Анализ среды и стратегическая
Неопределенность
Мы видим, как умирают динозавры, но не знаем, кто придет им
на смену.
Лестер Туроу, экономист Массачусетского технологического института
Ветром, что ли, нам надуло чертовщину эту? Уильям Шекспир. Комедия ошибок
Неправильно подмеченный факт хуже ошибочной цепочки
рассуждений.
Поль Валери, французский философ
В этой главе мы переходим от рассмотрения рынка к внешней для него среде, проанализируем происходящие в ней события и тенденции развития, потенциально способные как прямо, так и косвенно повлиять на стратегию компании.
Хотя анализ среды и представляет собой шаг в сторону от рынка или отрасли, его ширина, следует отметить, невелика. В процессе анализа ничего не стоит углубиться в обширное, пространное изучение тенденций. В практических интересах, однако, необходимо ограничить исследование теми областями, которые действительно могут оказать заметное воздействие на стратегию.
Анализ среды, как показано на рис. 6.1, полезно подразделить на пять сфер: технологическую, государственную, экономическую, культурную и демографическую. Далее мы подробно рассмотрим каждую из них, а затем перейдем к методам прогнозирования тенденций и событий.
После рассказа об анализе среды, последнем из четырех компонентов внешнего анализа, мы обратимся к теме стратегической неопределенности — ключевому результату внешнего анализа. Анализ влияния
Глава 6. Анализ среды и стратегическая неопределенность
и сценарный анализ — вот два инструмента, при помощи которых из неопределенности рождается стратегия компании. Анализ влияния — оценка относительной значимости стратегических неопределенностей — будет рассмотрен первым. Затем последует рассказ о сценарном анализе, т. е. о создании сценариев будущих событий и их применении для разработки и оценки стратегий.
ТЕХНОЛОГИЯ
• На какой стадии зрелости находятся существующие технологии?
• Какие технологические разработки и тенденции влияют или могут повлиять на отрасль?
ГОСУДАРСТВО
• Какие изменения в государственном регулировании экономики могут произойти? Как они повлияют на ситуацию?
• Какие налоговые и другие стимулы могут оказать воздействие на стратегию?
• В чем состоят политические риски работы под правительственной юрисдикцией?
ЭКОНОМИКА
• Каковы перспективы экономического роста и инфляции в странах, где рабо
тает фирма? Как они отразятся на стратегии?
КУЛЬТУРА
• Какие тенденции существуют или намечаются в стилях жизни, моде и других
составляющих культуры? Почему? Какие последствия они могут иметь?
ДЕМОГРАФИЯ
• Какие демографические тенденции повлияют на объем рынка и отдельных
субрынков? Какие из них представляют возможности, а какие — угрозы?
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВНЕШНЕГО АНАЛИЗА
• Какие тенденции и будущие события можно назвать значительными?
• В чем состоят потенциальные возможности и угрозы?
• Каковы основные области неопределенности (т. е. тенденции и события, способные повлиять на стратегию)? Оцените потенциальное воздействие этих стратегических неопределенностей.
СЦЕНАРИИ
• Какие стратегические неопределенности могут лечь в основу анализа сцена
риев?
Рис.6.1. Анализ среды
Часть II. Стратегический анализ
Составляющие анализа среды
Технология
Одной из составляющих анализа среды является рассмотрение технологических тенденций и событий, происходящих вне пределов рынка или отрасли, но способных повлиять на бизнес-стратегии ее участников. Возможно, такого рода события открывают новые возможности, и компания должна быть готовой воспользоваться ими. Впрочем, новая, альтернативная технология может нести с собой и опасности. Например, кабельные телестанции, вложившие огромные деньги в прокладку кабелей, воспринимают как угрозу системы, позволяющие зрителям принимать сигнал прямо со спутника. На службах экспресс-доставки (например, компании FedEx), не могли не отразиться новые коммуникационные средства, такие как телефакс, э-почта и э-коммерция в Интернете.
Прогнозирование технологий
Составить перечень ждущих своего часа технологий обычно не представляет труда; сложнее отделить будущих победителей от заранее обреченных на провал неудачников. В качестве типичного примера рассмотрим сферу розничной торговли. Среди технологий-победителей следует назвать изобретение магазинной тележки (1936 г., позволила покупателям приобретать больше товаров и облегчила сам процесс покупки) и сканера штрих-кодов (что улучшило кассовое обслуживание и послужило богатейшим источником информации). К не оправдавшим ожиданий новинкам относятся предшественники э-коммерции «Videotex» (видеотекс) (1983 г.) и интерактивное телевидение (1993 г.). К ним можно добавить «Checkout Channel» Теда Тернера (цветные мониторы возле касс в продовольственных магазинах) и «VideOcart» (экраны на магазинных тележках, помогающие покупателям ориентироваться в магазине и демонстрирующие специальные предложения).
Рэй Бурке, эксперт по розничной торговле из университета штата Индиана, изучил результаты многочисленных исследований и составил список рекомендаций по «отделению зерен от плевел». Его выводы относятся к розничной торговле, однако, как нам кажется, они применимы к любой сфере новых технологий.1
• Технология должна обеспечивать потребителю прямую, осязаемую выгоду. Короче говоря, выгода должна восприниматься именно как выгода. «Checkout Channel» предназначался для развле-
Глава 6. Анализ среды и стратегическая неопределенность
чения покупателей, однако воспринят он был как назойливый раздражитель.
• Технология должна быть проста в использовании. Потребители не желают терять время попусту, а воспринимаемым результатом новых технологий слишком часто оказывается чувство недоумения. Как показывают исследования, только для того, чтобы разобраться в большинстве электронных продовольственных магазинов, среднему покупателю необходимо от 20 до 30 мин. Компьютерная сеть AOL опередила своего главного конкурента, CompuServe, отчасти именно потому, что она была проще в использовании.
• Проблемы с исполнением: сначала должен быть прототип, потом опытный образец, затем — его усовершенствованная версия. Один внутримагазинный киоск не мог сообщить разочарованным покупателям, что в нем кончилась бумага. В банке обнаружили, что клиенты лучше реагируют на интерактивную систему видеоконференций, если оснащенные ею банкоматы располагаются в привлекательных местах.
• Реакция покупателей на новую технологию будет неоднозначной. Один банк установил, что клиенты банкоматов не пользовались функцией видеоконференции именно потому, что не желали общаться с людьми. Некоторые розничные торговцы предлагают «карточки лояльного покупателя» и с их помощью подстраивают мероприятия стимулирования под нужды конкретных клиентов.