Эластичность спроса по цене и доходу. Ценовая эластичность предложения
Рассмотрев динамику спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов, мы пока еще не выяснили в какой степени изменение цен вызывает изменение спроса или предложения, почему кривая спроса или предложения имеет ту или иную кривизну, тот или иной наклон.
Мера или степень реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.
Эластичность спроса
Как нам известно, главным фактором воздействующим на величину спроса является цена. Поэтому в начале рассмотрим эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по цене или ценовая эластичность показывает на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Она определяет чувствительность покупателей к изменению цен, влияющую на количество товаров, которые они приобретают.
Показателем эластичности спроса по цене является коэффициент эластичности.
Ed = DQ% / DP%
где: Еd – коэффициент ценовой эластичности (точечная эластичность);
DQ – прирост величины спроса в процентах;
DР – прирост цены в процентах.
Эластичность спроса по цене есть отношение вариации в объеме спроса к вариации цен и рассчитывается следующим образом (дуговая эластичность):
где: Ер – эластичность по цене;
Q1 – новый спрос;
Q0 – существующий спрос при текущей цене;
Р1 – новая цена;
Р0 – текущая цена.
Например, цена товара упала на 10%, в результате чего спрос на него вырос на 20%. Тогда:
Предположим, цена товара выросла на 10%, в результате чего спрос на него упал на 20%. Тогда:
Вывод: коэффициент прямой эластичности всегда отрицателен, поскольку цена и величина спроса на товар меняются в разных направлениях: когда цена снижается, спрос растет, и наоборот.
Различают следующие виды спроса по его ценовой эластичности:
1) спрос единичной эластичности, Еd=1 (спрос равен изменению цен);
2) спрос эластичный, Еd>1 (спрос превышает изменение цен);
3) спрос неэластичный, Еd<1 (спрос меньше изменения цен);
4) абсолютно эластичный спрос Еd=∞;
5) абсолютно неэластичный спрос Еd=0;
6) спрос с перекрестной эластичностью.
Главным критерием определения вида спроса здесь являются изменение объёма валовой выручки продавца при изменении цены на данный товар, что в свою очередь зависит от объёма продаж. Рассмотрим названные виды спроса с использованием графиков.
Спрос единичной эластичности (унитарный спрос) (рис. 5а). Это спрос при котором снижение цены приводит к такому увеличению объёма продаж что общая выручка не изменяется: Р1 х Q1=P2 х Q2. Коэффициент эластичности равен 1 (Ed =1).
а) б) в)
Рисунок 5. Влияние степени эластичности на наклон кривой спроса
Т.е. при некотором процентном изменении цены величина спроса на товар изменяется в той же степени, что и цена.
Например, цена товара выросла на 10%, в результате чего спрос на него упал на 10%.
Неэластичный спрос(рис. 5б). Это такой спрос, при котором снижение цены приводит к такому увеличению объема продаж, что общая выручка снижается: Р1хQ1>P2хQ2. Коэффициент эластичности меньше единицы Еd < 1.
Это означает, что значительное изменение цены приводит к незначительному изменению спроса (т.е. величина спроса на товар изменяется в меньшей степени, чем цена), спрос по цене мало подвижен. Такая ситуация чаше всего складывается на рынке товаров первой жизненной необходимости (продукты питания, одежда, обувь и др.).
Например, цена товара упала на 10%, в результате чего спрос на него вырос на 5%. Тогда:
Еd = | 5 % | = – | = | | 1 | | = 0,5 | < 1 | |
–10 % | | 2 | |
Спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно
Эластичный спрос (рис. 5в). Это такой спрос, при котором снижение цены ведёт к такому увеличению продаж, что общая выручка увеличивается. Р1хQ1<P2хQ2. Коэффициент эластичности больше единицы Еd > 1.
Это означает, что незначительно изменение цены (в процентном отношении) приводит к значительному изменению спроса (т.е. величина спроса на товар изменяется в большей степени, чем цена), спрос очень подвижен и чутко реагирует на цену. Такая ситуация чаще всего складывается на рынке товаров не первой необходимости или, как говорят, товары второго порядка необходимости.
Предположим, цена товара выросла на 10%, в результате чего спрос на него упал на 20%. Тогда:
т.е. Еd > 1.
Спрос на предметы роскоши – эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос
Существуют ещё два варианта эластичности как частные случаи эластичного и неэластичного спроса:
а) абсолютно эластичныйспрос (бесконечно эластичен) (рис. 6а).
Такая ситуация складывается, когда существует одна цена, по которой потребители покупают товар. Любое изменение цены приведёт либо к полному отказу от потребления данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному спросу (если цена понизится). Например, помидоры, продаваемые одним продавцом на рынке.
Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место абсолютная эластичность спроса.
P P
D
D
Q Q
а) б)
Рисунок 6. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос
б) абсолютно неэластичныйспрос (рис. 6б): изменение цены совершенно не отражается на величине спроса. Еd стремится к 0. Например, такой товар, как соль или некоторые виды лекарств, без которых конкретный человек жить просто не может (спрос на инсулин – абсолютно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина).
в) спрос с перекрестной эластичностью.На величину спроса данного товара может оказывать влияние изменение цены другого товара (например, изменение цены на масло может вызывать изменение спроса на маргарин). Каким образом это отражается на эластичности спроса?
В данном случае мы имеем дело с перекрестной эластичностью.
Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар (А) к процентному изменению цены на товар (В).
Ed = DQА% / DPВ%
Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары мы будем рассматривать – взаимозаменяемые или взаимодополняемые. В первом случае коэффициент перекрестной эластичности будет положительным (например, подорожание сливочного масла увеличит спрос на маргарин).
Во втором случае величина спроса будет изменяться в том же направлении (например, подорожание фотоаппаратов снизит спрос на них, а значит, снизится спрос и на фотопленки). Коэффициент эластичности здесь отрицательный.
В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон, поэтому на графиках кривые эластичного и неэластичного спроса выглядят так (рис. 7):
Рисунок 7. Графическое изображение эластичности спроса
На рис. 7А мы видим, что при относительно небольшом изменении цены спрос изменяется значительно, т. е. он эластичен по цене.
Напротив, на рис. 7Б большое изменение цены влечет за собой незначительное изменение спроса: спрос неэластичен по цене.
На рис. 7В бесконечно малое изменение цены обуславливает бесконечно большое изменение спроса, т. е. спрос абсолютно эластичен по цене.
Наконец, на рис. 7Г спрос не меняется при любом изменении цены: спрос абсолютно неэластичен по цене.
Вывод: чем положе наклон кривой спроса, тем эластичнее спрос по цене.
Изменение выручки при изменениях цены и разных значениях эластичности показано в таблице 1:
Таблица 1. – Эластичность и выручка
Спрос эластичен | Спрос единично эластичен | Спрос не эластичен | |
Цена повышена | Выручка падает | Выручка не меняется | Выручка растет |
Цена снижена | Выручка растет | Выручка не меняется | Выручка падает |
Выводы (из таблицы следует):
1. При эластичном спросе повышение цены приведет к падению выручки, а снижение цены – к ее увеличению, поэтому эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен.
2. При неэластичном спросе повышение цены приведет к повышению выручки, а снижение цены – к ее снижению, поэтому неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен.
3. При единично эластичном спросе цену не стоит ни повышать, ни снижать, поскольку выручка в результате не изменится.
Мы рассмотрели эластичность спроса по цене, однако для оценки эластичности может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные, например, доход, качество товаров и т.д. В подобных случаях эластичность характеризуется в принципе таким же образом, как это делалось при определении ценовой эластичностью, при этом следует лишь показатель прироста цены заменить другим соответствующим показателем. Рассмотрим кратко эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя.
Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительное изменение объема спроса к относительному изменению дохода потребителя (Y)
Ed = DQ% / DY%
Если Ed<0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на данный товар.
Если Ed>0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается спрос на этот товар.
В литературе встречается разделение группы нормальных товаров на три вида:
1. Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 < Ed < 1) и потому имеет предел насыщения.
2. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов Ed>1 и потому не имеет предел насыщения.
3. Товары «второй необходимости», спрос на которые растет в меру роста доходов Ed = 1.
Выясняя проблемы эластичности спроса, нетрудно заметить, что на нее воздействуют в основном те же факторы, которые влияли на изменение спроса. Вместе с тем, следует подчеркнуть особую значимость для эластичности спроса следующих моментов:
Во-первых, наличие товаров-заменителей. Чем больше товаров-заменителей у данного товара, тем выше эластичность спроса на него, потому, что у покупателя появляются больше возможностей отказаться от покупки данного товара при повышении на него цены в пользу товара-заменителя.
Во-вторых, фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Это объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину.
В-третьих, значимость того ли иного товара для потребителя. Этим обстоятельством объясняются различия в эластичности спроса. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен. Спрос на товары, не играющие важной роли в жизни, обычно эластичен.
Как влияет эластичность спроса на рыночную ситуацию? Очевидно, при неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, т.к. потери от этого снижения вряд ли будут компенсированы увеличением объема продаж. Поэтому неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен. Высокоэластичный спрос означает высокую чувствительность величины спроса к минимальному изменению цен. Значит, эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен.