Маркетинговые исследования: понятие, задачи, классификация, направления.

Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает маркетологов и других работников предприятия с рынками, потреби­телями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Они связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Исследование и его результаты служат эффективной адаптации производства или посреднической деятельности и их потенциала к состоянию рынка и требованиям конечного потребителя.

Маркетинговые исследования являются процессом сложным и многогранным, что предполагает различные варианты определения самого понятия.

Некоторые определения понятия «маркетинговое исследование»

Источник Содержание
Официальное определение маркетингового исследования Американской ассоциации маркетинга (American Marketing Association)   Маркетинговые исследования - это процесс, обеспечивающий связь организации с потребителями и общественностью через информацию, которая используется для выявления маркетинговых возможностей и проблем; генерирования, корректировки и оценки маркетинговых мероприятий; мониторинга маркетинговой деятельности; улучшения понимания маркетинга как процесса. В ходе маркетингового исследования получают информацию, необходимую для решения имеющихся проблем, разрабатывают методы сбора информации, проводят ее анализ и формулируют рекомендации, которые доводят до заинтересованных лиц.
Котлер Ф. Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ, отчет о результатах.
Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования являются функцией, которая связывает организацию с потребителями через информацию. Основной задачей маркетинговых исследований является оказание помощи менеджерам в принятии более правильных решений по текущим вопросам.
Соколова М.И., Гречков В.Ю.   Маркетинговые исследования – это функция, связывающая потребителей, конкурентов и общественность с маркетологами посредством информации, которая используется для распознавания и определения возможностей и проблем; выработки, оптимизации и оценки маркетинговых действий, определения эффективности комплекса маркетинга и улучшения понимания маркетинга как процесса. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности, они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга, внешней и внутренней среды предприятия.
Беляевский И.К. Маркетинговое исследование - любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.



Главное назначение маркетинговых исследований - это генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия субъектов маркетинговой системы, таких решений, которые обеспечивали бы требуемое рынком количество и качество товарных, сервисных и пр. сделок, соблюдая требования основных факторов внешней среды и потребителя.

Главная цель маркетинговых исследований заключается в разработке концепции общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка и обосновании необходимости и возможностей конкретного предприятия для более эффективной адаптации его производства, технологий и структуры, а также выводимой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя.

Основные задачи маркетингового исследования:

1. Информационно обеспечивать работу руководства предприятия;

2. Заблаговременно оценивать шансы и риск;

3. Содействовать на каждой фазе поиска решений объективности и представительности деловой ситуации.

Выделяют следующие объекты маркетинговых исследований:

Ø внешняя предпринимательская среда;

Ø рынок;

Ø потребитель;

Ø товары;

Ø конкуренты и т.д.

Предметом маркетинговых исследований являются процессы, происходящие с объектами исследований, связанные с маркетинговой деятельностью предприятий, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение через систему маркетинговой информации.

Направления маркетинговых исследований

Направления исследования Цель исследования
Исследование внешней предпринимательской среды Выявление и изучение политических, экономи­ческих, правовых, социально-демографических, культурных, научно-тех­нических и экологических особенностей предпринимательской среды.
Исследование рынков Определение ёмкости и структуры рынка, возможной доли предприятия на рынке, тенденций развития рынка, потенциала роста рынка.
Изучение потребителей Анализ потребностей, выделение групп потребителей с одинаковыми требованиями, анализ побудительных мотивов при выборе товаров и факторов, формирующих потребительские предпочтения
Изучение товара Определение степени новизны и конкурентоспособности товара, выявление неудовлетворённых потребностей, необходимости модификации товара, способности товара удовлетворить потенциальных покупателей.
Изучение конкурентов Выявление основных конкурентов, определение их доли рынка, используемых ими стратегий, определение преимуществ и недостатков конкурентов.


Исходя из цели маркетинговых исследований, они могут подразделяться на:

1. Разведочные, т.е. быть направлены на сбор предварительной ин­формации, предназначенной для более точного определения проблем и проверки гипотез.

2. Описательные (дескриптивные), т.е. заключаться в простом опи­сании тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации.

3. Казуальные, т.е. быть направлены на обоснование гипотез, опре­деляющих содержание выявленных причинно-следственных связей.

В зависимости от используемых источников информации исследования делятся на:

· кабинетные (desk research);

· полевые (field research).

Однако, на практике, полевые и кабинетные исследования дополняют друг друга, решая свой конкретный круг вопросов.

Кабинетное исследование- поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации ("исследование за письменным столом"). Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемых в настоящий момент.

Полевое исследование - поиск, сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа. Любое полевое исследование основывается на первичной информации, иными словами на только что полученных данных для решения конкретной исследуемой проблемы.

Маркетинговые исследования: понятие, задачи, классификация, направления. - student2.ru

Рис.5 Классификация маркетинговых исследований

Маркетинговое исследование - сложный, иерархически структурированный процесс, последовательно развертывающийся во времени и связанный со всеми стадиями (этапами) маркетинга. На рис. 6 показана последовательность этапов маркетингового исследования.

 
  Маркетинговые исследования: понятие, задачи, классификация, направления. - student2.ru

Рис. 6 Последовательность этапов маркетингового исследования

Наши рекомендации