Миссия организации и управление целями организации

Миссия организации

В основе эффективного планирования деятельности любой организации лежит целеполагание, так называемая установка целевых ориентиров ее развития.

Существует три типа целевых установок в организации: миссия, видение и цель.

Потребность в определении миссии организации появилась еще в 70-х годах прошлого столетия, когда руководителям необходимо было кратко охарактеризовать свою организацию, указав на ее основные отличия от других подобных организаций, когда нужно было найти исходную точку для формирования эффективной стратегии развития организации.

Введение понятия «миссия организации» в широкий научный оборот обусловлено следующими основными причинами:

- повысилась роль общественного и государственного контроля над деятельностью организаций;

- владельцы многих преуспевающих организаций осознали, что только их личные цели или только прибыль уже не могут быть основной целью существования организации;

- в условиях насыщенного рынка от каждой организации потребовалось определение ее конкретного «индивидуального имиджа»;

- появилась настоятельная необходимость интеграции усилий многих подразделений и организаций на макроуровне (в регионе, стране, мировом сообществе в целом) и на микроуровне (персонала организации, поставщиков, потребителей, партнеров, инвесторов и т.п.).

В научной среде существует широкое и узкое понимание миссии организации. В первом случае под миссией организации понимают определение и формулирование философии и предназначения (смысла существования организации).

Философия организации декларирует основные ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

Предназначение организации аккумулирует те действия, которые ее руководители намереваются осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается стать.

Как правило, философия организации меняется достаточно редко. Что же касается второй части миссии, то она может периодически меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования.

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Целенаправленность деятельности любой организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.

Основными группами людей, чьи интересы и цели оказывают влияние на деятельность организации, и, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

• собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие ее для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные личные проблемы, повышать уровень и качество жизни своих семей;

• сотрудники организации, своим трудом непосредственно осуществляющие деятельность организации, создающие и реализующие созданный продукт, получающие от организации за свой труд денежную компенсацию и решающие с ее помощью свои жизненные проблемы;

• покупатели продукта организации, отдающие ей свои деньги в обмен на продукт организации и удовлетворяющие с его помощью свои желания и потребности;

• деловые партнёры организации, находящиеся с ней в формальных и деловых неформальных отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;

• местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном, в первую очередь, с формированием социальной и экологической среды обитания организации;

• общество в целом, в первую очередь, в лице государственных институтов власти, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов каждого из шести субъектов принципиально зависит от размеров организации, рода и характера ее бизнеса, места расположения и т.п.

Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации, независимо от того, что она собой представляет, оказывают интересы собственников и сотрудников организации, покупателей ее продукции и услуг. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей.

На формирование миссии оказывают влияние следующие факторы:

· история формирования и развития организации, в процессе которого вырабатывалась ее философия, формировались ее профиль и стиль деятельности, ее место на рынке и т.п.;

· существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

· состояние среды функционирования организации;

· ресурсы, которыми она располагает для достижения своих целей;

· отличительные особенностиорганизации.

Таким образом, правильно сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и то, какой она стремится стать, а также показывает отличие организации от других ей подобных.

Для этого в расширенной трактовке миссии должны быть отражены следующие основные характеристики организации:

· целевые ориентиры организации, отражающие те существенные задачи и цели организации, на решение и достижение которых направлена ее деятельность в долгосрочной перспективе;

· сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт (услугу) организация предлагает потенциальным покупателям, и то, на каком рынке и каким способом организация осуществляет реализацию своего продукта (услуги);

· философия организации, выражающая основные ценности, принципы и верования, принятые в организации;

· возможности и способы осуществления деятельности организации, повышающие ее конкурентоспособность на рынке, отражающие силу организации, ее отличительные возможности для выживания и развития в долгосрочной перспективе. Перечисляются основные способы, применяемые технологии, ноу-хау и имеющаяся в организации современная передовая техника.

При формировании миссии организации важным является также отражение в ее содержании и форме изложения имиджа, которым она обладает. Как правило, миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формированию миссии можно добиться того, что в ней будет достаточно ясно отражен именно тот имидж, которым обладает данная организация.

Правильно сформулированная миссия организации будет способствовать более динамичному и эффективному ее развитию.

Во-первых, миссия дает хозяйствующим субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Следовательно, миссия способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении этих важных субъектов внешней среды.

Во-вторых, миссия способствует формированию чувства единения и сопричастности внутри самой организации и созданию корпоративного духа персонала, что проявляется в следующем:

· миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;

· миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей личности с организацией. Для сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;

· миссия способствует установлению определенного морально-психологического климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления ее деятельности.

В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

· является базой для установления целей организации, обеспечивает их непротиворечивость и неконфликтность, помогает выработке эффективной стратегии развития организации, устанавливая целевую направленность и допустимые границы ее функционирования;

· формулирует стандарты и критерии распределения ресурсов организации, создает определенную базу для объективной оценки степени эффективности использования ресурсов в процессе функционирования организации;

· расширяет и разнообразит для работника смысл и содержание его деятельности, тем самым позволяет руководителям применять более широкий набор приемов мотивирования и стимулирования своих работников.

Вместе с тем, миссия организации не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать руководителям организации. Она задает основные направления развития организации, порядок адаптации организации к процессам и явлениям, протекающим как внутри, так и за ее пределами.

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно и была понятна всем хозяйствующим субъектам, взаимодействующим с организацией, и, в первую очередь, персоналу организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность различного ее толкования и в то же время оставляла определенный простор для творческого и гибкого развития организации в условиях меняющейся внешней и внутренней среды ее функционирования.

Теория и практика менеджмента и по сей день не выработала единого подхода к правилам и процедурам разработки миссии. Однако есть ряд рекомендаций, которые следуют из общих требований рыночной практики:

- миссия безвременна, так как формулируется вневременных рамок;

- миссия не должна полностью зависеть от текущего положения дел и состояния организации;

- в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли или ограничивать систему целей потребностями собственников и руководства организации;

- между миссией организации, ее целями и миссиями ее подразделений и служб не должно быть противоречий.

По возможности, миссия организации должна быть четкой, ясной, краткой, ориентироваться на потребности потребителя, учитывать специфику выпускаемой продукции и опираться на ее конкурентные преимущества.

В качестве удачных формулировок миссий известных организаций и компаний, можно привести следующие:

- Миссия сети ресторанов быстрого обслуживания «Мак Доналдс»: «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов».

- Миссия косметической фирмы MARY KAY: «Украшать жизнь женщин во всем мире».

- Миссия Международной общественной организации Красного Креста и Полумесяца: «Защищать беззащитных».

- Миссия группы компаний «Формоза» (одни из первых российских производителей компьютеров): «Мы живем и работаем в России и для России. Мы любим нашу страну, нам интересно жить в этой стране, мы верим в будущее этой страны».

Следовательно, миссия организации – это совокупность ценностей, принципов, норм и идей, определяющих организационную культуру организации и формирующих ее репутацию. Миссия, это заявление, отражающее интересы общества, владельцев и персонала предприятия, партнеров, потребителей и общества, дающее общее представление о сфере деятельности, общих принципах работы, отражающая смысл существования организации и т.п.

Миссия организации обязательно конкретизируется в ее целях. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то они не смогут выбрать наилучшую альтернативу своего развития из имеющихся.

Таким образом, миссия детализирует статус организации,направляет и ориентирует на достижение целей и разработку стратегий на различных организационных уровнях. Поэтому выбор миссииорганизациивключает ответы на два основных вопроса: кто наши клиенты и какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?

Вариант основных этапов формирования и реализации миссии организации представлен на рис. 3.

Если миссия формулируется на неопределенное время, то видение организации разрабатывается на определенный, как правило, достаточно продолжительный срок.

Видение – это понимание руководством развития организации на ближайшие 10–20 лет, более или менее конкретное представление о будущем организации, к которому она будет стремиться.

Это видение может и должно быть не связано с сегодняшним состоянием организации. Для того чтобы правильно сформулировать видение, нужно задать себе следующие вопросы:

· Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем?

· Что представляет собой наш бизнес сейчас и каким он станет в будущем?

· Кто является потребителями нашей продукции (услуг) и на какую группу покупателей организация будет ориентироваться в будущем?

· Какими способами мы собираемся увеличивать ценность нашей продукции для потребителей?

Ответы на эти и другие вопросы должны быть тщательно продуманы, так как на них базируется последующая работа по установлению целей организации.

Наши рекомендации