Маркетинговые стратегии: сущность и виды
Стратегия маркетинга — совокупность основных сил, средств и базовых решений, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей фирмы, направленных на достижение ее генеральной цели. Возможная стратегия маркетинга определяется положением, занимаемым фирмой на рынке. Фирма может на рынке быть лидером, претендентом на лидерство, последователем или занимать некую нишу.
Фирме-лидеру рынка принадлежит наибольшая доля рынка определенного продукта, которую ей необходимо защищать от посягательств других фирм. Поэтому лидеру рынка необходимо стремиться к расширению и удержанию своего сегмента и рынка в целом, привлекая новых потребителей, находя новые способы потребления и применения продукции. Успешная деятельность лидера на рынке будет способствовать тому, что у конкурентов не будет появляться даже желания вести наступление на позиции лидера.
Фирма-претендент на лидерство агрессивно атакует не только лидера, но и других конкурентов, а также стремится к расширению своей доли рынка. Фирма может начинать и вести ценовые войны, снижать издержки производства, выпускать престижные товары, расширять ассортимент продукции, разрабатывать новые продукты, совершенствовать каналы распределения, повышать уровень услуг или разворачивать широкую рекламную кампанию.
Фирма-последователь (фирма, следующая за лидером) стремится сохранить свою долю рынка и поэтому придерживается стратегий, направленных на поддержание и увеличение своей доли рынка. Такая фирма может играть роли подражателя, двойника, имитатора или приспособленца.
Фирма, оперирующая в нише, обслуживает, как правило, небольшие сегменты рынка, до которых нет дела крупным фирмам. Она выбирает одну или несколько областей специализации, например по конечным пользователям, в зависимости от размеров клиентов и степени их значимости для успеха фирмы, по географическому принципу, по продукту, специализируясь на индивидуальном обслуживании покупателей, на определенном соотношении качество/цена, на каналах распределения.
Основные стратегии фирм-лидеров рынка.Лидеры обычно подают пример конкурентам, изменяя политику цен, представляя новую продукцию, расширяя каналы распределения и устанавливая степень интенсивности мероприятий по продвижению. На лидера ориентируются конкуренты, ему бросают вызов, его избегают, ему подражают. Перечислим наиболее известных лидеров рынка — GeneralMotors(автомобили), IBM(компьютеры), Xerox(фотокопировальная техника), Procter&Gamble(потребительские товары в упаковке),Coca-Cola(безалкогольные напитки), McDonald's(общественное питание) и Gillette(бритвенные лезвия).
1. Расширение рынка. При расширении рынка в целом, как правило, выигрывает, прежде всего, доминирующая компания. Лидер рынка обязан неустанно искать новых потребителей, новые способы потребления и стремиться к интенсивному использованию своих продуктов.
Новые потребители.Каждый класс продуктов имеет потенциал привлечения новых покупателей: людей, которые не владели информацией о свойствах товаров, не имели возможность приобрести их из-за высоких цен, не желали покупать продукт, характеристики которого не удовлетворяли имеющиеся потребности. Например, производитель парфюмерии стремится убедить женщин, не пользующихся духами, хотя бы попробовать новые ароматы (стратегия проникновения на рынок), привести мужчинам рациональные обоснования необходимости применения парфюмерии (стратегия создания нового рынка) или начать экспорт своей продукции (стратегия географической экспансии).
Новые способы применения продукта. Расширению рынков способствуют открытие и продвижение новых способов использования продуктов. Например, среднему американцу три дня в неделю на завтрак подают кашу. Несомненно, производители каш выиграют, если им удастся внушить потребителям, что их продукт хорош не только по утрам, но и днем или вечером.
Увеличение интенсивности использования продукта. Стратегия расширения рынка заключается в попытке убедить потребителей увеличить интенсивность использования продукции компании. Procter&Gambleуверяет потребителей, что эффективность шампуня Head&Shouldersрезко повышается при двукратном увеличении его разовой порции.
2. Защита своей доли рынка. Усилия, предпринимаемые компанией для увеличения размеров рынка, сопровождаются мероприятиями по защите принадлежащей ей доли рынка от нападковконкурентов. Coca-Colaдолжна постоянно контролировать действия PepsiCo, Gillette — отбивать атаки Bic.
Лидер должен возглавлять поступательное движение своей отрасли, разрабатывая новые продукты и услуги, создавая новые каналы распределения, повышая эффективность своего производства, сокращая издержки и предлагая потребителю все более ценные, необходимые ему товары.
Лидеру рынка приходится постоянно работать над снижением издержек, так как цена на продукт обязана соответствовать оценке потребителями его потребительских свойств. Поэтому лидер рынка должен тщательно продумать систему «оборонительных районов» в ключевых сегментах рынка и выбрать участки, которыми он готов пожертвовать. Цель его оборонительной стратегии — уменьшение вероятности нападения на самых уязвимых направлениях и снижение интенсивности возможного наступления.
Существует несколько оборонительных стратегий фирмы-лидера.
Позиционная оборона. Любая статичная оборона обречена на поражение. Сегодня ограничение действий компании исключительно обороной рассматривается как одна из форм маркетинговой близорукости. Политика Г. Форда, не видевшего ничего кроме своей модели, поставила его автомобильную компанию с годовым доходом свыше 1 млрд долл. на грань банкротства. Сегодня Coca-Cola, несмотря на то, что компания продает около половины всех безалкогольных напитков мира, приобретает фирмы, выпускающие фруктовые напитки и диверсифицирует производство.
Защита флангов. Значение фланговой защиты возрастает, если тактика ее осуществления тщательно проработана. В отсутствие такой подготовки и заключалась ошибка компаний GeneralMotorsи Ford, которые не восприняли всерьез атаку японских и европейских производителей и формально подошли к созданию компактных моделей Vegaи Pinto. Успеха эти модели не принесли, так как американские малолитражные автомобили не отличались высоким качеством, а цены были установлены на уровне зарубежных конкурентов.
Упреждающие оборонительные действия. Если лидера рынка не устраивает пассивная позиция, он может опередить противника упреждающим ударом. Рекомендуется «зацепить» одного конкурента, атаковать другого, пригрозить третьему, нарушая тем самым работу каждого из них. Впоследствии возможен переход в наступление по всему фронту, как это сделала компания Seiko, которая предлагала дистрибьюторам по всему миру 2 300 моделей часов.
Контратака. Иногда рыночная доля лидера сокращается настолько стремительно, что контратака необходима. Метод контратаки — вторжение на основную территорию противника, принуждающее его вернуть войска для защиты исконных земель. Форма контратаки — экономическая или политическая блокада конкурента. Лидер имеет возможность субсидировать снижение цен на некоторые виды продукции (обычно наиболее рентабельные для конкурентов) за счет других товаров или заявить о подготовке к производству нового продукта, чтобы потребители прекратили закупки у конкурента.
Мобильная защита. Данная стратегия предполагает, что лидер распространяет свое влияние на новые территории, создавая базу для будущих атак или организации обороны. Если раньше, например, компания ArmstrongWorldIndustriesопределяла сферу своей деятельности как производство ковровых покрытий, то сегодня она специализируется на декоративных домашних покрытиях, удовлетворяя желания потребителей по созданию элегантных внутренних интерьеров с использованием различных материалов.
3. Расширение доли рынка. Лидеры рынка часто имеют возможность увеличить прибыль, расширив принадлежащую им долю рынка. Один процент, например, рынка кофе США в стоимостном выражении равен около 50 млн долл., а один процент рынка безалкогольных напитков — более 200 млн долл. Поэтому неудивительно, что конкурентная борьба в XX в. превратилась в жестокие маркетинговые войны, так как многие компании поставили своей целью расширение доли рынка и лидерство.
Р. Баззел и Ф. Виерсема обнаружили, что компании, владеющие высокой долей рынка, обычно превосходят конкурентов в трех областях: в разработке новой продукции, относительном качестве товаров и маркетинговых расходах. Значительное (в сравнении с конкурентами) снижение цен на продукцию не позволяет компании существенно увеличить долю рынка, так как некоторые конкуренты отвечают менее значительным уменьшением цен, а другие предложат потребителям дополнительные блага и за ту же цену.
Основные стратегии претендентов на лидерство.Компании, занимающие вторые или третьи места в рейтинге отрасли, часто называют вице-чемпионами, хотя некоторые из них, такие как Colgate, Ford, Avis, Westinghouse, Pepsi-Cola являются довольно крупными производителями. Поэтому вице-чемпионы могут выбрать одну из двух возможных стратегий: либо атаковать лидера и других конкурентов в борьбе за расширение своей доли рынка (претендующие на лидерство на рынке), либо спокойно следовать в фарватере лидера и не «раскачивать лодку» (последователи).
История знает множество примеров, когда компания, претендующая на лидерство, выбивала почву из-под ног фаворита и обходила его. Например, компания Canon, размеры которой в середине 1970-х гг. составляли лишь одну десятую компании Xerox, сегодня превзошла бывшего лидера по выпуску копировальных аппаратов. Японская компания Toyotaсегодня производит больше автомобилей, чем крупнейшая компания США GeneralMotors, а фирма Nikonвыпускает больше фотокамер, чем Leica.
Поэтому компании, претендующей на лидерство, необходимо, прежде всего, определить цели своей стратегии. Большинство подобных компаний в качестве главной долгосрочной задачи ставят расширение доли рынка.
Решение о переходе в наступление напрямую связано с выбором конкретного объекта атаки. Объектами атаки могут быть:
•позиции лидера рынка — наступление на них достаточно рискованная, но потенциально наиболее эффективная стратегия. Прежде всего, претенденту на лидерство необходимо провести тщательное исследование нужд потребителей и определить степень их удовлетворенности. Хорошим объектом для атаки является крупный сегмент рынка, который лидер либо не обслуживает, либо потребители выражают неудовлетворение качеством его продукта или услуг;
• близкие по размерам компании-конкуренты, которые не справляются с удовлетворением потребностей покупателей и имеют сложное финансовое положение, продукция которых не пользуется спросом в связи с низкими техническими характеристиками или высокими ценами;
• небольшие местные и региональные компании, которые также не справляются с удовлетворением потребностей покупателей, имеют незначительные финансовые средства.
Фирмы, претендующие на лидерство, могут применять различные наступательные стратегии.
Фронтальное наступление. Представляет концентрированный удар основными силами по наиболее укрепленным позициям конкурента и означает, что атака ведется и на продукт конкурента, и на его рекламу, и на его цены.
В качестве альтернативы фронтальному наступлению компания может избрать ее модифицированный вариант — ценовую войну. Снижение цены на продукт может оказаться эффективным в случаях, если лидер рынка не предпринимает ответных шагов, а вам удается убедить потенциальных потребителей в том, что ваш продукт не уступает по качеству товарам лидера, но продается по более низкой цене.
Фланговая атака. Как правило, наиболее сильные части обороняющейся стороны сосредоточены по всему фронту на предполагаемых направлениях наступательных ударов, а фланги обычно менее укреплены и представляют собой хорошие объекты для атаки. Современный принцип ведения войны — концентрация силы против слабости. Следовательно, фланговая атака есть проявление настоящего маркетингового чутья, и обычно ее используют компании с ограниченными ресурсами.
Фланговая атака может проходить на двум направлениям: географическом и сегментационном. Географическая атака подразумевает активизацию нападающей стороны в регионах, в которых ее оппонент пассивен.
Другая фланговая стратегия заключается в выявлении неудовлетворенных лидером рынка нужд потенциальных потребителей. Данную стратегию успешно реализовали в свое время производители автомобилей из Японии, которые захватили растущий рынок экономичных машин США, и пивоваренная компания MillerBrewing, открывшая рынок легкого пива. Следовательно, фланговая атака представляет собой наступление в лучших традициях современной маркетинговой философии, провозглашающей, что основное предназначение маркетинга заключается в идентификации и удовлетворении нужд потенциальных потребителей. Поэтому можно утверждать, что фланговая атака более эффективна, чем фронтальное наступление.
Попытка окружения. Seiko, известная компания-производитель часов, добилась того, что ее продукция была представлена на всех крупных рынках мира. Только в США она предлагает более 400 моделей часов, а общий ее ассортимент включает в себя 2,3 тыс. моделей. По мнению многих специалистов, они учитывают каждое дуновение моды, любые мельчайшие детали, предпочтения потенциальных потребителей и все то, что мотивирует покупателя.
Обходной маневр. Цель обходного маневра состоит в нападении на более доступные рынки, что позволяет расширить ресурсную базу перешедшей в наступление компании. Данная стратегия заключается в диверсификации производства компании, ее рынков и внедрении новых технологий.
Партизанская война. Стратегия партизанской войны заключается в проведении небольшими силами множества атак по всей занятой противником территории: селективные (избирательные) снижения цен, интенсивные блиц кампании по продвижению товаров и, как исключение, юридических акций.
В рыночной практике для расширения своей доли рынка претенденту на лидерство приходится использовать целый комплекс вышеописанных возможных стратегий и поэтому его успех определяется в значительной мере наиболее эффективным их сочетанием.
Основные стратегии для последователей, следующих за лидером.Т. Левитт утверждал, что стратегия имитации продукта не менее эффективна, чем стратегия новаторского продукта. Многие фирмы несут огромные расходы на разработку нового продукта, его распространение и информирование рынка. Награда за труд и риск — заслуженное лидерство на рынке. Другие фирмы редко предлагают рынку принципиально новую продукцию. Чаще они копируют изобретения лидеров, а затем предлагают подобные товары по более низкой цене, получая высокую прибыль, поскольку экономят на научно-исследовательских разработках и коммуникациях с потребителями. Если последователь предлагает более низкие цены, услуги высокого качества или улучшенный продукт, лидер имеет возможность мгновенно предпринять адекватные меры.
Рассмотрим основные стратегии компаний-последователей.
Стратегия дублирования продукта лидера и упаковки. Такой товар реализуют на черном рынке или сомнительным посредникам. Такие компании, как AppleComputerи Rolex, постоянно сталкиваются с проблемой подделок, особенно на Дальнем Востоке.
Стратегия копирования продукции, систем распределения, рекламной кампании конкурента вплоть до чуть-чуть измененного марочного названия, например «Coco-Colo» вместо «Coca-Cola». В этих случаях двойник паразитирует на инвестициях лидера.
Стратегия копирования продукции лидера с сохранением различий в упаковке, рекламе, ценах и т.п. Компания-последователь не беспокоит лидера рынка до тех пор, пока она не предпринимает агрессивных атак. Компания-имитатор помогает лидеру рынка избежать полной монополии в отрасли.
Стратегия видоизменения или улучшения продукции лидера. Обычно компания-последователь начинает с каких-то других рынков, чтобы избежать прямого столкновения с лидером. Вместе с тем очень часто компания-последователь становится претендентом на лидерство (японские компании).
Насколько выгодно положение и велики доходы компании-последователя? Хотя последователь не несет больших расходов на проведение исследований и НИОКР, обычно он зарабатывает меньше, чем лидер рынка.
Основные стратегии для компаний-обитателей ниш.Альтернатива положению компании-последователя на крупном рынке — лидерство на маленьком рынке или в нише. Небольшие компании, как правило, избегают прямой конкуренции с компаниями-лидерами, обживаясь на небольших рынках, не представляющих интереса для гигантов. Сконцентрировавшись на разработке и производстве медицинских масок, компания TecnolMedicalProductsконкурирует с таким гигантом, как Johnson&Johnson. Tecnolвыпускает специальные маски для медицинских работников и является их ведущим производителем.
Правильный выбор ниши — лишь одна из граней успеха компании. Компания Tecnolзанимает свое положение благодаря следующим факторам:
• осторожному поведению (хирургические маски — мелочь для таких крупных производителей, как Johnson&Johnson);
• низким затратам на производство;
• активной инновационной деятельности, когда каждый год выпускается дюжина новых продуктов;
• стратегии поглощения небольших конкурентов, что позволяет развивать и расширять предложение продукта.
Сегодня быстро растет количество крупных компаний, которые организуют подразделения или даже создают дочерние компании, специализирующиеся на обслуживании ниш. Компании даже с небольшой долей рынка могут быть высокоприбыльными в небольших нишах. К факторам, обеспечивающим им успех, маркетологи обычно относят: предложение более высокой ценности, установление премии к цене, низкие производственные издержки и сильную корпоративную культуру.
Ключевая идея ниши — специализация. Компании, оперирующие в нишах, могут выбрать различные специализации.
Специализация по конечным пользователям. Например, юридическая компания специализируется на уголовном, гражданском или промышленном рынке.
Специализация по вертикали. Компания специализируется на определенных вертикальных уровнях производства, распределения или цепочки создания стоимости. Например, компания концентрирует усилия на производстве меди или продуктов из нее.
Специализация в зависимости от объемов клиентов. Компания сосредоточивается на обслуживании мелких, средних или крупных клиентов.
Специализация на особых клиентах. Компания обслуживает одного или нескольких потребителей. Многие компании поставляют продукцию крупному единственному потребителю, такому как Searsили GeneralMotors.
Географическая специализация. Компания продает продукцию в определенной местности или регионе.
Продуктовая специализация. Компания выпускает только один продукт или единственную товарную линию. Например, она специализируется на производстве линз для микроскопов. Торговая компания может заниматься продажами только галстуков или носков (британские сети магазинов TieRackи Socks-Box).
Специализация на производстве продукта с определенными характеристиками. Агентство Rent-a-Wreckсдает в аренду только подержанные машины.
Специализация на индивидуальном обслуживании покупателей. К каждому покупателю — индивидуальный подход.
Специализация на определенном соотношении качество/цена. Компания фокусирует внимание на производстве либо высококачественной, либо дешевой продукции. Например, компания HewlettPackardспециализируется на производстве продукции высокого качества по высокой цене.
Специализация на обслуживании. Фирма предлагает одну или несколько услуг, которые не предоставляются другими компаниями. Примером служит банк, который принимает заявки на кредит по телефону, а посыльный доставляет необходимую сумму заемщику.
Специализация на каналах распределения. Фирма специализируется на обслуживании единственного канала сбыта. Например, компания по производству безалкогольных напитков выпускает их в емкостях большого объема и реализует их на бензозаправочных станциях.
Поскольку положение в нише может измениться, компания должна позаботиться о создании новых ниш. Фирма должна придерживаться «принципа ниш», но отнюдь не конкретной ниши. Вот почему множественные ниши предпочтительнее единой. Оперируя на двух и более нишах, компания увеличивает свои шансы на выживание и дальнейшее развитие.