Итоги исследования товарного фетишизма. выводы
Выделены 4 смысловых механизма фетишей: компенсация, ресурсность, проекция и аффилиация с референтной группой или человеком . Так, помимо трех заявленных в гипотезе, обнаружен и четвертый смысловой механизм – ресурсность.
1. По итогам эмпирического исследования и согласования резуль-татов с данными других исследователей, мы даем следующее определение:
товарный фетиш (франц. fetiche, от португ. feitico – колдовство, волшеб-
ство, амулет) -неодушевленный объект,наделенный в представленияхобладателя сверхъестественными свойствами либо которому приписывает-ся сверх-значимая роль в обеспечении жизни.
Товарный фетишизм мы определяем как механизм психологиче-ской защиты, при котором значимость некоторых вещей (фетишей) выше, чем их утилитарные функции. Мы не считаем необходимым использовать термин «товарный фетишист», поскольку каждый человек является тако-вым в отношении к тем или иным товарам, в той или иной степени.
2. Обнаружены следующие виды товарного фетишизма (классифи-кация и названия авторские). Самыми распространенными стали техниче-ский фетишизм (преклонение перед некоторыми техническими новинкам: плеером, телефоном, телевизором, ноутбуком), фанатский фетишизм (пре-клонение перед атрибутикой какого-либо идола – фанатская амуниция, листки с автографом), магический фетишизм (приписывание мистической роли вещам, особенно передаваемым в семье из поколения в поколение, вера в талисманы, обереги), религиозный фетишизм (каждый из нас носит крестик, обращается к иконам. Мы религиозный фетишизм считаем частью товарного). Самый распространенный - памятный фетишизм (балетное снаряжение, «пропитанное сценой», атрибутика из летних лагерей)
Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения
потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.
3. Основная позитивная роль фетишизма состоит в том, что это простая и эффективная форма аутопсихотерапии. Фетиши обладают эф-фектом Плацебо, дают психологические ресурсы обладателю. Основное отрицательное значение фетишей в том, что чрезмерная привязанность к вещам иногда подменяет отношения к людям: человек меряет дружбу, лю-бовь и другие отношения с людьми через их материальные носители. Ам-бивалентное значение состоит в том, что, фетиш – это вариант психологи-ческой защиты, при котором ребенок «прячется» за вещь, но эту особен-ность мы относим к неоднозначному значению фетишей. В стрессовых си-туациях фетиш как психологический барьер спасает, но в обыденной жизни такие барьеры приводят к тому, что в межличностных отношениях появля-ется прослойка, щит из вещей, что рано или поздно приводит к овеществ-лению социальных отношений.
4. Существуют фетиши и сверх-фетиши. Если фетиши (вещи, к которым несильно привязаны) играют психотерапевтическую роль: они снимают стресс, дают психологические ресурсы или обеспечивают разряд-ку, психологически защищают от проблем, то сверх-фетиши (вещи, значи-мые до маниакальности) – это уже не само-психотерапия, а психиатриче-ская проблематика.
5. Обнаружены виды фетишей по значению в жизни обладателя: первый тип, ситуативные фетиши – значимые только в определенной, как правило, стрессовой ситуации (пятачок под пятку на экзамен). Второй тип - фетиши как продолжение себя. Человек даже не воспринимает эту вещь как фетиш, как отдельную вещь (нательный крестик, обручальное кольцо). Третий тип - множественные фетиши – это определенный типаж вещей (бижутерия определенного вида, розовые плюшевые мишки) Четвертый тип - коллекции как фетиши. Коллекционирование – отдельный вид фети-шизма. Пятый тип - фетиш-мечта. Этот вид особенно выражен у младших подростков: не имея возможности приобрести вожделенный товар, они со-бирают открытки, хранят фотографии с его изображением.
6. Помимо этого были обнаружены типы фетишей по направлен-ности: фетиши-символы (безделушка как символ любви, майка с особым рисунком - причастности к субкультуре), фетиши-талисманы (амулеты, некоторые драгоценности), Я-фетиши, технические фетиши (телефон, пле-ер), фетиши-якоря (связанные с приятными воспоминаниями о событии или человеке), фетиши-атрибуты (призванные приписывать, атрибутиро-вать к примеру, высокий достаток, «пускать пыль в глаза»), брэнды-фетиши (продукция Apple, товары с эмблемой ф/к «Зенит»), фетиши-игрушки, религиозные фетиши.
7. Исследованы сакральные смыслы и сверхсмыслы, которые под-ростки атрибутируют своим фетишам. Человек приписывает, додумывает смыслы сверхъестественности, сверхзначимости и иногда мистичности своих фетишей. Так, самыми распространенными атрибутируемыми са-
кральными смыслами фетишей стали «дает силы», «помогает», «защища-ет», «оберегает», «подчеркивает мою значимость», «привлекает ко мне внимание», «притягивает удачу», «делает меня успешным», «мне повезет».
И эти смыслы, пожалуй, связаны с иеротопией, но не связаны с нуминозно-стью (интенсивным переживанием таинственного и устрашающего боже-ственного присутствия). Потусторонность также не атрибутируется. Из сверхсмыслов атрибутируются «памятное», «заветное», «лечебное», «свя-тое», «священное». Иногда фетиши связаны с ритуалами, церемониальным поведением: их надевают или складывают неспеша, в определенной после-довательности, хранят бережно. В какой-то мере товарный фетишизм мож-но считать современной городской магией, в противовес деревенской ма-гии с ее заговорами и обрядами.
Интересно, что сакральные смыслы фетишей, в противовес про-фанным, появляются по мере взросления. У младших подростков наблюда-ется доминирование профанных смыслов: «это память о…», «то символ дружбы…» Но базовая черта первобытного фетишизма – синкретичность – имеет место и в современном обществе.
8. Обнаружены и описаны базовые функции фетишей у подрост-ков: защитная (адаптивная), символьная, знаковая (сигнальная, семиотиче-ская). Выделены также дополнительные функции фетишей: функция яко-рения, замещающая, гедонистическая (функция психологической разряд-ки), связующая, функция целеполагания (стимулирующая)
9. Представлены три компонента отношения к фетишу: когнитив-ный (осознание товара сверх-нужным, сверх-помощником), конативный (желание обладать этим фетишем всегда), аффективный (повышенные по-зитивные эмоции, направленные на вещь; фетиш либо отчаянно обожаем, либо создает спокойно-позитивный настрой). Выраженность компонентов распределяется так: наиболее значим аффективный, затем – конативный и лишь на третьем месте – когнитивный.
10. Определены причины становления фетишизированной вещи: рыночная, религиозная и личностная, стрессовая. Скоростное развитие рынка порождает все больше и больше товаров, технических и модных ин-новаций, создавая культ потребления и культ вещей – это рыночная причи-на. Религиозная причина кроется в том, что подражание вещи, учеба у ве-щей прослеживается и в древнекитайской, и в древне-японской философии
и религии, и у примитивных народностей. Базовая личностная причина – ощущение незащищенности, «синдром недолюбленности», при которых подросток прячется за фетиш, ищет у него подмоги, защиты так же, как другой ребенок ищет защиты у родителей, родных, близких, друзей. Чем более психологически здоров человек (спокоен, удовлетворен жизнью), тем меньше у него фетишей. Стрессовая причина состоит в том, что стресс не только «заедают», «запивают», но и прикрывают вещами – счастливыми
Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения
потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.
тетрадками, драгоценностями, передаваемыми по наследству, талисманами, амулетами.
11. Обозначены стадии фетишизации: якорение – «вакуум» - ре-
сурсность.
12. Выявлены гендерные, возрастные, социальные и экономиче-ские различия в семантике товарного фетишизма. Возрастной аспект фе-тишизма таков: имеется положительная динамика количества и силы и раз-нообразия фетишей. Гендерный аспект фетишизма подразумевает наличие большего количества фетишей у девочек, нежели у мальчиков. Нет связи между фетишизмом и образованием, уровнем дохода. Чем более неуравно-вешен человек и в социально-неблагоприятной обстановке он живет, тем сильнее степень его фетишизма. У психологически здоровой личности фе-тишей почти нет.
ГЛАВА 7. ДЕМОНСТРАТИВНОЕ
(ПОКАЗНОЕ, ИМИДЖЕВОЕ) ПОТРЕБЛЕНИЕ