Стержневые активы и компетенции
Стержневые активы или компетенции компании обладают способностью обеспечить возможности конкуренции для многих ее видов бизнеса и синергетическое преимущество. К. Прахалад и Г. Хэмел изображают эту систему в виде дерева, корневище которого — стержневые активы или компетенции, ствол и главные ветви — основные товарные категории, «ветки» потоньше — бизнес-единицы, а листья — конечные продукты.6
Если вы оцениваете только конечные товары конкурента и не обращаете внимания на прочность его «корневой системы», вам вряд ли удастся раскрыть главные сильные стороны соперника. Стержневые
Часть III. Альтернативные стратегии бизнеса
компетенции представляют собой общие для всей фирмы технологии или навыки, на которых основывается вся ее деятельность. Стержневые активы, например торговая марка или канал распределения, заслуживают инвестиций и внимания руководства всех бизнес-единиц компании.
Например, одной их стержневых компетенций компании Sony является миниатюризация, ЗМ — технологии склеивания, Black & Decker — производство электроинструмента, у Honda — производство автомобильных двигателей и трансмиссий, у NEC — производство полупроводников (что позволяет компании атаковать как компьютерный бизнес, так и телекоммуникации), у Canon — производство точной механики, оптики и микроэлектроники. Каждая из этих сфер компетенций используется во многих видах бизнеса; на их основе могут создаваться новые СБЕ. Каждая из перечисленных фирм вкладывает деньги в развитие своих компетенций, ищет им новые сферы применения. Каждая настаивает на самостоятельном выполнении всех работ, так или иначе связанных со стержневыми компетенциями. Обращение к внешним источникам может привести к ослаблению стержневых активов, поэтому известные фирмы избегают аутсорсинга, заявляя, что никто другой не может даже приблизиться к их достижениям.
Конкуренция на основе способностей
Конкуренция на основе способностей предполагает, что стратегия строится не на товарах или рынках, а скорее на бизнес-процессах.7
Инвестиции в создание лучшего, чем у конкурентов, процесса и управление им осуществляются в масштабе всех СБЕ компании и могут привести к завоеванию УКП. Таким образом, при разработке данной стратегии необходимо определить самые важные для организации внутренние процессы, разработать способ их оценки, установить целевые показатели результатов деятельности и связать их с созданием наибольшей потребительской ценности и конкурентных преимуществ компании и сформировать кросс-функциональные команды для их внедрения.
Одним из таких процессов является разработка и вывод на рынок новых товаров. Японские производители сумели сократить время создания новых моделей автомобилей с пяти до трех лет, при этом добившись повышения восприимчивости процесса к потребностям рынка. Другой процесс первостепенной важности — управление международной деятельностью (IDV, одно из подразделений компании Grand Metropolitan, рассматривает его как свое УКП). Нельзя не отметить также
Глава 8. Создание устойчивых конкурентных преимуществ 223
процессы пополнения запасов и логистики в розничной торговле. В свое время компания Wal-Mart значительно улучшила этот процесс, внедрив инновационные складские технологии, создав специализированную систему грузоперевозок и компьютеризировав процедуру размещения заказов. Благодаря всему этому Wal-Mart добилась гигантского преимущества в затратах и управлении запасами над конкурентами.
Для совершенствования способностей компании и завоевания преимущества в тех или иных процессах необходимы стратегические инвестиции в развитие человеческих ресурсов и инфраструктуры. Пока основные участники процесса не начнут полностью контролировать свою деятельность и нести за нее ответственность («владеть» ею), истинного улучшения не произойдет. Вот почему виртуальная корпорация, которая для решения любой возникающей организационной задачей обращается к самым разным источникам, проигрывает в конкуренции на основе способностей.
Стратегическое видение и стратегический оппортунизм
Выделяют два прямо противоположных подхода к созданию успешных стратегий и УКП. Оба они имеют право на существование, но требуют совершенно разных систем, людей и культурных оснований. Стратегическое видение базируется на долгосрочной перспективе; как разработка стратегии, так и сопровождающий ее анализ ориентированы на будущее. Стратегический оппортунизм, напротив, фокусирует внимание на наиболее значимых сегодня стратегиях. Его приверженцы уверены в том, что лучший способ иметь хорошую стратегию завтра — получить ее уже сегодня.
Стратегическое видение
Условием успешного менеджмента на основе стратегического видения является наличие у фирмы четырех характеристик:
1. Четкая будущая стратегия,основанная на стержневой идее и спецификациях конкурентной «арены», функциональных стратегиях, предложении ценности и конкурентных преимуществах, которые отличают компанию.
2. Видение, распространяющееся на организацию в целом.Должно присутствовать убеждение в правильности стратегии, уверенность в том, что видение достижимо и стоит затрачиваемых на
Часть III. Альтернативные стратегии бизнеса
него усилий, а также реальная заинтересованность в воплощении видения в жизнь.
3. Активы, компетенции и ресурсы для внедрениястратегии должны либо наличествовать в компании, либо необходимо разработать план по их привлечению.
4. Терпение.Компания должна придерживаться выбранной стратегии, несмотря на конкурентные угрозы и соблазнительные возможности, способные оттянуть на себя необходимые ресурсы.
Стратегическое видение вызывает ощущение целенаправленности. Так, преданность компании Saturn разработке автомобилей мирового класса и уважению знаний покупателей достаточно сильна для того, чтобы воодушевлять как работников, так и потребителей. Для сравнения: задача увеличения показателя нормы возврата инвестиций на 2% или объема продаж на 10% вряд ли способна зарядить сотрудников энергией. Стратегическое видение также служит обоснованием для долгосрочных инвестиций. Умение Costco сохранять свои позиции по цене/ качеству продукции является следствием создания ею эффективных программ и ресурсов.
Менеджмент на основе стратегического видения требует определенного типа организации и стиля управления (рис. 8.4). Стратегическое видение предполагает дальновидность и долгосрочный подход: в зависимости от вида бизнеса горизонт планирования простирается на 2,5 года или 10 лет. Как следствие, весь вспомогательный анализ и информационная система компании должны быть подчинены цели изучения возможной будущей среды. Активную роль играют эксперты, способные предсказать ключевые будущие события и тенденции. Сценарный анализ, технологическое прогнозирование, анализ тенденций — все это неотъемлемые составляющие аналитической части разработки стратегии.
Организация должна быть способна к созданию активов, которые принесут отдачу в относительно отдаленном будущем. Для этого необходимы жесткая, централизованная организационная структура с системой вознаграждения, поддерживающей представление о действенности видения, равно как и сильный харизматический лидер, способный «продать» видение всем «потенциальным покупателям» как внутри организации, так и за ее пределами.
Видение Coming как синергетической, технологичной фирмы помогло компании превратиться из производителя потребительских товаров в лидера в таких областях, как волоконная оптика и жидкокристаллические дисплеи.8
Глава 8. Создание устойчивых конкурентных преимуществ
Организационные характеристики | Стратегическое видение | Стратегический оппортунизм |
Перспектива | Дальняя | Текущее время |
Стратегические неопределенности | Тенденции, от которых зависит будущее | Текущие угрозы и возможности |
Восприятие среды | Сценарии будущего | Контроль над изменениями |
Информационная система | Ориентирована на прогнозирование | В реальном времени |
Ориентация | Постоянство Развитие активов Вертикальная интеграция | Гибкость Адаптивность Быстрая реакция |
Руководство | Харизматический стиль Умение предвидеть | Тактическое Деятельное |
Структура | Централизованная Жесткая, сверху вниз | Децентрализованная Подвижная |
Люди | Всегда готовы выполнить приказ | Предприниматели |
Экономическое преимущество | Эффект масштаба | Эффект расширения видов деятельности |
Рыночные сигналы | Конкуренты получают мощные сигналы от фирмы | Действия фирмы оказываются сюрпризом для конкурентов |
Рис. 8.4. Организационные отличия
Стратегия Corning предусматривает крупные инвестиции в технологии, обмен техническими достижениями и опытом между СБЕ, формирование технологических и маркетинговых альянсов. Цель компании — использовать технологические достижения для максимального совершенствования организации в целом.
Стратегическое видение может принимать самые разнообразные формы. В соответствии с видением Джека Уэлча, главы компании General Electric, корпорация должна была занимать первое или второе место во всех видах бизнеса, для чего потребовалась кардинальная реорганизация GE. Компании Mercedes, Tiffany и Nordstrom стремились быть лучшими в своих областях, предлагая покупателям качественные товары и услуги. Формулировка видения Sharp гласит, что компания должна быть ведущим технологическим инноватором, и прежде всего в области оптико-электронных технологий.
15-2998
Часть III. Альтернативные стратегии бизнеса
Стратегическая неуступчивость
Опасность стратегического видения, как видно из рис. 8.5, состоит в том, что видение может оказаться ошибочным и следование ему явит нам пример ошибочной стратегической неуступчивости. Видение может не реализоваться по ряду причин, три из которых следует выделить отдельно.
Стратегический подход
Стратегический риск
Ориентация на будущее
Ориентация на настоящее
Стратегическое видение | Стратегическая неуступчивость |
Стратегический оппортунизм | Стратегический дрейф |
Рис.8.5. Видение и оппортунизм
Возникающие барьеры
Картина будущего может быть в целом правильной, однако реализовать необходимую стратегию фирме удается не всегда. Этим отчасти объясняются неудачные попытки GE и других компаний прорваться на компьютерный рынок в 1960-е гг., а также попытки Sony сделать «Betacam» стандартом видеозаписи.
Неправильные предположения о будущем
Ошибочность видения может быть связана с тем, что оно базируется на неправильных предположениях о будущем. Например, концепция финансовых фирм с полным комплексом услуг (когда-то — видение для American Express, Sears, Merrill Lynch и других компаний) была основана на неверном предположении о том, что клиенты воспримут как ценное удовлетворение всех финансовых потребностей «за один заход». Как оказалось, в каждом конкретном случае люди предпочитают иметь дело с узкими специалистами. Ошибочной оказалась и концепция GE относительно полной автоматизации производства. Ее покупатели нуждались не в заводских системах, а в отдельных программных продуктах и оборудовании.
Глава 8. Создание устойчивых конкурентных преимуществ
Смена парадигм
Третья проблема связана со сменой парадигм. Например, изменения в технологиях могут привести к трансформации характера бизнеса. Так, если раньше понятие «компьютер» означало мэйнфрейм, то впоследствии появились мини-ЭВМ, персональные компьютеры, портативные компьютеры, рабочие станции, серверы. Электронные лампы уступили место транзисторам, а те, в свою очередь, — полупроводникам, интегральным схемам и микропроцессорам. В каждом случае новая парадигма сопровождалась изменениями в распределении ролей. Как правило, в свете новых перспектив бывшие лидеры быстро утрачивали привычный статус.
Своего рода сменой парадигм является и появление новых бизнес-моделей. Starbucks и ее последователи изменили представления потребителей о приобретении и потреблении кофе, оставив производителей растворимого кофе в банках биться за сокращающийся рынок супермаркетов. Корпорации Dell удалось добиться изменения способа приобретения компьютеров (как со стороны частных лиц, так и организаций), превратив преимущество розничных каналов сбыта в недостаток. Nucor изменила сталелитейную промышленность, создав рассредоточенные металлургические мини-комбинаты, использующие в качестве сырья скрап (металлический лом). Крупным сталелитейным компаниям не оставалось ничего другого, как ввязаться в ценовую конкуренцию (ценой собственной прибыли). И не случайно в каждом из этих случаев проводниками новых парадигм становились компании-новички или фирмы, рассматривавшиеся как малозначительные нишевые игроки. Консультант по менеджменту Адриан Сливоцки назвал такого рода перераспределение прибылей и изменение экономического положения компаний «отраслевой миграцией стоимости».9