Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

29. Структура национальной экономики. Теневая экономика.

Национальная экономика любой страны - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно- технологическая система. Поэтому её структуру (т. е. разделение на составные части) рассматривают с разных уровней, взаимодействующих в едином экономическом пространстве страны.
С позиции хозяйственной системы в связи с переходом России в 1991г. для учёта и анализа макроэкономических процессов к системе национальных счётов национальная экономика структурируется на секторы.
Они различаются между собой по способу формирования дохода и участия в рыночных отношениях. На рис,2 представлена секторная структура национальной экономики страны.
Внутреннюю экономику страны образуют домашние хозяйства и организации данной страны, созданные в соответствии с законодательством данной страны, которые зарегистрированы на ее экономической территории и участвуют в ее экономической деятельности не менее года (резиденты), а также организации других государств, действующие в экономическом пространстве данной страны, и постоянные представительства других государств (нерезиденты). Нерезиденты на экономической территории страны имеют второе название – « Остальной мир». Их доходы и сбережения образуют богатство других стран, тех, на территории которых нерезиденты зарегистрированы. Но они тесно связаны с экономикой данной страны, так как на ее территории организации-нерезиденты получают энерго- и водоснабжение, нанимают персонал из состава местного населения, пускают в продажу производимые товары.

Национальную экономику страны формируют резиденты данной страны, вне зависимости от того, где они осуществляют свою экономическую деятельность – на административно-политической территории, в анклавах, в открытом водном пространстве или на территории других стран, т.е. в любой точке её экономической территории.
В национальной экономике выделяются три крупных сектора:
1) рыночные секторы, институциональной единицей (хозяйствующим субъектом) которых выступают:
1.1) нефинансовые предприятия и организации, производящие товары и оказывающие услуги с целью получения прибыли или личного дохода, в том числе услуги непроизводственного характера в здравоохранении, физической культуре и спорте, отдыхе и туризме, образовании, культуре и искусстве, в непроизводственных видах бытового обслуживания;
1.2)финансовые корпорации (организации), оказывающие финансовые рыночные услуги с целью получения прибыли (банки, страховые компании, кредитные организации, инвестиционные фонды).

2) нерыночные секторы, институциональными единицами которых выступают:
2.1) государственные и муниципальные учреждения, оказывающие нерыночные услуги обществу и гражданам в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.п.;
2.2) некоммерческие организации в лице общественных и религиозных организаций, потребительских кооперативов и иных организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
3) смешанный сектор, представленный домашними хозяйствами, в том числе занимающимися производством товаров без применения наемного труда (например, ремесленные хозяйства).

Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой,неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя илиобщинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

30. Гос бюджет. Дефицит и профицит.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную системуРоссийской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

§ Федеральный бюджет

§ бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

§ бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

§ бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

31. Макроэкономические показатели: ввп, личный располагаемый доход, национальное богатство.

Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

ЛИЧНЫЙ РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД — (disposable income) Личный доход, фактически доступный для расходования. Располагаемым доходом является совокупный, или валовой, доход за вычетом прямых налогов и отчислений в социальные фонды.

Национальное богатство — макроэкономический показатель, представляющий в денежном выражении совокупность активов, созданных и накопленных обществом.

Национальное богатство включает:

  • природные богатства
  • материальные ценности
  • духовные ценности

32. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга.

Ма́рке́тинг[1] (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом.

Маркетинг - 1) предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров на рынок от производителя к потребителю; 2) планирование и воплощение замысла, ценообразования, продвижения и реализация товаров и услуг.

Принципы маркетинга

В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:

1. производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;

2. полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;

3. присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;

4. постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;

5. единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.

Цели вмаркетинге могут быть классифицированы следующим образом:

1. Рыночные - завоевание определенной доли или выявление перспективных рынков;

2. Маркетинговые - создание имиджа фирмы, мероприятия по созданию благоприятного отношения к фирме, объем продаж, объем прибыли, конкурентная борьба;

3. Управленческие - совершенствование структуры управления;

4. Обеспечивающие - ценовая политика, стимулирование сбыта, потребительские характеристики товара;

5. Контрольные.

Функции маркетинга.

  • Аналитическая функция.
    • изучение рынка как такового;
    • изучение потребителей;
    • изучение фирменной структуры;
    • изучение товаров;
    • анализ внутренней среды предприятия.
  • Производственная функция.
    • организация производства нового товара;
    • организация снабжения;
    • управление качеством.
  • Сбытовая функция.
    • организация системы товародвижения;
    • организация сервиса;
    • организация системы ФОССТИС (формирование спроса и стимулирования сбыта);
    • формирование товарной и ценовой политики.
  • Функция управления и контроля.
    • организация стратегического и оперативного планирования и контроля;
    • информационное обеспечение управления;
    • коммуникативная функция.

33. маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка.

Ма́рке́тинговое[1] иссле́дование (англ. marketing research) — форма бизнес-исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.

Для определения потенциального рынка сбыта своих товаров или услуг компания должна выстроить определённую стратегию, основные пункты которой сводятся к двум главным вопросам:
- какое количество сегментов рынка затронуть компании?
- каким образом выявлять из них наиболее выгодные?
Классическая модель маркетинга включает в себя три вида сегментации:

  • Недифференцированный
  • Дифференцированный
  • Концентрированный

Недифференцированный способ позволяет компании сконцентрироваться на общих потребностях потенциальных клиентов. То есть стратегия фирмы заключается в поиске схожих интересов и нужд предполагаемых покупателей, которые может удовлетворить предоставляемый продукт или услуга. В данном маркетинге играет роль массовости. Задача компании – привлечь внимание как можно больших потенциальных покупателей путём массовой рекламы с элементами превосходства своего товара или услуги.
Плюсы данного вида маркетинга очевидны невооружённым взглядом.
Во-первых, достаточно низкие материальные затраты, маркетинговые исследования различных сегментов рынка не требуются, задача недифференцированного маркетинга затронуть не конкретного покупателя, а широкие массы.
И как результат снижение затрат на производство самого товара или услуги компании.


Если же фирма занимается разработкой предложения для определённого клиента, чтобы охватить несколько наиболее выгодных сегментов рынка, то на данном этапе применяется дифференцированный маркетинг. Стратегия данного вида сегментирования основывается на длительном и плодотворном отношении продавца с покупателем, на повторные покупки и прочную психологическую привязку бренда компании к определённому товару или услуге.


И наконец, третий вид маркетинга – концентрированный. Суть такого вида исследований заключается в концентрации компании на одном конкретном сегменте потенциальных покупателей. Основной чертой данного маркетинга является положительная репутация в конкретном сегменте, прочная позиция на рынке товаров и услуг, предоставляемых компанией и значительная экономия в разных сферах деятельности данной компании.
Концентрированный способ сегментирования рынка наиболее подходит для предприятий с ограниченным бюджетом.


После выбора одного из маркетинговых исследований фирма начинает разработку стратегических шагов по охвату рынка. Здесь учитываются несколько важных факторов:

  • Денежные ресурсы предприятия. Подбор наиболее рационального маркетингового исследования. Например, при ограниченном финансовом ресурсе более всего подойдёт концентрированный вид маркетинга.
  • Однородность продукции. Для товаров, имеющие конструктивные различия наиболее применимы концентрированный либо дифференцированный маркетинг, которые не сочетаются с единообразными продуктами или услугами.
  • Жизненный цикл продукта или услуги. Компания должна иметь несколько вариантов новинок своих товаров.
  • Рыночная однородность. При одинаковых вкусах и предпочтениях клиентов наиболее применим метод недифференцированного маркетингового исследования рынка.
  • Стратегии сегментирования рынка конкурентов. Оценка действий других компаний также влияет на выбор сегментирования предприятия.

Определение максимально выгодных рыночных сегментов.
Пример.
Допустим, компания, занимающаяся производством и реализацией техники по уборке снега, решила выпустить новый вид товара – снегоход. Специалисты фирмы остановили свой выбор на концентрированном маркетинговом исследовании рынка. Далее они определяют выгодные сегменты потенциальных покупателей.
Так как компания может заняться выпуском трёх видов снегоходов , с электрическим, бензиновым и дизельным двигателем, то соответственно она может охватить и три вида сегмента рынка, промышленного, потребительского и военного.
Руководители предприятия, согласно принятому ранее решению, планируют работать только в одном рыночном сегменте, поэтому специалистам по маркетингу придётся во всех направлениях сегментации :о конкурентах, о требованиях к данному маркетинговому исследованию, о предполагаемых темпах роста сбыта продукции, об ожидаемых объёмах продаж, планы на дальнейшую прибыль.
Из проведённого исследования становится ясно, что предполагаемый наиболее выгодный рыночный сегмент для данной компании должен соответствовать следующим требованиям:

  • Слабой конкуренцией в данном сегменте
  • Несложными условиями маркетинговых каналов
  • Высокими темпами роста сбыта
  • Высокой нормой прибыли

Соответствовать всем данным условиям достаточно непросто, поэтому руководству предприятия нужно чётко определиться с конкретным сегментом рынка, в котором они собираются работать. Также стоит учесть и опыт компании. Допустим, наиболее благоприятным рынком сбыта может быть военный сегмент, но если у фирмы нет опыта работы на этом рынке, то стоит сделать упор работы на потребительском рыночном сегменте потенциальных покупателей. Возможно, в данном варианте у предприятия имеется большой опыт работы.
Учитывать
При выборе стратегии работы в определённом рыночном сегменте учитывается не только характеристика наиболее выгодных в экономическом плане вариантов, но также и деловые предпосылки самого предприятия.

34. Основные маркетинговые стратегии

Ма́ркетинговая страте́гия — процесс планирования и реализации различных маркетинговых мероприятий, которые подчинены достижению поставленных перед компанией (фирмой, организацией, бизнес-структурой) целей. Маркетинговая стратегия является составным элементом общей стратегии компании, определяя основные направления деятельности компании на рынке в отношении потребителей и конкурентов. Маркетинговая стратегия компании зависит от её существующего положения на рынке, оценки перспектив изменения рынка и будущих действий конкурентов, поставленных целей и существующих ресурсных ограничений.

Примеры:

Стратегия быстрого проникновения на рынок.

Стратегия медленного проникновения на рынок.Увеличение инвестиций с целью захватить лидерство или укрепить позиции на рынке.

35. Организация деятельности маркетинговой службы.

В зависимости от вида продукции, объемов производства, емкости рынка возможны различные варианты организации службы маркетинга, которую возглавляет обычно заместитель директора или вице-президент по маркетингу. Каждое предприятие создает отдел (службу) маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей (выявление неудовлетворенного спроса, географическое расширение рынка, выявление новых сегментов рынка, увеличение прибыли и т.д.). Маркетинговые службы могут строиться в соответствии с одним из следующих принципов: функциональная организация (отдел состоит из нескольких функциональных подразделений - рекламы, сбыта, исследования рынка и т.п.; товарной организации (наряду с функциональным разделением сотрудников отдела их дифференцируют по видам товаров); рыночная организация (при наличии сегментов рынка); товарно-рыночной (матричной) организации (для фирм с широким ассортиментом товаров).

Организация службы по функциональному принципу (рис. 2.4.) формируется в тех случаях, когда количество товаров и рынков невелико и они рассматриваются как некоторые однородности. На предприятии создаются специальные отделы, выполняющие все функции маркетинга: исследование рынка, планирование производства и маркетинга, управление сбытом, его стимулированием и т.д.

Вице-президент  
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. - student2.ru   Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. - student2.ru   Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. - student2.ru   Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. - student2.ru   Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. - student2.ru  
Отдел маркетинга   Отдел маркетинговых исследований   Отдел рекламы и стимулирования сбыта   Отдел сбыта   Отдел планирования ассортимента
                                   

Рис. 2.4. Схема организации службы маркетинга по функциональному принципу.

Организация службы маркетинга по товарному принципу используется, когда фирма производит различающиеся товары или товарные группы, требующие особых производства, сбыта, обслуживания, что требует выделения специальных групп специалистов по маркетингу каждого из товаров (рис. 2.5.).

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. - student2.ru

Рис. 2.5 Схема организации службы маркетинга по товарному принципу.

Она не заменяет функциональную схему организации службы маркетинга, а устраняет ее недостатки, поскольку точнее реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, является хорошей школой для подготовки кадров. Вместе с тем, она может привести к противоречию в полномочиях руководителей разного уровня, увеличиваются расходы на управление, узкая товарная специализация не способствует приобретению сотрудниками навыков работы в других функциональных областях.

При этом по каждому товару (товарной группе) имеется свой управляющий с подразделением сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару. Маркетинг конкретного товара большее значение потому, что дифференциация товара становится одним из главных факторов конкурентной борьбы. Основными функциями управляющего по товару являются:

· составление плана и бюджета маркетинга своего товара;

· прогнозирование возможных изменений на рынке товара;

· сбор информации и изучение деятельности конкурентов;

· координация деятельности всех подразделений предприятия, влияющих на маркетинг конкретного товара;

· контроль над соотношением цен и соблюдением статей бюджета;

· введение новых товаров и снятие с производства старых.

Для предприятий, реализующих свои товары на рынках с различными покупательскими предпочтениями, а сами товары требуют специального обслуживания, целесообразна рыночная организация службы маркетинга рис. 2.6.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. - student2.ru

Рис. 2.6 Схема организации службы маркетинга по рыночному принципу.

При такой схеме оптимально учитываются потребности покупателей на конкретных сегментах рынка. Основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам, последние сотрудничают со специалистами функциональных подразделений в разработке планов по различным направлениям функциональной деятельности.

Ограниченность товарной и рыночной организации служб маркетинга преодолевается внедрением товарно-рыночной или матричной схемы (рис. 2.7).

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. - student2.ru

36-39. учебник

40. Понятие миссии и целей организации.

Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, высшее понятие в иерархии целей. Миссия недостижима - это не цель, а высшее предназначение существования компании, что и определяет отсутствие возможности ее достижения.[источник не указан 418 дней].

Миссия — одно из основополагающих понятийстратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.

«Миссия — смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы

«Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).[источник не указан 418 дней]

«Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации» (Виханский О. С.).[источник не указан 418 дней]

Цель деятельности - это желаемое состояние объекта управления через определенное время.
От ее правильного формулирования зависит слаженность работы персонала. Но как бы хорошо ни были сформулированы цели предприятия, их необходимо довести до персонала, чего на наших предприятиях зачастую не происходит из-за недостаточно развитой системы коммуникаций.
Цели устанавливаются на основе следующих принципов:

1. конкретности и измеримости;

2. достижимости и реальности. Недостижимые цели не поддаются мотивации, но и реализация легких целей плохо мотивируется, следовательно, цели должны соответствовать способностям работников;

3. наличия сроков исполнения;

4. эластичности целей, возможности их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.

Цели предприятия могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

Краткосрочные цели определяются не больше, чем на квартал или год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа залежавшегося товара в определенные сроки, и т. д.

Среднесрочные цели устанавливаются на срок от года до трех лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества.

Долгосрочные цели определяются на срок от трех до десяти лет. Они могут включать освоение новых рынков, универсализацию производства и др.

41. Общие черты и отличия стратегического и оперативного управления.

Стратегический менеджмент (син. стратегическое управление) это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Наши рекомендации