Организационная структура предприятия ОАО «Савушкин продукт»
Формирования цен предприятия ОАО «Савушкин продукт»
Важную роль в успешной деятельности предприятия играет уровень цены. Для определения отпускной цены предприятия ОАО «Савушкин продукт» использует различные методы. К примеру при установлении цены на молочную продукцию, используется затратный метод, согласно которому цена рассчитывается путем суммирования всех затрат на производство единицы товара и добавления нормы прибыли. Учитываются средняя себестоимость и средний уровень прибыли.
Рассмотрим пример определения отпускной цены на молоко питьевое ультрапастеризованное в ПЭТ-бутылке «Брест-Литовское» массовой долей жира 3.6%: себестоимость изделия равна 2129 руб., а рентабельность по отношению к себестоимости составляет 24%, а значит, цена равна 2639.96 руб.
(2129+(2129*24))/100=2639.96
На предприятии имеется продукция, отпускная цена на которую рассчитывается методом удельной цены. Данный метод используется для определения цен, которые характеризуются одним из основных качественных параметров, в нашем случае это содержание полезного компонента в веществе. Например, данным методом определяется цена на кефир обогащенный витаминами, сметану, обогащенную болгарской палочкой.
При расчете сначала определяется цена единицы основного параметра качества по формуле:
ЦУ=ЦБ\Хб, где Цу - удельная цена; Цб – абсолютная величина цены базового изделия; Хб – значение основного параметра базового изделия.
Затем рассчитывается цена готового изделия:
Цн=Цу*Хн, где Хн–значение основного параметра нового изделия.
Определим цену кефиру с витаминами, если известно, что отпускная цена кефира взятого за базу для сравнения с новым 2400 руб., содержание витаминов в данном кефире 1.09. Содержание витаминов в новом кефире 1.3.
Ц=2400/1.09=2201руб.
Ц=2201*1.3=2860 руб.
В сфере ценообразования предприятие использует различные маркетинговые подходы. При выходе на рынок с новым товаром, предприятие в большинстве случаев использует стратегию конкурентных цен, при которой на продукцию устанавливается обычная рыночная цена в зависимости от спроса и уровня качества. При уходе с рынка определенного вида продукции, предприятие снижает цену на данный товар – «снимает сливки». Также на продукцию ОАО «Савушкин продукт», в частности соки используется стратегия периодической скидки, согласно которой цена на продукцию снижается в определенное время и на определенный период.
Несмотря на то, что цена на продукцию ОАО «Савушкин продукт» устанавливается самим предприятием , она регулируется государством. Регулирование цен осуществляется путем установления границ изменения цен; изменения цен на сырье, топливо, машины, материалы; реализации различных форм кредитования, налогообложения и т.д.
Каналы распределения предприятия ОАО «Савушкин продукт»
Одним из ключевых вопросов доведения продукта до потребителя является выбор для различных видов продукта типа канала распределения.
Участники канала распределения на ОАО «Савушкин продукт» выполняют следующие функции; собирают и распространяют маркетинговую информацию; стимулируют сбыт; устанавливают контакты; подгоняют продукт под требования потребителей (сортировка, сборка, упаковка); проводят переговоры; транспортируют и хранят товары; финансируют функционирование канала; принимают на себя риск за функционирование канала.
Любой канал включает следующие потоки: физических продуктов, собственности на них, платежей, информации и продвижения продукта. Каналы распределения можно охарактеризовать числом уровней канала.
Производитель г. Брест ОАО «Савушкин продукт» |
Филиал г. Минск |
РТО г. Минска и района |
Потребитель |
ОАО «Савушкин продукт» сотрудничает с большим количеством посредников. Количество торговых объектов, реализующих продукцию предприятия по минской области насчитывается более 500 точек.
Организация маркетинговых исследований на предприятии ОАО «Савушкин продукт»
Системы менеджмента
СТБ ИСО 9001
Необходимость расширения рынков сбыта продукции, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках, повышение экспортных возможностей заставили компанию «Савушкин продукт» обратить внимание на внедрение требований международных стандартов ИСО серии 9000. Традиции качества на предприятии были заложены еще при внедрении Комплексной системы управления качеством (КС УКП) в 1988 году. Однако эта система, ориентированная на потребности производства, повышение качества продукции и качества труда, не охватывала такие сферы деятельности, как маркетинговые исследования, разработку новых видов продукции, планирование качества.
Поэтому перед инженерно-техническим персоналом в 2000 году была поставлена задача приведения действующей на предприятии системы в соответствии с требованиями ИСО серии 9000. Благодаря усердной работе коллектива ОАО «Савушкин продукт» первым среди предприятий молочной отрасли Беларуси получило сертификат на соответствие системы менеджмента качества требованиям СТБ ИСО 9001-96. Однако сертификация системы менеджмента качества не стала конечной целью работы компании. Персонал предприятия хорошо усвоил, что без постоянного совершенствования и улучшения системы менеджмента качества не может быть обеспечена удовлетворенность потребителя. Поэтому переход в 2003 году на новую версию СТБ ИСО 9001-2001 прошел плавно и безболезненно, и организация успешно прошла сертификацию системы менеджмента качества.
Получение сертификата соответствия стало первым практическим шагом к росту признания предприятия, как на внутреннем, так и внешнем (международном) рынке.
Используя в своей деятельности систему менеджмента качества, компания «Савушкин продукт» подтверждает свое устойчивое положение, наличие политики и умение руководства эффективно управлять.
Система менеджмента качества не является застывшим механизмом, она предусматривает постоянное улучшениев соответствии с изменяющимися потребностями клиента и дает уверенность потребителям в том, что предприятие стабильно выпускает высококачественную продукцию.
Система НАССР
Для компании «Савушкин продукт» главной задачей является обеспечение качества выпускаемой продукции. Однако нельзя говорить о качестве пищевых продуктов без соблюдения основных параметров их безопасности. Обеспечение безопасности продуктов питания — это постоянный процесс, который представляет собой целый комплекс соответствующих операций и действий. Система анализа рисков и контроля критических точек (в английском варианте НАССР — Hazardanalysisandcriticalcontrolpoint) признается во всем мире как оптимальная и наиболее эффективная форма контроля качества и безопасности продуктов питания. Обязательное выполнение требований системы НАССР предприятиями пищевой промышленности юридически установлено в большинстве стран Европейского Союза, а также принято в ряде стран местными законодательствами. С 2003 года и ОАО «Савушкин продукт» работает по принципам системы НАССР, что подтверждается сертификатом на системууправления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР) в соответствии с требованиями национального стандарта СТБ 1470.
Главная идея Системы НАССР состоит в том, чтобы раздробить производственный процесс на блоки и установить контроль на промежуточных этапах изготовления продукции. Таким образом, после каждой последующей стадии риск получить на «выходе» некачественный продукт уменьшается. А в конечном пункте технологического процесса такая опасность практически равна нулю. Таким образом, система НАССР — это своеобразная инструкция по самоконтролю, которую предприятие разрабатывает, а потом выполняет.
НАССР является системой, предназначенной для идентификации опасных факторов (т. е. биологических, физических или химических свойств пищевой продукции, которые могут повлиять на ее безопасность) и установления мер, необходимых для их контроля.
ИСО 14001
С 2004 года компания «Савушкин продукт» работает на основе принципов системы управления окружающей средой ИСО 14001.
Это позволяет компании:
- минимизировать негативное воздействие производства на окружающую среду;
- уменьшить риск аварийных ситуаций;
- экономить природные ресурсы за счет их более рационального использования;
- сокращать отходы производства.
НОВИНКА Сыр плавленый
«На хлебушек» с икрой мойвы и
«На хлебушек» с семгой
Характеристика продукта:
- Сыр плавленый «На хлебушек» с икрой мойвы массовой долей жира в сухом веществе 45%
- Cыр плавленый «На хлебушек» с семгой массовой долей жира в сухом веществе 45%
- Упаковка: п/стакан (прямоугольный)
- Грамматура: 100г
- Количество в тарном месте: 12 шт
- Срок годности:
• при температуре воздуха от минус 4 С до 0 С и относительной влажности не более 90% - 30 суток,
• при температуре воздуха от минус 0 С до плюс 4 С и относительной влажности не более 85% - 20 суток
- Штрих-код:
«На хлебушек» с икрой мойвы - 4810268021763
«На хлебушек» с семгой - 4810268021770
- Дата выхода: 23.10.2011
- Цены:
• Цена Брест: 2883.54 без НДС на условиях ФСН
• Цена РБ: 2949.41 без НДС на условиях ФСН
Главное преимущество: использование натуральных наполнителей ИКРА МОЙВЫ, КУСОЧКИ СЕМГИ – без добавления ароматизатора.
На рынке РБ нет аналога данному продукту.
Новинка спред растительно-сливочный «Ласковое лето домашнее» 72.5%
Характеристика продукта:
- Упаковка: фольга, 180гр.
- Срок годности: 30 суток
- Количество в тарном месте: 24/42 шт
- Штрих-код: 4810268022296
- Отпускная цена ФСН: 4900
- Отпускная цена ФСНБрест: 4833.60
- Дата выхода: 12 ноября 2011 г
- Жирность – 72.5%
- Массовая доля молочного жира: не менее 40%
Новинка нектары «iФрукт»
Характеристика продукта:
- Вкусы: апельсиновый, мультифруктовый,
- апельсиново-яблочно-манговый, виноградно-яблочный
- Упаковка: ТБА с крышкой SlimCap, 1л
- Срок годности: 1 год
- Количество в тарном месте: 12 шт
Штрих-код:
- апельсиновый нектар: 4810268020742
-мультифруктовый нектар: 4810268020759
-апельсиново-яблочно-манговый нектар: 4810268020841
-виноградно-яблочный: 4810268021374
- Отпускная цена ФСН: 3 076,93
- Дата выхода: Апельсиново-яблочно-манговый 20.06.2011, остальные вкусы – конец июня
Преимущества:
- Соковый бренд для молодежи;
- Привлекательный стильный дизайн упаковки;
- Низкий ценовой сегмент.
Позиционирование:
Нектары «iФрукт» - для молодых, активных, современных людей, которых отличает динамика и амбициозное стремление не только узнать, но и попробовать новые продукты.
Новинка нектар «На100ящий» грейпфрут – апельсин
Характеристика продукта:
- Вкус: грейпфрут-апельсин
- Упаковка: ТБА с крышкой SlimCap, 1л
- Срок годности: 1 год
- -Количество в тарном месте: 12 шт
- Штрих-код:4810268 021 893
- Отпускная цена ФСН: 6013,96
- Дата выхода: первая декада октября 2011 г
- Массовая доля фруктовой части – 50%
Преимущества:
- Новый вкус в линейке «На100ящий»;
- Вкус не имеет аналогов на рынке соков среди отечественных производителей (импортные:J7, Услада, Jaffa, Sandora);
- Два популярных вкуса в одном нектаре (апельсин – ТОП 1, грейпфрут– ТОП 4 по исследованиям компании Nielsen);
- Нектар производится без красителей и консервантов
Позиционирование:
Нектар «На100ящий» грейпфрут-апельсин - для тех, кто выбирает только самое полезное и заботится о здоровье своей семьи.
Рекомендованная выкладка на полке:
Нектар «На100ящий» грейпфрут-апельсин должен находится на полке следующим за соком «На100ящий» грейпфрут
Выводы и предложения
По данной работе можно сделать вывод, что ОАО «Савушкин продукт» крупнейшая белорусская, конкурентоспособная компания. У него очень широкий ассортимент товара и не один конкурент не сравнится. Товар очень востребуем среди покупателей и потребителей. Экспортируется в другие страны. Выпускаемые новинки хорошо воспринимаются покупателем, так как они доверяют производству «Савушкин продукт». Предприятие обладает производственным потенциалом для обеспечения высокого уровня качественных показателей выпускаемой продукции.Предприятие является рентабельным, поскольку результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и образуют прибыль, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Предприятие может строить свое управление исходя из разных концепций – финансовой, просчитывая наиболее оптимальные сферы расходов и инвестиций; конкурентной, вытесняя любыми способами конкурента с рынка; товарной, улучшая качественные показатели своей продукции, и др. Однако в настоящее время наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.
В связи с увеличившимся количеством супер- и гипермаркетов в маркетинг отдела продаж планируется введение новых единиц мерчендайзеров, что повысит конкурентоспособность, поможет формированию лояльности покупателя к продукции, управлению процессом продажи товаров, экономии бютжета при их продвижении, эффективному размещению и демонстрации и как следствие, увеличению объемов реализации.
Организационная структура предприятия ОАО «Савушкин продукт»
ОАО «Савушкин продукт» осуществляет реализацию своей продукции на рынке Белоруссии, а так же на зарубежных рынках Украины, России и т.д. Объем продаж компании составил на Белорусском рынке 156 млн. руб., из них 232,77 млн. руб. составил объем реализации продукции на иных.
Тактика маркетинга связана с использованием компанией агентов по сбыту продукции как у себя в стране, так и за рубежом. На рисунке приводится схема организационной структуры управления отделением корпорации. Общая численность персонала этого отделения составила 75 человек. (В кружках приводится численность сотрудников).
Характеристика организационной структуры предприятия:
Функции маркетинга разделены между подразделениями, осуществляющими продажи и поддержку продаж. Персонал подразделений по продажам отвечал за выполнение ежемесячных, квартальных и годовых планов продаж в отдельных регионах Белоруссии путем поддержки торговых представителей фирмы-посредника.
Поддержка продаж заключается в демонстрации продукта, предпродажном консультировании, поиске клиентов и других функциях, необходимых для заключения контрактов. Эта поддержка организована также по региональному принципу и предназначена для помощи фирме-посреднику.
Функции регионального отдела маркетинга заключаются также в разработке прогнозов динамики рынка. Фирма готовит самостоятельные прогнозы. Прогноз составляется на четыре года и касается, прежде всего ожидаемого объема продаж и доли на рынке.
Высшее руководство разрабатывает политику по использованию продуктовой марки. В рамках этой общей политики продуктовый директор разрабатывает детальные руководящие указания относительно проектирования упаковки, буквенных символов для каждой продуктовой марки, за которую он несет ответственность. Какие-либо отклонения от руководящих указаний требуют одобрения со стороны соответствующего продуктового директора. Местные маркетинговые службы несут ответственность за соответствие продуктовой марки местному законодательству и стандартам.
Руководители маркетинговых сервисных служб выступают как советники продуктовых директоров, региональных управляющих и местных организаций в рамках реализации общих указаний по проведению корпоративной политики в целом, одобренных для отдельных функций маркетинговых служб.
Подразделение рекламы и стимулирования продаж, включая своего руководителя, насчитывает 4 человека. Главной задачей данного подразделения является не одобрение рекламной деятельности каждого рынка и наблюдение за ее реализацией, а оказание влияния на местную рекламную деятельность путем организации региональных семинаров для местного персонала, путем разработки соответствующих руководящих материалов и оказания технической помощи.
Главной задачей подразделения упаковки является разработка качественной и дешевой упаковки. Две трети упаковок и этикеток корпорации ОАО «Савушкин продукт» были разработаны данным подразделением (около 200 проектов упаковок и 300 этикеток в год). В большинстве случаев сотрудники этого подразделения обслуживают продуктовых директоров и как исключение - непосредственно операционные компании. Они также участвуют в разработке политики относительно продуктовых марок. Подразделение по оказанию услуг в области подбора персонала по сбыту и организации торговли вырабатывает советы отдельным рынкам по управлению персоналом, осуществляющим сбыт продукции. Оно также часто дает консультации по вопросу, оправданна ли организация отдельного продуктового подразделения в определенной стране для группы товаров. Кроме того, оно занимается обучением сбытового персонала на малых рынках и отслеживает относительную эволюцию каналов распределения.
Исходя из общих целей предприятия ОАО «Савушкин продукт» целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.
Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все подразделения предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с отделом маркетинга. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.
Отдел маркетинга не подменяет другие подразделения, а создается для того, чтобы сориентировать деятельность других подразделений на рынок, координировать их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности. За выполнение отдельных функции маркетинга отвечают группа маркетинговых исследований, анализа и планирования маркетинговой деятельности (группа 1) и группа продвижения товара и доведения его до потребителя (группа 2).
Управляющие, ответственные за маркетинг отдельных групп товаров (руководители товарных групп), при участии сотрудников групп 1 и 2 вырабатывают и реализуют маркетинговую политику относительно соответствующих товарных групп, а также товаров, входящих в их состав.
В состав группы 1 входят: руководитель группы, старший аналитик-исследователь, аналитик-исследователь и экономист-аналитик (всего 4 человека).
В состав группы 2 входят: руководитель группы, аналитик по продвижению товара, аналитик по сбыту (всего 3 человека),специалист по продаже(9 человек), агенты по продаже(23 человека).
Таким образом, общая первоначальная численность отдела маркетинга, включая начальника отдела и руководителей товарных групп, составляет 30–45человек.
Руководители маркетинговых групп по функциям и товарам, отчитываются о своей работе перед начальником отдела маркетинга предприятия.