Основные исторические события связей с общественностью.
В древних цивилизациях и средневековом обществе уже закладывались предпосылки будущей PR-деятельности. Древнегреческие мыслители много писали о необходимости с вниманием относиться к желаниям публики, что свидетельствует о большом значении, которое они придавали общественному мнению.
«Глас народа — божий глас» — свидетельствует латинское крылатое выражение.
История PR неразрывно связана с возникновением религии. И христианские, и мусульманские проповедники использовали различные средства для убеждения публики: общественные выступления, лекции, писания (Библия, Коран).
Основными технологиями влияния с древних времен являлись риторика, символика и лозунги. Инструментарий воздействия на общественное мнение широко применялся при подготовке к войнам, лоббировании политических кругов, распространении религиозных верований, продвижении товаров на рынок, сборе средств, популяризации идей и личностей.
В истории PR имеют место юмористические фрагменты, преувеличенные и неправдоподобные. Э. Торвальдсон открыл землю льдов и снегов и, чтобы заманить туда поселенцев, назвал ее Гренландией, т. е. «зеленой землей».
С той же целью У. Ралей писал пламенные отзывы о Роуноке — скверном, болотистом острове. Гарвардский колледж в 1641 г. направил трех проповедников в Англию с «миссией подаяния», и они неплохо справились со своей «PR-кампанией». И таких примеров много. Но хочется надеяться, иронично замечает американский теоретик Р. Смит, что будущие PR-специалисты окажутся более добропорядочными (R. Smith. PublicRelationsHistory).
Основы профессии PR зарождаются в колониальной Америке. По словам С. Липсета, «сердцевиной американской революции в ее человеческом измерении явилась апелляция к общественному мнению и влияние на него, целенаправленное использование каналов коммуникации и стремление привлечь на свою сторону каждого индивида».
В ходе революции была продемонстрирована эффективность целого ряда приемов и методов PR:
1) первый в истории политического PR пример организации псевдособытия для его последующего широкого освещения в СМИ — «Бостонское чаепитие». В 1773 г. переодетые индейцами жители Бостона совершили налет на три британских судна и выбросили за борт 342 ящика чая в знак протеста против беспошлинного ввоза английского чая в Северную Америку. Правительство Великобритании постановило закрыть порт Бостона до полного возмещения ущерба и направило в Новую Англию военные корабли. Эти меры послужили сигналом к всеобщему сопротивлению североамериканских колоний;
2) использование символики, оказывающей эмоциональное воздействие (например, «Древо свободы»);
3) лозунги, преподносящие сложные проблемы в виде простых, легко запоминающихся стереотипов (к примеру, лозунг «Свобода или смерть»);
4) непрерывное использование всех возможных каналов воздействия на общественное мнение и др.
Спонсорская реклама.
Спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней обопределенном лице как о спонсоре
Спонсорство в рекламе - осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах
81. Виды рекламной полиграфии.
Визитная карточка – рекламное изделие, произведенное из плотной бумаги или же картона, чаще всего формата 50*90 мм. Визитка содержит в себе всю обязательную информацию о человеке или фирме.
Буклет. Данный вид выглядит как отпечатанный лист А4 (может быть меньше) с обоих сторон, на котором содержится информация о товаре, услуге и другое. Соединяются листы с помощью клея, пружины, либо шьются ниткой или скрепкой.
Листовка. В большинстве случаев печатается на формате А4. Может печататься как с одной, так и с двух сторон, одной или двумя и более красками. Несет в себе информационный характер, нацеленный на формирование интереса и потребности потенциального покупателя в каком-либо товаре. Отличается дешевизной, но на эффективность данный фактор не влияет.
Брошюра, каталог. Представляет собой напечатанный лист из четырех и выше страниц, сложенный вдвое и более сгибов. Предоставляет всю необходимую информацию (цены, описание) о каких-либо товарах, услугах и прочее. Может содержать в себе фотографии. Пример можно посмотреть здесь - beprint.ru/pechat_katalogov.
Календарь - печатная продукция с наличием календарной сетки, за счет чего повышается эффективность конкретной рекламы.
82. Реклама на транспорте.
Реклама на транспорте- это один из видовнаружной рекламы. В отличие от других видов наружной рекламы, реклама на транспорте является динамической рекламой, что позволяет ей охватывать большее количество потребителей.
Реклама на транспорте может быть в виде световых коробов, аппликаций на бортах и т.д. Фактически автомобиль превращается в динамическую рекламную площадку, которой владеете Вы, если это Ваш корпоративный транспорт.
Реклама на корпоративном транспорте особо влияет на имидж всей компании!
Витринная реклама.
Витринная реклама - одна из форм товарной рекламы; направление в наружной рекламе по оформлению мест продажи и демонстрации товаров. В понятие витринной рекламы включают не только дизайн демонстрационных витрин, но и вывески, всевозможные надписи и символы, ай-стопперы, этикетки и упаковочные материалы.
Витринная реклама является одним из важнейших средств наружной рекламы, так как главным принципом оформления здесь становится показ естественного товара. Витрина не только информирует потребителя о товарном ассортименте магазина, но и аргументирует цены товаров, витрина сообщает о методах торговли, специальных услугах, отражает новые тенденции в развитии товаров, служит методом привлечения внимания к предприятию, проводит отбор посетителей по социальному признаку, наконец, формирует представление о культурных традициях и образе жизни.
Национальные особенности прикладного искусства, материалы, наиболее характерные для данной культуры, специфика композиции и цветовой гаммы учитываются, как правило, при выборе декоративных элементов в витрине. К примеру, традиционным материалом, используемым в народном прикладном искусстве Китая, Японии, Мексики, является бумага. При помощи складывания, сгибания, скручивания, разрезания из бумаги изготавливается оформление для религиозных празднеств, свадеб и иных торжеств. Использование бумажной скульптуры при оформлении торговых витрин позволяет избежать штампов оформительского искусства и активизировать внимание покупателей.
Как правило, витрина представляет собой застекленный с одной (со стороны улицы или торгового зала), двух или нескольких сторон проем в фасадной части здания, в оформлении которого используются возможности графики, живописи, скульптуры, различные технические приемы - оптические иллюзии, кинетические приемы (движение товара или воздуха вокруг него, движущиеся манекены, декорации), оригинальные приспособления - к примеру, рычаги, при помощи которых покупатель имеет возможность вращать витрину и т.п. Кроме того, демонстрационные витрины, застекленные со всех сторон, размещают перед фасадами торговых предприятий, на улицах, площадях, а также внутри торговых залов или залов общественного назначения, открытых для свободного посещения (аэропортов, вокзалов и т.п.).
Исходя из совокупности представляемых товаров витрины можно различать как:
· смешанные, представляющие товары различного назначения;
· комбинированные, где товары связаны общностью потребления (одежда, обувь, галантерея, электробытовые приборы) или функциональными особенностями (все - для спорта, все -для дачного отдыха и т.п.);
· специализированные, показывающие предметы одной товарной группы (в спортивном магазине - раздельная демонстрация кроссовок, теннисных ракеток, солнцезащитных очков);
· профильные, осуществляющие презентацию локальной части товаров одной группы - к примеру, часов фирмы Citizen.
При оформлении витрины, как правило, учитываются следующие моменты:
1. Подлинность демонстрируемых товаров, которые не могут быть заменены копиями или муляжами. Исключение составляют отдельные товары большого масштаба, заменяемые макетами, а также товары, представляемые образцами (демонстрируются в каталогах, проспектах), моделями (в масштабе, как правило от 1:20 до 1:50) и муляжами на витринах и выставках ярмарок.
2. Информативность, исходящая от характера представления самих товаров (должны быть хорошо обозреваемы), и от сопровождающих их дополнительных сведений (ценников - стандартных размером 4x8,5 см или специальных - 4x10 см, рекламных текстовых плакатов и т.п.).
3. Экологичность - такое размещение предметов в сквозной витрине, при котором остается открытой для доступа света минимум половина ее площади.
4. Сезонность оформления, когда актуальность выставляемых товаров, соответствующих текущему сезонному периоду, повышается.
5. Обновляемость, обусловленная различными факторами. В зависимости от назначения витрины смену экспозиции можно производить ежедневно или еженедельно (экспресс-витрины), раз в три месяца (сезонные витрины) или по потребности. В центральных магазинах обновляемость витрины осуществляется чаще, чем на периферии. Кроме того, здесь учитывается характер демонстрируемого товара, где витрины с новинками технологии или моды сменяются чаще, чем с традиционными товарами.
6. Освещенность, позволяющая акцентировать внимание на центральных товарах экспозиции. Как правило, освещенность витрины превосходит освещенность залов магазина, что позволяет выделить витрину и со стороны внутреннего пространства. При этом источники света должны
быть с фасадной части изолированы экранами или рассеивателями (при этом для источников света, расположенных на высоте не менее трех метров, защитный угол должен составлять не менее 30 градусов, на высоте более трех метров - не менее 45 градусов).
7. Гармоничность, при которой все элементы формы взаимодополняют друг друга. Здесь проявляют себя принципы формообразования, которые являются универсальными: симметричность, уравновешенность, пропорциональность, ритмичность, масштабность. Специфика же формообразования в витрине во многом обусловлена особенностями ее восприятия. Так, к примеру, центр композиции должен находиться на уровне глаз человека, то есть, 155-165 см от уровня земли. Некоторые исследователи отмечают также такую закономерность восприятия витрины, как направленность внимания, когда у преобладающего боль-шинства потребителей взгляд оказывается устремленным в нижнюю ее часть, в трети случаев - прямо перед собой и лишь в каждом десятом случае - в верхнюю ее часть.
Приемы выкладки товаров в витрине :
• ступенчатая композиция - чаще используется при демонстрации продовольственных товаров;
• пирамидальная - применяется, как правило, при показе предметов некрупного масштаба - обуви, парфюмерии, электротоваров, винно-водочных изделий, реже - текстиля;
• диагональная - характерна для товаров, функционирование которых связано с динамикой - спортивных принадлежностей, садового инвентаря некрупного масштаба, бижутерии;
• горизонтальная, где все предметы размещены по единой линии - свойственна крупномасштабным предметам - мебели, электрооборудованию, строительных материалов;
• наклонная (используются держатели, кронштейны, блоки и т.п.) - способствует демонстрации не только самих предметов, но и их марки, сорта, состава, способа приготовления и аналогичных дополнительных сведений;
• дугообразная, развертывающаяся вокруг смыслового центра - фирменного знака предприятия-изготовителя или предмета-символа (например, самовара в витрине кондитерских изделий);
• веерная - специфична для демонстрации тканей - их цветовой гаммы, фактуры, особенностей драпировки.
Характер выкладки влияет на особенности товара, когда наиболее статичные витрины - ступенчатые, пирамидальные, горизонтальные - выглядят презентабельно, стабильно, устойчиво, в то время как диагональные композиции или комбинированные более легки, неустойчивы, динамичны. В той же степени, что и все диагональные композиции, динамичен и достаточно сложный по форме принцип радиально-симметричной группировки, где центр изображения находится не в геометрическом центре плоскости, а в одном из углов витринного пространства. Те же качества присущи симметричным и асимметричным композициям.
Витрина генетически родственна вывеске, назначение которой - информировать о торговом предприятии и его профиле. Первоначально вывеска и витрина были не различаемы, их функцию выполняли товары, вывешиваемые для демонстрации их качеств в местах их продажи, впоследствии прямую демонстрацию предметов заменило их изображение, позже дополненное текстом, а затем - и замененное им. В идеале, вывеска и витрина должны создать особую атмосферу, которая характерна для данного магазина. Причем, достижение подобного эффекта не предполагает проявлений суперсовременного финансово-технологического гигантизма: громоздких дорогостоящих средств или особенной технической оснащенности.
Таким образом, витрина является активным конструктивным средством формирования городского пространства и решает, по сути, те же задачи, что и архитектура в целом. Витринное пространство должно быть также соотнесено с экстерьером здания и со всеми элементами городской среды, а также с особенностями восприятия этого типа рекламы не только с зоны тротуара, но из движущегося транспорта, а также с противоположной стороны улицы. При подобном изменении масштаба композиции витрина воспринимается как деталь общей композиции, образованной соседними витринами, что позволяет представлять подобные информационные блоки как составляющие единое целое, как части масштабного диптиха или триптиха. Витрина в той же степени, что иная рекламная информация наружного пространства - панно, вывеска, плакат, табло, динамическая конструкция - обладает образностью, целостностью, гибкостью и образует с городской средой интегральный комплекс.
Разновидности телерекламы.
· Рекламные ролики
· Заставки
· Телеобъявления
· Спонсорство
· Бегущая строка
Разновидности радиорекламы.
1. Прямая (ролики в составе блоков): споты, игровые ролики, имиджевые ролики, музыкальные логотипы.
2. Спонсорская