Основные принципы и фазы урегулирования политических конфликтов

Урегулирование конфликта в большинстве случаев предполагает постепенность. Постепенностьже позволяет подготовить участников: выявить точки зрения, проработать различные варианты решений и лишь затем приступить к согласованию окончательного решения. Кроме того, постепенное решение проблемы позволяет сформировать взаимное доверие сторон друг к другу. Убедившись в выполнении одних договоренностей, они переходят к формулированию новых, затрагивающих более существенные стороны в их отношениях. На основе принципа постепенности строится метод, предложенный американским исследователем Ч. Осгудом и получивший название «Постепенные и взаимные инициативы по сокращению напряженности»Суть его сводится к тому, что один из участников конфликта в одностороннем порядке выдвигает и реализует инициативы, направленные на снижение напряженности, ожидая, что другой участник ответит тем же. В условиях вооруженного конфликта принцип постепенности означает прохождение ряда фаз, различающихся по своим задачам.

Эти фазы следующие:

1. Прекращение насильственных действий.( стабилизационная)

2. Установление диалога, подготовка к проведению переговоров.(коммуникационная)

3. Начало переговорного процесса.(переговорная)

4. Выполнение достигнутых договоренностей.

На ряду с принципом постепенности должен быть и принцип синхронности. Это означает, что стороны должны находиться одновременно на одной и той же фазе. И, если одна из них возвращается к предыдущей в результате спланированных операций или действий экстремистских сил то, как правило, и другая следует за ней.

Понятие и формы участия «третьей стороны» в урегулировании политического конфликта: несиловое и принудительное урегулирование.

С древних времен для урегулирования конфликтов привлекалась третья сторона, которая вставала между конфликтующими с тем, чтобы найти мирное решение. Обычно в качестве третьей стороны выступали наиболее уважаемые в обществе люди. Наряду с государствами третьей стороной могут быть и нередко бывают группы государств, объединенных для урегулирования конкретного конфликта; международные универсальные (т.е. те, которые открыты для всех стран мира) и региональные организации; церковь; неофициальные (неправительственные) институты и организации, а в некоторых случаях - отдельные лица, предпринимающие усилия по мирному урегулированию конфликта.

Третья сторона может вмешиваться в конфликт самостоятельно, а может - по просьбе конфликтующих сторон. Ее воздействие на участников конфликта очень разнообразно. Среди средств воздействия различают две группы:

• убеждение и оказание помощи в нахождении мирного решения;

• принуждение, оказание давления и ограничение конфликтных действий.

Ориентации третьей стороны на переговорный подход:

· "посредничество", Участие третьей стороны с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемого решения. Участие в переговорах

· «оказание "добрых услуг"», Побуждение конфликтующих сторон разрешить конфликт мирными средствами, предоставить им условия для такого разрешения. Организация переговоров

· "наблюдение за ходом переговоров". Сам факт наличия наблюдателя при проведении переговоров создает условия для снижения напряженности между сторонами, так как его присутствие сдерживает стороны от проявления враждебных действий по отношению друг к другу или от нарушения ими ранее достигнутых договоренностей, что способствует более эффективному поиску переговорного решения

Арбитраж

Характерными чертами (условиями) арбитража являются:

1) обязательная юридическая сила его решений для спорящих сторон;

2) выбор арбитра или арбитров самими спорящими сторонами.

Участники конфликта должны следовать арбитражному решению, хотя могут быть и не согласны с ним.

В арсенале средств воздействия третьей стороны на участников конфликта не исключаются и различные средства ограничения и принуждения, например отказ в предоставлении экономической помощи в случае продолжения конфликта, применение санкций к участникам; введение миротворческих сил для разъединения противоборствующих сторон; осуществление военных операций.

Наши рекомендации