Емкость (Ep), доля (Др) и насыщенность рынка (Нр).
Емкость рынка определяется как объем проданного товара (в стоимостном выражении или в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке обычно за год. Сравнивание емкости рынка за ряд лед позволяет судить, меняется ситуация на рынке.
1. Ер = Т + И + Э,
где Т– выпуск товара всеми производителями на рынке за определенный период,
И – импорт, Э – экспорт.
2. Ер = n х К х ц,
где n – число покупателей данного вида товара,
К – количество покупок товара за исследуемый период,
ц – средняя цена данного товара.
Доля рынка (Др) представляет собой удельный вес или долю продаж фирмы на рынке.
Др= Р / Ер х 100,
где Р – количество проданного предприятием товара за определенный период.
Насыщенность ранка (Нр) – показатель, который определяется отношением числа потребителей, уже купивших товар к общему числу потребителей. Чем меньше значение имеет этот показатель, тем перспективнее рынок для сбыта товаров.
Нр = Пт / П х 100,
где Пт – число потребителей уже купивших товар, П – общее число потребителей.
2 вопрос. Классификация и типы рынков
Изучая современный рынок, нельзя не рассматривать вопросы о классификации различных типов рынков, образующих рыночное хозяйство.
Типы рынков:
I. По расположению и принадлежности:
1. местный - рынок, включающий один или несколько районов страны;
2. региональный - рынок, охватывающий всю территорию данного государства;
3. зарубежный;
II. По типу клиентурных рынков:
1. потребительский рынок, определяют отдельные лица, которые приобретают товары и услуги для личного потребления;
2. рынок производителей, составляют организации и предприятия, приобретающие товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства.
3. посреднический рынок - это предприятия, организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для дальнейшей перепродажи их с целью получения определенной прибыли.
4. рынок государственных учреждений, составляют государственные организации, которые приобретают товары и услуги для осуществления своих функций.
5. международный рынок, состоит из всех покупателей товаров и услуг, находящихся за пределами данного государства, включая отдельных физических лиц, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
III. По типу спроса и предложений:
1. рынок продавца (спрос превышает предложение);
2. рынок покупателя (предложение превышает спрос);
IV. По характеру товарного обмена:
1. рынок товаров и услуг – требует наличия товарных бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций;
2. финансовый – отражает спрос и предложение финансовых средств, облигаций, акций и предполагает наличие фондовых и валютных бирж;
3. труда – предполагает куплю и продажу таких факторов производства, как земля, труда, капитал;
V. По уровням регулирования:
1. свободный;
2. регулируемый;
· вертикального регулирования ( налоги, финансовая система)
· горизонтального
VI. По типам продукции, назначения:
1. конечного потребителя (товары и услуги приобретаются для личного или семейного пользования);
2. промышленный (товары и услуги приобретаются для последующего участия в процессе производства, перепродажи или сдачи в аренду).
В маркетинге существуют два наиболее привлекательных и важных рынка.
Сравнительная характеристика потребительского и промышленного рынков.
Характеристика | Промышленный | Потребительский |
Объем сбыта | Большой | небольшой |
объем закупок | Большой | небольшой |
число потребителей | небольшое | большое |
принятие решения о закупке | много людей | незначительное |
природа покупки | профессиональная | делитантская |
размещение потребителей | географически сконцентрированы | распылены |
Также рынок подразделяется по уровню конкуренции:
1) Чистая конкуренция - имеет место, когда большое число фирм производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами, например, зерно, масло, сахарный песок и т. п.
2) Монополистическая конкуренция - предполагает поставки на рынок близкой, но не полностью взаимозаменяемой продукции (в условиях монополистической конкуренции работают, например, аптеки, рестораны, производители многих потребительских товаров), цены в некотором диапазоне, зависящем от качества услуг и т.д.
3) Олигополистическая конкуренция - имеет место, когда в отрасли действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии. В первом случае производятся и продаются недифференцированные продукты, например, нефть, газ, металлы; во втором случае – дифференцированные продукты, например, автомобили.
4) Чистая монополия - характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация).
Лекция 4