Тема 10. Оценка конкурентных возможностей предприятия

10.1.Контрольные вопросы

1. Перечислите факторы и показатели конкурентоспособности предпри­ятия. Перечислите категории эффективности.

2. Как оценить финансовые возможности предприятия?

3. Как оценить сбытовые возможности?

4. Как оценить управленческие возможности?

10.2.Практические задания и ситуации.

Задание 1.

Из перечисленного выберите то, что относится к экономическим показателям конкурентоспособности товара:

1) расходы на транспортировку

2) расходы на обслуживание и ремонт

3) показатели безопасности,

4) налоги и таможенные сборы

5) расходы на амортизацию,

6) экологические показатели

7) расходы на запчасти

8) колебания конъюнктуры

9) расходы на предпродажное обслуживание

10) показатели безопасности.

Задание 2.

Заполните блок-схему, используя следующие элементы.

1.Определение сектора рынка, нуждающегося в товаре

2.Определение характера возможной конкуренции

3.Выдвижение идей и расчет вероятности конструкторского технологического успеха

4.Серийное производство.

5.Расчет предполагаемых расходов на экспериментальные работы.

6.Установление прогнозируемой цены.

7. Определение рынка сбыта.

 
  Тема 10. Оценка конкурентных возможностей предприятия - student2.ru

Тема 10. Оценка конкурентных возможностей предприятия - student2.ru

Контрольный тест

Выберите один правильный ответ.

1. Конкурентные силы в отрасли представлены матрицей

А) Портера

Б) Ансоффа

В) Маслоу

Г) Мейо

2.Оценкой сильных и слабых сторон конкурентов занимается

А) АВС – анализ

Б) XYZ – анализ

В) SWOT – анализ

Г) Индексный анализ

3. Стратегия конкурентных действий может быть следующей:

А) жесткая конкуренция - мягкая конкуренция; ценовая - неценовая; наступательная, оборони­тельная, отступательная;

Б) совершенная – несовершенная;

В) добросовестная – недобросовестная

Г) легальная –нелегальная.

4.На основе SWOT – анализа разрабатывается:

А) комплекс маркетинга;

Б) стратегия предприятия;

В) новый товар;

Г) новая услуга.

5. Отсутствие конкурентов относится к следующей модели рынка

А) олигополия;

Б) чистая монополия;

В) чистая конкуренция;

Г)монополистическая конкуренция

Деловые игры и тренинги

1. Тренинг“Рынок самолетов”

Цель :Обработка умения планировать статьи затрат и организовать бизнес отработка навыков командной работы.

Задание: Команды учащихся по 4-6 человек представляют собой предприятия занимающиеся производством и продажей бумажных летательных аппаратов.

Игра представляет собой 3-5 циклов производственно-торговых действий команд. В начале игры каждая команда получает от государства (учителя)беспроцентную ссуду величиной 25000 никсов. Затем команды формируют письменную заявку на выпуск определённого количества летательных аппаратов оговаривая затраты на рекламу и продажную цену одного летательного аппарата. Форма заявки:

Заявка команды №_________

_____________________________________________________________________________

№ тура Предложение Затраты на рекламу Цена 1 изделия Заказ

1 изделия никс никс

…..

Затраты на рекламу одного изделия могут составлять от 500 до 200 никсов по желанию команды . Цену изделия также так же определяет команда и она должна быть в пределах 1000-4000 никсов.

Сырьё для производства изделия (лист бумаги 11 формат ) команда покупает у государства по цене 1000 никсов. Производственные затраты исчисляются из расчета 50 никсов за каждую секунду рабочего времени умноженные на количество работающих.

К летательному аппарату предъявляется 2 требования:

1) размеры должны быть следующие длинна –не менее 15 см. ширина – не менее 6 см.

2) на испытаниях изделие должно пролететь не задевая потолка и стен не менее 5 шагов.

После объявления командам вышеуказанных привил учитель выдаёт безвозмездно командам по 5 листов для тренировки и предоставляет 15-20 мин. Для разработки конструкции и технологии изготовления летательного аппарата а также выработки стратегий ведения игры.

До истечения контрольного времени команды должны сдать учителю заявку на участие в 1 туре игры заполнив первую строку выше указанной таблицы целиком кроме столбца “Заказ”. Учитель получая заказы команд может в столбце “Заказ” повторить число изделий указанное в столбце “Предложения” а может уменьшить число заказанных изделий помножив предложения на отношения затрат на рекламу к цене изделия. Тем самым стимулируется вклад в рекламу и идет противодействие высоким ценам.

Затем командам возвращаются их заявки с проставленным заказом государства. Команда выкупает необходимое количество сырья и по команде учителя приступают к производству время которого хронометрируется.

Изготовленные изделия проходят проверку соответствия необходимым ограничениям по размерам и летным качествам. Качественные летательные аппараты приобретаются государством.

Все затраты и выручка команд фиксируются учителем в следующей ведомости: _________________________________________________________________________

№ тура Затраты и выручка Команды

Команд __________________________

1 2

Исходная сумма 25000 25000

Затраты:

- реклама

- сырьё

- производство

Всего затрат

Выручка

Баланс

Сумма после 1 тура

После окончания каждого тура командам даётся 5-10 мин. Для анализа работы в предыдущем туре коррекции стратегии ведения игры и формирования заявки на следующий тур.

Анализ итогов: Команда-победительница определяется по имеющейся сумме денег на момент окончания последнего тура. Анализ ведения игры отдельными командами может включать такие составляющие как экономичность ведения бизнеса умение организовать производство слаженность работы в команде.

Наши рекомендации