За нарушения прав потребителей

1. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности за нарушения прав потребителей.

2. Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушения прав потребителей на информацию и рекламодателей (рекламораспространителей, рекламоизготовителей) за нарушения прав потребителей рекламы.

3. Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за вред, причиненный вследствие недостатков товаров (работ, услуг).

4. Компенсация морального вреда за нарушения прав потребителей.

5. Административная и уголовная ответственность за нарушения прав потребителей.

1. Гражданско-правовая ответственность применяется к нарушителям прав потребителей – продавцам, изготовителям и исполнителям. В зависимости от основания возникновения гражданско-правовой ответственности различают договорную и внедоговорную (деликтную) ответственность. Согласно Закону РБ «О защите прав потребителей», договорная ответственность выражается в форме обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) возместить потребителю, во-первых, убытки, причиненные неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств, во-вторых, уплаты по требованию потребителя неустойки, в-третьих, взимание по требованию потребителя процентов годовых за пользованием чужими денежными средствами, согласно ст.366 ГК, в-четвертых, возмещении морального вреда. Основанием внедоговорной ответственности является не договор, а причинение вреда личности или его имуществу. Она выражается в форме возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), непредоставления информации либо предоставления ненадлежащей информации, также потребитель может потребовать возмещения морального вреда.

Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением продавцом (изготовителем, исполнителем) его прав, согласно п.п.2 ст.15 Закона, подлежат возмещению в полном объеме, сверх неустойки, кроме случаев, когда Гражданский кодекс устанавливает ограниченный размер ответственности. Размер убытков определяется по правилам ст.14 ГК и включает реальный ущерб – произведенные потребителем расходы, стоимость утраченного имущества, суммы, на которые уменьшилась стоимость имущества, и упущенную выгоду, которую потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено. В ряде случаев убытки возмещаются потребителю не полностью, а лишь в части реального ущерба. Возмещение упущенной выгоды исключается. Например, по договору энергоснабжения п.1 ст.518 ГК, по договору перевозки граждан. Так, ст.749 устанавливает штраф за задержку и опоздание прибытия транспортных средств по договору перевозки пассажира.

Неустойка - следующая форма гражданско-правовой ответственности, применяемая за нарушения прав потребителей. По общему правилу неустойка является зачетной, то есть убытки возмещаются в части не покрытой неустойкой, согласно п.1 ст.365 ГК. Однако во всех случаях ее применения по делам о защите прав потребителей она является штрафной, т.е. уплачивается независимо от возмещения потребителю причиненных убытков. Закон предусматривает следующие случаи взыскания неустойки за нарушения прав потребителей товаров:

1. нарушение 14 дневного срока устранения недостатков в товаре по требованию потребителя, согласно п.1 ст.21 Закона;

2. неудовлетворение требований кредитора-потребителя о незамедлительной замене товара ненадлежащего качества, если товар не требует проверки качества и 14 дневного срока, если товар требует проверки качества, согласно п.1 ст22;

3. непредоставление в течение 3-х дней безвозмездно во временное пользование на период замены либо ремонта аналогичного товара, согласно п.2 ст.21 и п.2 ст.22 Закона. Перечень товаров, не подлежащих предоставлению в пользование, определяется Постановлением Правительства от 14 июня 2002 года №778;

4. нарушение 7-ми дневного либо 14 дневного срока (в случае проведения экспертизы) удовлетворения требований потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества, возмещении расходов на устранение недостатков потребителем, а также возмещении убытков, причиненных расторжением договора купли-продажи, согласно ст.23 Закона.

Размер неустойки – 1% в день цены товара за каждый день просрочки.

Случаи взыскания неустойки за нарушения прав потребителей работ, услуг:

1. нарушение установленных сроков выполнения работы, услуги (абз.1 п.6 ст.29 Закона);

2. нарушение сроков начала выполнения работы, ее этапа. Неустойка взыскивается за каждый день (час) просрочки вплоть до начала выполнения работы или предъявления иных требований потребителем (абз.2 п.6 ст.29 Закона);

3. нарушение сроков окончания работы, ее этапа. Неустойка взыскивается за каждый день (час) просрочки вплоть до выполнения работы или предъявления иных требований потребителем (абз.2 п.6 ст.29 Закона);

4. за нарушение 14-дневного срока устранения недостатков в выполненной работе (ст.31 Закона);

5. за нарушение 7-ми дневного срока удовлетворения требований потребителя о соразмерном уменьшении цены за выполненную работу, возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора о выполнении работы (оказании услуги) (п.1 ст.31 Закона);

6. за нарушение сроков изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказании услуги) (п.2 ст.31 Закона).

Исполнитель уплачивает неустойку в размере 1% цены выполненной работы, если цена не определена, то 1% цены всего заказа за каждый день, час просрочки.

Размер неустойки установлен законом, уменьшить который нельзя по соглашению сторон, в противном случае условия договора будут признаны недействительными.

Взысканию также подлежат и проценты за пользование чужими денежными средствами потребителя.

Однако уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает продавца от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Принцип реального исполнения обязательства, характерный для континентальных систем, нашел свое отражение в ст.367 ГК и ст.15 Закона. От исполнения обязательства должника освобождает отказ потребителя принять исполнение вследствие его просрочки, так как оно потеряло интерес для потребителя. Вообще принцип реального исполнения обязательства обусловлен в данных правоотношениях спецификой – потребитель выводит товар из сферы обращения в сферу потребления, поэтому ему нужен товар.

П.4 ст.15 Закона закрепляет, что продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, исключающим ответственность и предусмотренным законодательными актами.

ГК предусматривает в качестве общего условия гражданско-правовой ответственности вину. Ее отсутствие служит основанием для освобождения лица от ответственности. Вместе с тем законом или договором может быть предусмотрено, что лицо несет ответственность и без вины. Особенность ответственности продавца, изготовителя, исполнителя, как лиц, не исполнивших или исполнивших ненадлежащим образом обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности, состоит в привлечении их к ответственности, как при наличии вины, так и при ее отсутствии. Основанием освобождения от ответственности может быть только непреодолимая сила – чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Таким образом, обстоятельства, которые могут быть квалифицированы как простой «случай», не служат основанием для освобождения ответственности. Например, если подрядчик не выполнил в срок строительство дома из-за частых дождей, это не освободит его от ответственности.

В качестве иных оснований освобождения можно привести в пример ст.749: перевозчик освобождается от ответственности за задержку транспортного средства, если докажет, что это произошло вследствие устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни пассажиров. При этом необходимо иметь в виду, что, согласно п.8 Постановления Верховного Суда от 25.09.2003 №10, обязанность предоставить доказательства, на основании которых суд может освободить продавца (изготовителя, исполнителя) от ответственности, по общему правилу возлагается на ответчика.

2. Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушения прав потребителей на информацию, согласно ст.8 Закона «О защите прав потребителей», наступает в форме возмещения убытков. Они взыскиваются:

1) если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи необходимую и достоверную информацию о товаре (работе, услуге) и он не смог заключить договор в результате этого нарушения, или как говорит Закон, «если они вызваны необоснованным уклонением от заключения договора». Например, гражданин желает купить стиральную машину, для этого он вызвал такси, оплатил машину для перевозки и явился в магазин. Некомпетентные продавцы не смогли предоставить необходимую и полную информацию о товаре, в результате гражданин не смог купить машину. Поэтому гражданин может взыскать убытки;

2) если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи необходимую и достоверную информацию о товаре (работе, услуге) и он приобрел в результате этого ненужный ему товар (работу, услугу). В таком случае потребитель, кроме требования о возмещении убытков, может также отказаться от исполнения договора в разумный срок, если он еще его не исполнил. Например, в вышеназванном примере, если потребитель все же приобрел стиральную машину и лишь дома обнаружил, что необходимая информация о машине все же представлена не была, тогда он может требовать расторжения договора, возврата покупной цены товара и возмещения других убытков при условии, что возвратит стиральную машину продавцу. В отношении же договора бытового подряда п.2 ст.687 ГК вводит иное правило: заказчик вправе требовать расторжения договора без оплаты выполненной работы, а также вправе требовать возмещения причиненных ему убытков в случае, когда вследствие неполноты или недостоверности информации был заключен договор, не обладающий необходимыми свойствами для потребителя-заказчика;

3) если в товаре (работе, услуге) появились недостатки, вследствие предоставления ненадлежащей информации, Закон «О защите прав потребителей» устанавливает, что в таких случаях продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, равную ответственности, установленной за продажу товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества в ст.19 и 30 Закона. Однако, согласно п.4 ст.465 ГК, на потребителя возлагается бремя доказывания, что недостатки возникли в связи с отсутствием у него необходимой информации, например, отсутствие необходимых указаний в инструкции по эксплуатации;

4) если причинен вред жизни, здоровью, имуществу потребителя вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), он подлежит возмещению в полном объеме продавцом (изготовителем, исполнителем) независимо от его вины и от того, состоял потребитель с ним в договорных отношениях или нет, согласно п.1 ст.16 Закона.

Потребители, интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе в установленном порядке требовать возмещения как имущественного, так и морального вреда, согласно ст.23 Закона «О рекламе». Однако субъекты рекламного бизнеса несут ответственность за различные действия. Так, Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении ее содержания, если не доказано, что это произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении оформления, производства и подготовки. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении времени, места и способа ее размещения.

3. На отношения по возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потребителя вследствие недостатков товаров (работ, услуг), распространяют свое действие нормы параграфа 3 Главы 58 Гражданского кодекса и ст.16 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Особенность правил о возмещении вреда заключается в том, что для возложения ответственности достаточно трех условий: 1) противоправность действий продавца (изготовителя, исполнителя); 2) причинение вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя; 3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступлением вреда.

Действия продавца (изготовителя, исполнителя) должны быть противоправными, то есть такие действия способны причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителя. Анализ Закона позволяет назвать следующие противоправные действия, которые могут совершить продавцы (изготовители, исполнители):

· продажа товаров (работ, услуг) с конструктивными, рецептурными и иными недостатками;

· предоставление недостоверной и недостаточной информации о товаре (работе, услуге);

· реализация товаров с просроченными сроками годности, хранения;

· реализация товаров (работ, услуг) в нарушение требований акта законодательства без установленного срока годности или срок службы;

· не предоставление информации потребителю о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы товара (работы, услуги) и возможных последствиях при невыполнении указанных действий;

наступление вреда.

Вред, причиненный здоровью потребителя, выражается в потере (ухудшении) здоровья, утрате заработка, несение дополнительных расходов, в физических и нравственных страданиях, вызванных повреждением здоровья. Вред, причиненный смертью потребителя, состоит в утрате доли дохода умершего лицами, которые получали содержание или имели на него право, в физических и нравственных страданиях, в расходах на погребение. Вред, причиненный имуществу потребителя, выражается в повреждении либо утрате вещи, неполучении доходов, которые мог бы получить потребитель, физических и нравственных страданиях.

Вред подлежит возмещению при условии, что он причинен в пределах:

сроков службы либо годности товара (работы, услуги), установленных в соответствии с требованиями законодательства;

в течение 10 лет, если сроки службы, годности не установлены, так как их установление не предусмотрено законодательством.

Вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения, если в нарушение требований законодательства сроки службы, годности не установлены и если потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по их истечении и возможных последствиях при невыполнении указанных действий.

Таким образом, продавец (изготовитель, исполнитель) отвечает и при отсутствии вины, в том числе и за случайное причинение вреда, то есть несет повышенную ответственность.

В качестве оснований освобождения изготовителя (исполнителя, продавца) от ответственности п.7 ст.16 Закона устанавливает: 1)наличие непреодолимой силы; 2)нарушение потребителем установленных правил пользования товаром (результатом работы, услугой) или его хранения. Причем, нарушение потребителем указанных правил должно быть виновным. Подразумевается, что изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний изготовителя (исполнителя) выявить их особые свойства или нет. Таким образом, устанавливается презумпция добросовестности потребителя, и на изготовителя (продавца, исполнителя), согласно п.7 ст.15 Закона, возлагается бремя доказывания наличия случаев освобождения его от ответственности.

Круг лиц, ответственных за причинение вреда , строго очерчен п.5 и 6 ст.16 Закона. За вред, причиненный недостатками товаров, ответственность несут по выбору потребителя продавец либо изготовитель. За вред, причиненный результатами работ (услуг), ответственность несут исполнители.

Потерпевшими, которым причинен вред недостатками товаров (работ, услуг) признаются: 1) потребители – покупатели и заказчики, заключившие договор с причинителем вреда; 2) лица, которые непосредственно использовали товар (работу, услугу);3) иные лица, которым причинен вред товарами (работами, услугами).

4. Согласно ст.152 ГК, гражданин, которому причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда. Ст.17 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель может взыскать моральный вред, причиненный нарушением его имущественных прав, как раз и представляет иные случаи, предусмотренные законодательством.

Моральный вред в ст.152 ГК определен как физические либо нравственные страдания. В Постановлении Пленума Верховного Суда «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» №7 от 28 сентября 2000 года, определяется:

- физические страдания – это боль, функциональные расстройства организма, изменения в эмоционально-волевой сфере;

- нравственные страдания – это ощущения страха, унижения, переживания, связанные с ограничением каких-то прав.

Следовательно, физические страдания могут быть во всех случаях причинения вреда здоровью потребителя. Нравственные страдания могут быть в любых случаях нарушений прав потребителей.

Основные моменты компенсации морального вреда:

1) компенсация осуществляется в денежной форме;

2) размер определяет суд в зависимости, во-первых, от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, во-вторых, от степени вины причинителя вреда, когда вина является основанием для возмещения вреда. Суд при назначении размера должен исходить из принципа разумности и справедливости;

3) моральный вред возмещается продавцом, изготовителем, исполнителем, рекламодателем, рекламораспространителем и рекламоизготовителем;

4) обязанность доказать факт причинения морального вреда лежит на потребителе, в исковом заявлении он должен указать кто, при каких обстоятельствах, каким действием (бездействием) и когда причинен ему моральный вред, какие страдания он испытывал и какую конкретную сумму он просит, какие доказательства приводит.

5. Под мерами административной ответственности, применяемыми за нарушения прав потребителей, понимаются административные взыскания, налагаемые должностными лицами органов государственной власти на граждан, должностных лиц за правонарушения, ущемляющие права потребителей и дезорганизующие положение на потребительском рынке.

Ввиду множества сфер потребления, а также по причине исключительной важности прав потребителей на безопасность и качество товаров (работ, услуг), они защищаются рядом следующих составов административных правонарушений, содержащихся в КоАП Республики Беларусь: ст..42 (Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов), 43 (Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов на транспорте), 46² (выпуск либо реализация недоброкачественной продукции), 104 (Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитене), 106 (Нарушение правил безопасности движения на речном транспорте), 171 (Нарушение правил по стандартизации и качеству продукции, выпуска в обращение и содержание средств измерений и пользования ими). Непосредственным объектом вышеназванных правонарушений являются жизнь и здоровье потребителей, их имущество.

Ответственность за нарушение прав потребителей на информацию о товарах (работах, услугах), на надлежащую рекламу устанавливается ст..144(нарушение правил торговли и оказания услуг населению, 155(9) (Нарушение законодательства о рекламной деятельности) КоАП Республики Беларусь.

Законодательство об административных правонарушениях предоставляет дополнительные гарантии потребителям по защите своих прав в торговой и других сферах обслуживания. Это ст.. 126² (Нарушение правил перевозки водителями такси), 144 (нарушение правил торговли и оказания услуг населению), 144² (нарушение правил розничной реализации лекарственных средств), 144 (3) (Обман потребителей), 145 (Нарушение правил торговли спиртными напитками), 147 (Нарушение правил торговли на рынках), 148 (Торговля в неустановленных местах) и другие.

Основным административным взысканием, применяемым за нарушения прав потребителей, является штраф, кроме того, на виновных накладываются и другие взыскания, например, предупреждение, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

Уголовный кодекс Республики Беларусь устанавливает уголовную ответственность за обман потребителей в ст.257. К ответственности привлекаются лица, совершившие в течение года после административного взыскания такое же правонарушение либо в значительном размере.

ТЕМА 11.

Наши рекомендации