Что такое реклама и ее основные задачи
Реклама занимает одно из центральных мест в системе продвижения услуг и товаров на рынок. Из многочисленных определений рекламы можно выделить следующие:
«Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей и услуг от имени спонсора», — такое определение рекламе дано Американской маркетинговой ассоциацией.
Известный зарубежный маркетолог Ф. Котлер дал понятию рек ламы следующее определение: «Реклама — это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы».
В этих определениях отражаются разные подходы к понятию «реклама». Выделим следующие основные коммуникационные характеристики рекламыкак средства продвижения товара:
17
неличный характер, отличающийся тем, что коммуникационный сигнал поступает к покупателю через посредников;
односторонняя направленность рекламного обращения от продавца к покупателю;
неопределенность с точки зрения измерения эффекта рекламы. Факт покупки зависит от массы факторов, не имеющих прямого отношения к рекламе, носящих субъективный характер и практически неподдающихся формализации;
общественный характер, предполагающий, что рекламируемый товар является законным и общепринятым, поэтому запрещена реклама наркотиков и других товаров, стоящих вне законодательства;
определенность, заключающаяся в том, что четко определен спонсор, рекламодатель, субъект, за чей счет и от чьего имени осуществляется реклама. Изначально как само собой разумеющееся предполагается, что заказчик (рекламодатель) рекламной коммуникации — это тот, кто ее оплачивает;
беспристрастность, на которую реклама не претендует, так как принято, что в рекламном обращении основное внимание уделяется преимуществам рекламируемого товара или марки;
многократность повторения, так как считается, что это оказывает определенное психологическое воздействие на покупателя и подталкивает его к покупке.
Основные задачи рекламы.Реклама решает сегодня следующие комплексные задачи:
информационную (формирует осведомленность и знания о новом товаре, конкретном событии, о компании и т.д.);
убеждающую (последовательно формирует у покупателя предпочтения конкретных товаров, поощряет факт покупки и т.д.);
напоминание (поддерживает осведомленность, помогает удержать в памяти покупателей информацию о товаре в промежутках между покупками, напоминает, где можно купить данный товар);
позиционирование {перепозиционирование) товара или компании;
удержание покупателей, лояльных к рекламируемой марке.
В конечном итоге все задачи рекламы сводятся к достижению основных целей продвижения товара: формированию спроса и стимулированию его сбыта.
Связь рекламы с другими элементами комплекса продвижения товара.При оценке рекламы как элемента коммуникационного комплекса следует помнить:
реклама не способна осуществить фактическую продажу. После создания у покупателя осведомленности о торговой марке рекламу следует дополнить стимулированием продаж, которое должно побуждать покупателя к фактическому приобретению товара. Необходимость стимулирования продаж возникает тогда, когда установлено, что потенциальные покупатели знакомы с торговой мар-
кой и считают, что она обладает необходимыми свойствами, но не готовы ее приобрести;
реклама тенденциозна. Многие покупатели не доверяют рекламе и сомневаются в ее утверждениях. В таких ситуациях продавцу полезно разместить свою рекламу в средствах массовой информации, пользующихся большим доверием у потенциальных покупателей.
Оценка рекламы как одной из составляющих коммуникационного комплекса продавца — неотъемлемая часть процессов планирования и принятия решений по развитию бизнеса.
Реклама и паблик рилейшнз (ПР).В понятие паблик рилейшнз входит комплекс мероприятий, которые оценивают отношение к рекламе общественности, координирует политику, проводимую продавцом, и его действия с общественными интересами и реализует программу для достижения общепринятого понимания и восприятия.
Если рассматривать ПР с точки зрения системы маркетинговых коммуникаций, то ПР — это процесс формирования системы коммуникаций продавца с целевыми аудиториями на основе объективной информированности в рамках достижения продавцом своих целей.
К основным направлениям практической реализации ПР относятся:
формирование благоприятного общественного имиджа продавца;
разработка системы приемов и методов, направленных на улучшение взаимопонимания между продавцом и покупателями;
реализация мер, направленных на устранение барьеров, препятствующих распространению информации о продавце, и излишних помех, возникающих в процессе коммуникации продавца с аудиторией (вредные, ложные слухи);
усиление влияния на покупателя при снижении уровня понимания общественностью целей продавца и путей их достижения;
разработка системы мер по выходу из конфликтных и кризисных ситуаций;
постоянное отслеживание ситуации, складывающейся у самого продавца, и разработка мер по ее контролю и оптимизации;
создание яркого индивидуального образа продавца.
Кардинально различаются главные цели рекламы и ПР. Для ПР главная цель — это достижение взаимопонимания и согласия, для рекламы — продажа товара и решение других задач маркетинговой политики продавца.
Основные средства ПР. Для достижения целей ПР используются следующие способы и методы.
1. Связь со средствами массовой информации. Главными приемами этого направления являются:
организация компанией-продавцом пресс-конференций и брифингов;
рассылка в СМИ пресс-релизов;
производство при участии компании теле- и радиорепортажей; написание статей о компании, ее сотрудниках;
организация интервью руководителей компании, других ее сотрудников в СМИ;
установление доброжелательных, а по возможности и дружественных связей с главными редакторами и другими сотрудниками СМИ.
2. ПР посредством печатной продукции включает:
публикацию ежегодных отчетов о деятельности компании-продавца;
издание фирменного проспекта; издание фирменного журнала.
3. Участие представителей компании в работе съездов и конференций политических и общественных организаций.
4. Организация продавцом всевозможных мероприятий событийного характера.
5. ПР — деятельность компании-продавца, направленная на
поддержку органами государственного управления.
6. ПР в Интернете.
7. Благожелательное представление компании-продавца в художественных произведениях и со сцены, ее участие в создании кино-
и телефильмов.
8. ПР в виде презентаций, дней открытых дверей, публичных
выступлений, фотовыставок и т. п.
Паблисити как средство ПР. Паблисити представляет собой неличное и неоплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу путем распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах массовой информации или благожелательного представления по радио, на телевидении или со сцены.
Еще одно определение: паблисити — любая бесплатная форма неличного представления идеи, товара или услуги.
Конечно, работа службы паблисити оплачиваема, но ее сотрудники стараются обратить внимание на компанию без оплаты размещения информации о ней в медиаканалах.
По определению ПР является генерируемой самой компанией информацией о товаре, идее или услуге, которая используется как новость в процессе создания или для удовлетворения интереса широкой публики. «Паблисити — один из аспектов ПР — бесплатное упоминание о ваших товарах или компании посредством средств массовой информации»1.
Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990. — С. 6.
Близка к этой точке зрения позиция Дж. Р. Росситера и Л. Перси: «... термин паблисити относится к репортажам о компании в
СМИ, организованным в рамках ПР. Паблисити — это в сущности форма рекламы, в частности, реклама имиджа фирмы или подкрепляющая реклама спонсорства или события, организованного
фирмой»1.
Фактическое отличие паблисити от ПР можно проследить на
следующих целевых установках одной и той же компании: Паблисити: делай хорошо, и пусть мир об этом узнает. Хороший товар, хороший повод, хороший фильм или хороший поступок — все удовлетворяет этим критериям.
ПР: ограничь ущерб, который тебя постигает, и по возможности нейтрализуй его или обрати во благо.
1.3. Реклама и стимулирование сбыта товара
Стимулирование сбыта как форма маркетинговых коммуникаций представляет собой систему краткосрочных побудительных мер и приемов, направленных на поощрение покупки товара и принимающих форму дополнительных льгот и преимуществ. Фактически стимулирование сбыта — работа с покупателем, привлеченным рекламой.
Основными чертами системы стимулирования сбыта следует назвать:
многообразие средств и приемов стимулирования сбыта;
кратковременный эффект от роста продаж.
Задачи стимулирования сбыта. Наиболее эффективно применение стимулирования сбыта в тех случаях, когда продавцу после проведения рекламы необходимо получить немедленно сильную реакцию со стороны рынка.
Мероприятия стимулирования сбыта, направленные на покупателя, преследуют задачи ознакомить его с новинкой, стимулировать покупку, увеличить потребление одним покупателем большего количества товаров, поощрить активных покупателей.
Основные приемы стимулирования сбыта. Многочисленные приемы стимулирования сбыта, направленные на потребителей и торговых посредников, можно объединить в следующие группы: скидки; дисконтные расчетные карты; купоны; премии в вещественной форме; семплинг; дегустация; обмен товара на товар конкурента, передача товара во временное пользование; игры (конкурсы, лотереи, викторины); упаковка.
К новым видам стимулирования сбыта относится предоставление потребительского кредита, бесплатных сопутствующих ус-
1 Росситер Дж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. — СПб.: Питер, .2000 - С. 355.
луг, различных гарантий сервиса. Некоторые продавцы по отношению к VIP-клиентам могут оказывать бесплатно услуги характер которых подчеркивает высокий социальный статус покупателей.
В последнее время во многих компаниях широкое распространение получили процедуры стимулирования сбыта по отношению к своему персоналу.
Стимулирование сбыта применяется вместе с рекламой. Во многих случаях применение приемов стимулирования сбыта невозможно без рекламной поддержки.
Проведение кампаний по стимулированию сбыта требует глубокой проработки и серьезной подготовки.
Реклама и директ-маркетинг (ДМ).Директ-маркетинг представляет собой взаимодействие продавца/производителя (далее — продавец) и покупателя в процессе продажи товара. Ответной реакцией директ-маркетинга является непосредственная покупка товара. ДМ присущи следующие коммуникационные характеристики:
непосредственный, прямой характер взаимодействия продавца с покупателем;
адресность и сфокусированность;
диалоговый режим коммуникации продавец — покупатель;
измеряемость эффекта коммуникации;
возможность приспосабливаемости к запросам покупателя;
получение дополнительных удобств;
небольшой объем охватываемой целевой аудитории;
высокая стоимость одного контакта продавец—покупатель.
Проведение ДМ-кампании требует соблюдения трех важней- f ших положений: избирательности, творческого подхода и обеспечения обратной связи.
К основным коммуникационным целям, эффективно достигаемых посредством ДМ, относятся:
привлечение внимания покупателя;
удержание покупателя в сфере действия продавца;
развитие долговременных личностных отношений с покупателем;
стимулирование покупки и создание предпосылок многочисленных повторных покупок;
изучение реакции покупателя на тот или иной товар.
Виды директ-маркетинга. Существуют следующие формы ДМ: личная продажа; директ-мейл; каталог-маркетинг; телемаркетинг; Интернет-маркетинг.
Личная продажа. Процесс оказания помощи и убеждения одного или более потенциальных покупателей купить товар через его устное представление. Коммуникационные особенности личной продажи:
а) ярко выраженный личностный характер персональной продажи позволяет установить долговременные личные отношения
между продавцом и покупателем, которые могут принимать раз
личные формы в зависимости от индивидуальных особенностей
Покупателя;
б) процесс личной продажи предполагает определенную и
немедленную реакцию со стороны покупателя. Если рекламную
листовку можно выбросить, даже не прочитав, а купоном на предоставление скидки не воспользоваться, то прямое обращение продавца требует от покупателя высказать свое отношение в ответ на
предложение о продаже;
в) личная продажа заканчивается покупкой товара. В этом одно
из главных отличий личной продажи от других средств любой массовой коммуникации;
г) личная продажа — наиболее дорогостоящий в расчете на
один контракт тип коммуникаций. Кроме больших затрат на оплату труда торговых агентов высокая стоимость контракта обусловливает значительные транспортные издержки, представительские
расходы и т.д.;
д) относительно малочисленная аудитория, охватываемая в
течение одного устного рекламного представления товара, что является серьезным недостатком данного вида директ-маркетинга.
В организационном плане личная продажа принимает следующие формы:
продавец контактирует с одним покупателем;
продавец контактирует с группой покупателей. Типичными Представителями такой формы ДМ являются коммивояжеры компаний по продаже косметики «Мэри Кэй Продакшн», посуды «Цептер», парфюмерии и косметики «Орифлейм» (рис. 1.1);
группа продавцов контактирует с группой покупателей, например, если ведутся коммерческие переговоры при заключении контракта на реализацию, как правило, дорогостоящих, сложных it техническом плане товаров производственного назначения. Многочисленность участников оправдана и целесообразна в связи с необходимостью оперативного получения консультаций экспертов-специалистов;
продавец проводит торговое совещание или семинар. Представители компании-продавца встречаются одновременно с несколькими независимыми покупателями для обсуждения проблем, касающихся реализуемого товара, с одновременным проведением учебного семинара сотрудников компаний-покупателей, информируя о новейших технических достижениях, о новых товарах, демонстрируя их возможности и приемы эксплуатации
Директ-мейл. Иное определение этого метода ДМ — почтовая реклама, так как продавец обращается к покупателю с пись-
Рис. 1.1. Реклама косметики фирмы «Орифлэйм»
менным посланием, отправляемым по почте. При наличии директ-мейла определенных сходств с рекламой к ДМ оно отнесено из-за наличия важных коммуникационных характеристик. Во-первых, прямой, непосредственный характер коммуникации; во-вторых, личностный характер послания; в-третьих, сфо кусированность обращения к конкретной аудитории; в-четвертых высокая стоимость рекламного контакта из-за высокой стоимости баз данных.
В последнее время директ-мейл расширился благодаря использованию факсимильной и электронной почты.
Каталог-маркетинг. Этот метод ДМ использует каталоги товат ров, рассылаемые покупателям по почте, либо продающиеся й магазинах. Каталоги традиционно представляют собой многочис-1 ленные проспекты с фотографиями товаров и указанием цен на них. Каталог-маркетинг сегодня кардинально пересматривается: к каталогам добавляются видеоролики, компьютерные дискеты, компакт-диски, Интернет-каталоги. Обратная реакция получате-1 ля: с помощью каталога он обращается к продавцу по телефону! или отсылает по почте, в том числе и по электронной, на адрес,
указанный отправителем, письменный заказ на товар, помещенный в каталоге.
Телемаркетинг. Эта форма ДМ предполагает установление контакта между коммуникатором и адресатом по телефону. Особенно эффективна для налаживания первичного контакта между продавцом и покупателем.
Интернет-маркетинг. За этим способом ДМ большое будущее. В России он активно развивается.
Одной из важнейших тенденций практики развития ДМ является системное и комплексное использование различных его средств и достижении маркетинговых целей. Этот процесс в последнее время настолько актуален, что позволяет некоторым специалистам говорить о формировании системы интегрированного ДМ.
1.4. Реклама и спонсорство
Спонсорство — средство маркетинговых коммуникаций через Систему взаимовыгодных договорных отношений между продавцом-спонсором и субсидируемой стороной (реципиентом), обшей целью которых является достижение коммуникационно-маркетинговых целей продавца-спонсора.
Совокупность привилегий, получаемых спонсором, обычно называют спонсорским пакетом.
Как синтетическое средство маркетинговых коммуникаций спонсорство представляет собой комплекс приемов и мер, объединяющих ПР, рекламу и стимулирование сбыта.
Использование инструментария спонсорства в процессе формирования коммуникаций с целевыми аудиториями эффективно по следующим причинам:
действия продавца-спонсора накладываются на благоприятный эмоциональный фон, характерный для большинства спонсируемых мероприятий;
участие продавца-спонсора в спонсорских проектах позволяет достичь высокого эффекта при более низких затратах.
В зависимости от типа основной целевой аудитории продавца коммуникационная деятельность спонсорства включает:
формирование осведомленности о продавце-спонсоре;
налаживание благоприятного общественного мнения;
создание положительного имиджа о продавце-спонсоре у широкой общественности;
демонстрацию финансовой мощи, которая преследует цель формирования образа надежного, устойчивого партнера. Среди наиболее перспективных и часто субсидируемых областей человеческой деятельности, в которые вкладывают средства спонсоры, являются спорт, культура, искусство и социальная сфера.
Спонсорство в области спорта. Эффективность коммуникаций спонсорства определяется правильностью выбора того или иного вида спорта как сферы приложений спонсорских ресурсов. В качестве субсидируемой стороны в договорах о спонсорстве могут выступать спортивные коллективы, отдельные спортсмены и спортивные соревнования.
Наиболее существенными факторами, определяющими принимаемое решение, являются:
совпадение многочисленной зрительской аудитории данного вида спорта и целевой аудитории (сегмент рынка), на которую направлена деятельность продавца-спонсора;
степень популярности конкретного вида спорта в стране (области, городе) в целом и непосредственно у целевой аудитории спонсора;
престижность и имидж того или иного вида спорта; анализ успешности выступления на спортивных аренах потенциального реципиента и изучение последствий влияния его возможных спортивных неудач на имидж продавца-спонсора.
Спонсорство в области культуры и искусства. Используется в меньших масштабах. Наиболее перспективными сферами спонсорства являются эстрада, телевизионные передачи, телефильмы и спектакли, а также классическая музыка, кино, театр, изобразительное искусство. В качестве субсидируемой стороны выступают: деятели искусств и артисты, конкретные проекты в сфере культуры и искусства, творческие коллективы, отдельные концерты и турне, постановка спектаклей, производство кинофильмов, телесериалов, телевизионные программы.
Компания с брендом J-7 являлась генеральным спонсором
телевизионного проекта «Последний герой». В рамках участия ком-
пании «Вимм-Билль-Данн» в телепроекте сок J-7 был выпущен в
упаковке с обновленным дизайном, который разработали специалисты рекламной группы Depot WPF Advertising. В поддержку новой
упаковки агентством был разработан пакет POS-материалов.
Спонсорство в социальной сфере проходит стадию становления. К основным сферам приложения спонсорских ресурсов относятся защита окружающей среды, здравоохранение, образование, научно-исследовательская деятельность, помощь незащищенным слоям населения и др.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение рекламе.
2. Дайте определение ПР. Укажите основные различия ПР-службы и
службы рекламы. Какие средства ПР вы знаете? Что такое паблисити?
3. Что такое стимулирование сбыта? Укажите основные характеристики и основные формы стимулирования сбыта.
4. Что такое директ-маркетинг и чем он отличается от рекламы? Какие технологии директ-маркетинга вы знаете и какие из них наиболее
перспективны для практики маркетинговых коммуникаций?
5. Дайте определение спонсорской деятельности. Укажите известных
вам российских спонсоров в области культуры, спорта и социальной
сферы.
Задания для самостоятельной работы
1. Подберите и проанализируйте ряд рекламных сообщений. Дайте им характеристику с позиции маркетинговых коммуникаций и классификации рекламы
2. Приведите примеры ПР-кампании. Дайте им оценку с позиции системы маркетинговых коммуникаций.
3. Проанализируйте ряд акций по стимулированию сбыта, проводимых российскими продавцами. Сравните их между собой.
4. В 2000 г. для формирования адресной базы по рассылке детского
журнала «Рыжий Ап» компания «Вимм-Билль-Данн» объединила базы
данных московских загсов и московских роддомов за последние 10 лет.
Как вы считаете, достигла ли компания успеха? Проанализируйте известные вам другие аналогичные примеры директ-маркетинговых кампаний российских и зарубежных производителей.
ГЛАВА 2