоопсихологического развития поведения имеют достаточно размытые границы и значительно перекрываются между собой:

Нервно-вегетативная - за 4 недели до рождения до 7 недели после рождения;

Импринтинг - идентификация - от 3 до 12-й недели;

Родительский, братский и половой импринтинг, закладка внутривидовой социальности, эмоциональное развитие - от 3 до 12-й недели;

Социализация, эмоциональное развитие, когнитивное развитие, становление иерархичеких взаимоотношений и территориального поведения — от 5 до 18± 10 месяцев.

Неблагоприятные воздействия на собаку во время каждой стадии чреваты риском извратить взаимоотношения собака - собака или собака - человек. Таким образом характер собаки можно частично формировать и предсказать контролируя факторы окружающей среды (условий содержания). Главным фактором, благоприятствующим формированию эмоционально-уравновешенного характера собаки, которая должна жить в тесном контакте с человеком в условиях города, является выращивание собаки в обогащенных условиях. Об этом должны заботиться и заводчики.

Словарь терминов: пренатальная стадия, неонатальная стадия, ювенильная стадия, социализация, сенсибилизация, препубертальный период.

Контрольные вопросы: Как подходы к периодизации индивидуального развития собаки вам известны? В чем заключается значение фазы идентификации? Значение социализации в дрессировке и применении собаки. В чем заключается особенность раннего периода жизни собаки? Игровая борьба и связанные с ней формы поведения.

РАЗДЕЛ 18.

Наши рекомендации