Проблемное поле исследования

На современном этапе социально-экономического развития страны консьюмеризм вкупе с нестабильностью смысложизненных ориентаций приводит к повышению значимости внешней атрибутики жизни, появле-нию товаров, наделяемых в сознании индивида сверхъестественными свойствами, сверхсмыслами – фетишей. И если в крупных городах преоб-ладает денежный фетишизм (отношение к деньгам как к сверхценности), то

в провинции – товарный: персонификация, сакрализация, культ избранных вещей, наделение их сверхзначимостью и сверхсмыслами. И самой «рани-мой» категорией людей в этом вопросе становятся подростки, поскольку именно в этом возрасте наблюдается пик социализации, в том числе и по-требительской. «Фенечки», талисманы, «счастливые» вещи как мелкие фе-тиши, компьютер, мобильный телефон, некоторые предметы гардероба (если они сверх-ценны) как крупные фетиши - становятся неотъемлемым дополнением личности подростка.

Стремительное развитие бизнеса ведет к появлению важного арте-факта: неоднозначного, вплоть до невротического, отношения к товарам. Вещь вместо того, чтобы быть фоном, средством для жизни человека, стала всё чаще вызывать две крайности в ее восприятии: игнорирование мира вещей (как последствие социалистической ментальности) и товарный фе-тишизм как второе рождение первобытной религии, когда человек почитал определенные камни, ракушки, фигурки.

Психологическая сторона этого вопроса на сегодняшний день сла-бо представлена в науке. Основоположниками исследования фетишизма стали К. Маркс, З. Фрейд и культурологи, изучающие первобытные рели-гии, но каждый из них рассматривал фетишизм с разных сторон.

Налицо социальная проблема, связанная с товарным фетишизмом. В социалистическом периоде развития России главными общественными, идеологическими фетишами подростков (фетишизм – почитание отдельных предметов) были пионерский галстук и комсомольский значок. Индивиду-альными фетишами, как правило, являлись марки, фантики, значки и дру-гие предметы для коллекционирования. Для некоторых молодых людей фетишами были пластинки «Beatles», джинсы, сигареты «Мальборо», мо-пед «Карпаты». На сегодняшнем этапе социально-экономического разви-тия страны, и преимущественно, ее регионов, первые из этих фетишей по-теряли актуальность вследствие исчезновения массового подросткового культа, а вторые, индивидуальные – вследствие гипердоступности ресур-



сов и, как результата, потери интереса к ним . Зато возникли другие фети-ши, совершенно разной направленности: для кого-то это мобильный теле-фон, с которым человек не расстается никогда, для кого-то – футболка с изображением музыкального кумира… Из бесед с учителями калужских школ выявлено, что некоторые подростки постоянно «здороваются» с ком-пьютером, другие на контрольных пишут только «счастливой ручкой » и т.п. Общение с миром вещей для калужских подростков стало столь же значимым, как и общение с миром людей. Дополнение, а иногда и замеще-ние личностных смыслов потребительскими становится частым явлением для подростков. Многие индивиды, переживая подростковый период, уде-ляют излишнее внимание предметам, вещам, иногда даже очеловечивая их.

В науке, в зависимости от области применения фетишей выделяет-ся несколько видов фетишизма: товарный, эротический (сексуальный), ре-лигиозный, суеверный, денежный. Мы рассматривали только товарный фетишизм, то есть персонификация избранных товаров и придание им сверхсмыслов. Поскольку товары, по К. Марксу151, представляют собой основную форму социальных связей в капиталистическом обществе, то в товарном фетишизме в современной провинции нет ничего удивительного.

В современной науке происходит перекос в изучении фетишизма в две околопсихологических области: сексологию (эротический фетишизм) и парапсихологию (талисманы, амулеты как фетиши). Здесь налицо отголо-сок фетишизма как первобытной синкретичной религии. Между тем и З. Фрейд152, и К. Маркс153, и культурологи, которые стояли у истоков изуче-ния фетишизма и рассматривали его с совершенно разных сторон, говорили отнюдь не о подобных пограничных случаях.

Тенденция закрытости фетишизма от науки представляется опас-ной, поскольку замена социальных отношений товарными и персонифика-ция вещей в период активной социализации могут привести к необратимым изменениям в психике ребенка. Эти последствия увидим не сразу, а через 10-15 лет, когда современные дети, выросшие в период активного развития капитализма, войдут во взрослую жизнь. Через несколько лет мы можем получить поколение, измеряющее дружбу, любовь, доброту, успех, и дру-гие вечные ценности через их материальные носители.

Наши рекомендации