Организационные структуры управления маркетинговой деятельностью
Организационная структура управления маркетинговой деятельностью — это совокупность служб, отделов, подразделений фирмы, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.
Маркетинговые структуры фирмы зависят от размеров и ресурсов фирмы, специфики выпускаемой продукции, рынков, на которых реализуются данные товары, сложившейся структуры управления фирмой.
Организационная структура службы маркетинга может иметь одну из следующих ориентаций: по функциям, товарам, рынкам и покупателям, регионам, функциям и товарам, функциям и рынкам, функциям и регионам.
Например, оргструктура функционального типа целесообразна для фирм, у которых количество товаров и рынков невелико. Рынки и производимые товары рассматриваются как однородные, для работы с которыми создаются специализированные отделы. Для фирм, выпускающих большое количество разнообразной продукции, требующей специфических условий производства и сбыта, целесообразна организация маркетинга по товарному принципу. Маркетинг конкретного товара в последнее время приобретает большое значение в связи с тем, что дифференциация товара становится одним из главных факторов конкурентной борьбы. Например, к основным функциям управляющего по товару можно отнести: составление плана и бюджета маркетинга своего товара; прогнозирование возможных изменений на целевом рынке товара; сбор информации и изучение деятельности конкурентов; координацию деятельности всех подразделений фирмы, влияющих на маркетинг конкретного товара; контроль за соотношением цен и соблюдением статей бюджета рекламной деятельности; введение в ассортимент новых товаров и снятие с производства старых или не пользующихся спросом товаров.
Организация маркетинговой деятельности фирмы включает:
• определение функций, которые необходимо выполнять;
• построение организационной структуры управления маркетинговой деятельностью;
• подбор специалистов по маркетингу нужной квалификации;
• распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетинговой деятельностью;
• создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, оргтехники);
• организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими отделами и службами фирмы.
Таким образом, организационная структура необходима для управления различными областями деятельности фирмы: производством, закупкой, сбытом, маркетингом, финансами, НИОКР, работой с персоналом и т.д.
Анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления на фирме позволяет сделать правильный выбор в пользу конкретных организационных структур, учитывая при этом состояние рынка и стратегию фирмы. Например, организационная структура, ориентированная на маркетинг, позволяет объединить под единым началом основные виды деятельности, связанные с маркетингом, и нацелить их на достижение успеха на рынке. Руководство маркетинговой службы несет ответственность за координацию и взаимоувязку сбыта и распределения выпущенной продукции, сбора информации и стимулирования сбыта, планирования деятельности на рынке и ассортимента продукции фирмы. По мере расширения сфер деятельности фирмы усиливается конкуренция, появляется необходимость проведения маркетинговых исследований по более широкому кругу проблем: изучение рынка и товара, реклама, организация послепродажного сервисного обслуживания. Следовательно, структура фирмы маркетинговой ориентации зависит от типов изготовляемых товаров, масштабов производственной и сбытовой деятельности, рынков, на которых оперирует фирма, и т.д.
Рыночная практика свидетельствует о том, что никакая оргструктура управления не является наилучшей: у всех есть достоинства и недостатки. А потому следует периодически действующую структуру управления анализировать, выявлять ее связь с успехами и, что еще важнее, неудачами на рынке и, если потребуется, ликвидировать или сокращать ставшие ненужными службы и создавать новые, необходимые для достижения краткосрочных и долгосрочных целей фирмы.
Независимо от того, какая организационная структура службы маркетинга будет выбрана в качестве основной, при ее построении необходимо учитывать и соблюдать следующие основные принципы и требования:
•иметь общие для различных структурных подразделений цели (объемы продаж, прибыль, качество продукта, доля фирмы на рынке и т.п.);
•быть достаточно простой и иметь мало звеньев;
•умело использовать и координировать систему связей между подразделениями, обеспечивающими четкую передачу информации, имеющую эффективную обратную связь;
•управлять всеми структурными подразделениями из единого центра;
•быть оптимальной и адаптивной к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
Конечная цель функционирования маркетинговых служб — подчинение всей коммерческой деятельности фирмы объективным законам существования и развития рынка.
Следовательно, оптимизация функционирования маркетинговых служб фирмы подразумевает корректировку методов исследования и обработки целевого рынка фирмой в соответствии с принятой стратегией маркетинговой деятельности. Для повышения эффективности своей деятельности на рынке фирме необходимо тщательно отбирать и использовать новые инструменты воздействия на потенциальных потребителей, устранять возникающие противоречия и возможное дублирование во внутренних взаимодействиях структурных подразделений и служб, снимать проблемы, возникшие из-за несовершенства функционирования существующей структуры управления маркетинговой деятельностью.
Контроль в маркетинге
Составляя план маркетинга, трудно предусмотреть все непредвиденные обстоятельства, которые могут возникнуть в процессе работы. Поэтому выполнение намеченного плана маркетинговой деятельности необходимо обязательно контролировать руководителю фирмы.
Контроль маркетинговой деятельности — это оценка результатов выполнения маркетингового плана и принятие необходимых мер для его корректирования, поскольку, если упустить время безболезненного внесения уточнений и изменений, последствия для компании могут быть непредсказуемы.
Однако процедуры контроля, существующие во многих компаниях, явно несовершенны. Некоторые фирмы недостаточно четко устанавливают цели и определяют системы оценки результатов деятельности. Многие не имеют ясного представления о прибыльности проводимых сделок, не анализируют свои затраты на складирование товара и содержание каналов распределения.
Маркетинговый контроль — это полный, систизированный, независимый и периодический анализ маркетинговой среды, целей, стратегий и деятельности компании или производственной единицы для выявления проблемных областей и выработки рекомендаций, направленных на улучшение маркетинговой деятельности фирмы.
Цель контроля — установление соответствия запланированных показателей фактическим объемам получения доходов от реализации товаров и услуг. Результаты контроля позволяют выделить критические точки маркетинговой деятельности, требующие незамедлительного принятия мер для обеспечения рыночной устойчивости с позиции финансово-правовых и конкурентных факторов маркетинговой среды.
Объекты контроля — объем продаж; размеры прибыли и затрат; целевые аудитории покупателей с обратной связью на предложенные товары и услуги; соответствие запланированных и реальных (фактически достигнутых) результатов производственно-коммерческой деятельности.
Основная задача маркетингового контроля заключается в установке стандартов, которыми следует руководствоваться при выполнении заданий, измерении фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Выполнение маркетологами функции контроля начинается одновременно с выполнением функции планирования в процессе выработки целей и задач фирмы. Контроль помогает определить, какие именно из применяемых способов достижения целей оказались более эффективными и какие — неудачными, и таким образом маркетологи определяют, какие их действия и шаги были удачными, а какие нет.
В настоящее время выделяют четыре типа контроля маркетинговой деятельности (по Ф. Котлеру).
I. Контроль ежегодных планов.Этот тип контроля использует принцип определения целей на месяц, квартал, год. Затем контролируется вся рыночная деятельность фирмы. Руководство изучает серьезные отклонения от маркетингового плана, если они возникают, определяет их причины. На завершающем этапе деятельности необходимо предпринимать корректирующие действия для сокращения разрыва между реальными и намеченными показателями.
Ориентировочная схема процесса контроля:
• постановка целей: «Чего мы хотим достичь?»;
• измерение показателей деятельности: «Что происходит?»;
• анализ деятельности: «Почему это происходит?»;
• корректирующие действия: «Что с этим делать?».
Данную модель контроля можно использовать на всех уровнях организации. Высшее руководство фирмы определяет цели на год по прибылям и объемам продаж. Для каждого последующего уровня управления эти цели сужаются и конкретизируются. Конкретные цели имеют региональные менеджеры по сбыту и торговые представители. По истечении определенного периода руководство анализирует результаты деятельности нижестоящих работников и выясняет, нужно ли предпринимать какие-либо корректирующие действия.
Для контроля выполнения плана применяют пять видов анализа.
1.Анализ сбыта. Он заключается в определении фактического объема продаж и сравнении его с запланированными объемами.
2.Анализ доли рынка. Для определения эффективности деятельности необходимо проследить за состоянием доли рынка, которую имеет фирма. Если она увеличивается, то фирма опережает конкурентов, если уменьшается, то она по сравнению с конкурентами работает хуже.
3. Анализ соотношения затраты/объем продаж. Анализ ежегодных планов требует, чтобы руководство следило за расходами на обеспечение выполнения поставленных целей и за соотношением маркетинговых затрат и объема продаж. К маркетинговым затратам можно отнести, например, оплату труда торгового персонала, затраты на рекламу и стимулирование сбыта, расходы на маркетинговые исследования, административные и другие расходы.
4. Финансовый анализ. Соотношение затрат и объема продаж
следует рассматривать и с точки зрения общего финансового состояния фирмы, чтобы определить, как и где она «делает своиденьги».
5. Маркетинговый оценочный анализ. Оценка по покупателям предполагает анализ деятельности фирмы на основании количества новых покупателей, неудовлетворенных покупателей, потерянных покупателей, осведомленности целевого рынка, предпочтений целевого рынка и др. По каждому из этих показателей должны быть установлены определенные нормы, и когда текущие значения выходят за пределы этих норм, руководство фирмы должно принимать ответные меры.
II. Контроль прибыльности.Руководители фирм должны оценивать прибыльность совершаемых сделок (сбыта продукции на определенных территориях, по конкретным группам покупателей, в соответствующих сегментах рынка, при использовании различных каналов сбыта и в зависимости от размера партии). Такого рода информация позволяет руководству фирмы определить, нужно ли расширять, сокращать или совсем прекращать поддержку отдельных маркетинговых действий.
Желательно составить отчет и проанализировать прибыль и убыток для каждого маркетингового объекта (различные группы клиентов, каналы движения товаров и т.д.). Полученные данные позволяют сделать вывод о целесообразности работы фирмы на определенной территории с той или иной группой клиентов, с конкретными каналами сбыта. Но даже если результаты анализа прибыльности окажутся неутешительными, не стоит отказываться от использования какого-либо канала сбыта. Возможно, причины финансовой убыточности кроются именно в недостаточном внимании со стороны руководителей фирмы и отсутствии планомерных действий в этом направлении. Прежде чем предпринимать соответствующие шаги, следует ответить на ряд вопросов:
•переключатся ли клиенты на другие каналы сбыта, если от некоторых из них фирме придется отказаться?
•от чего зависит важность каналов сбыта с точки зрения клиентов?
•оптимальна ли стратегия маркетинга, разработанная для каждого из каналов сбыта?
Получив ответы, руководство отдела маркетинга может приступить к оценке вариантов дальнейших действий, например:
•если затраты на доставку достаточно велики, можно установить специальную (повышенную) цену для мелких заказов;
•провести курс обучения для менеджеров по совершенствованию систем стимулирования сбыта;
• сократить некоторые затраты (например, сократить число телефонных звонков, прекратить поиск новых клиентов и сосредоточиться на проверенных партнерах);
• отказаться не от канала сбыта как такового например дилеров или торговых представителей, а только от наиболее «узких мест» и т.п.
III. Контроль эффективности.Предположим, что анализ прибыльности показал, что по некоторым территориям, группам клиентов или региональным рынкам фирма получает слишком малую прибыль. Возникает вопрос: есть ли более эффективные способы управления торговым персоналом, проведения рекламных кампаний, других мероприятий по стимулированию сбыта, организации распределения товаров в этих маркетинговых объектах?
Оценка эффективности работы торгового персонала. Руководители отдела сбыта должны оценивать деятельность менеджеров исходя, например, из следующих усредненных показателей:
• число телефонных звонков с предложением заключить сделку на одного работника;
• время одного телефонного контакта;
• доход из расчета на один звонок;
• затраты из расчета на один звонок;
• затраты на прием посетителей;
• число новых покупателей за определенный период;
• число утерянных покупателей за тот же период;
• затраты на содержание торгового персонала (в процентах от объема продаж) и т.д.
Например, если обнаружится, что менеджеры много времени тратят на оформление заказов, то целесообразно возложить это на менее квалифицированных операторов. Если число утерянных покупателей превысит число новых, необходимо переориентировать сотрудников на работу с проверенными клиентами.
Оценка эффективности рекламы. Многие считают, что оценить результат от затрат на рекламу практически невозможно. Однако общую картину можно составить, если проанализировать следующие показатели:
• затраты на привлечение тысячи целевых потребителей с помощью данного средства рекламы (показатель GRP);
• процент аудитории, заметившей, посмотревшей или прочитавшей большую часть рекламного обращения;
• мнение клиентов о содержании и эффективности рекламы;
• число заказов, сделанное под влиянием рекламного обращения.
Оценка эффективности стимулирования сбыта. Для определения эффективности мероприятий по стимулированию сбыта нужно фиксировать затраты на каждое подобное мероприятие и учесть его влияние на уровень продаж. Необходимо отслеживать процент продаж, совершенных в рамках мероприятия по стимулированию сбыта, сумму затрат на стимулирование сбыта на каждый рубль (доллар) от продаж и т.п.
Оценка эффективности распределения. Руководители фирм всегда должны стремиться к снижению затрат на распределение своей продукции. Ведь одна из основных проблем заключается в следующем: если объем продаж фирмы резко возрастает, то эффективность распределения товаров резко снижается. Например, фирма может не в состоянии соблюдать намеченные сроки поставок. Это негативно сказывается на ее репутации, и, в конце концов, объем продаж может уменьшиться. Чтобы этого избежать, руководству фирмы необходимо своевременно определить «узкие места» и вложить достаточно средств в мероприятия по повышению эффективности распределения (подумать об улучшении расположения складов, способов транспортировки и т. п.).
IV. Стратегический контроль.Время от времени руководители фирм должны полностью пересматривать свои маркетинговые цели и стратегический подход к рынку. Для этого можно применить два инструмента: оценку эффективности маркетинга и маркетинговый аудит.
Эффективность маркетинга характеризуется пятью составляющими маркетинговой ориентации:
• направленностью на покупателя. Понимает ли руководство важность удовлетворения потребностей клиентов? Разрабатывает ли оно различные предложения и планы маркетинга для разных сегментов рынка?
• маркетинговой интеграцией. Осуществляется ли надлежащий контроль выполнения основных маркетинговых функций на фирме? Хорошо ли согласована работа отдела маркетинга с другими отделами?
• адекватностью информации. Знакомо ли руководство с потенциалом сбыта и прибыльностью различных сегментов рынка и территорий, размеров партий заказов? Когда в последний раз проводили опрос покупателей, исследование каналов сбыта и деятельности конкурентов?
• стратегической ориентацией. Проводится ли маркетинговое планирование? В какой степени учитываются и планируются непредвиденные обстоятельства?
• оперативной эффективностью. Знакомы ли с маркетинговой стратегией работники фирмы и как они ее внедряют? Эффективно ли руководство распределяет маркетинговые ресурсы, способно ли оно быстро реагировать на возникновение непредвиденных ситуаций?
Руководители фирмы, обнаружившие, что эффективность маркетинга недостаточна, должны предпринять более глубокое исследование.
Вместе с тем область маркетинга отличается быстрым устареванием идей, концепций, вызванным изменениями рыночной ситуации. Для фирм характерна определенная инертность: маркетинговые стратегии, принятые вчера, применяют и сегодня, хотя они уже не оправдывают своего назначения. Причина — нежелание отдельных руководителей фирмы что-либо менять, поскольку реализация неэффективной стратегии может приносить прибыль.
Рассмотрев в предыдущих разделах сущность маркетинга, микро- и макросреду фирмы, получив представление о проведении исследований, оргструктуре управления, планировании маркетинговой деятельности, выявлении места на рынке и возможных стратегиях, приступаем к формированию инструментов воздействия на потенциальных потребителей.