Тема 10. Разработка инновационного продукта.
Вопросы:
1.1 Стадии разработки и производства инновационного продукта
1.2 Коммерциализация разработок
Важнейшей задачей экономического развития общества на современном этапе является производство конкурентоспособного инновационного продукта. Производство такого продукта в условиях жесткой конкуренции на мировых товарных рынках требует определенных знаний в области проектирования, производства и реализации его на внутреннем и международном рынках, поскольку изготовление инновационного продукта связано со значительными затратами и рисками.
Вместе с тем, производство инновационного продукта предполагает получение значительной прибыли при использовании новаций на всех фазах производственного процесса. Поэтому предприниматель при производстве такого продукта должен предвидеть и использовать механизм инновационной деятельности не только в управлении производством инновационного продукта, но и в управлении организационными структурами и персоналом.
В связи с этим разработка, производство и внедрение инновационного продукта на рынок требует более глубоких исследований и более тесного взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и науки в системе «наука – образование – производство – рынок».
При конкурсном отборе используются следующие основные критерии:
наличие научно-технической новизны в заявке проекта;
коммерческая ценность производства инновационного продукта;
экономическая устойчивость инновационного предприятия.
Основной задачей конкурса является создание стимулов к коммерциализации разработок для проведения исследований, направленных на развитие инновационной деятельности. Конкурс инновационных проектов обеспечивает формирование банка инновационных проектов для их развития и практического применения.
Важнейшими критериями конкурсного отбора является новизна разработки инновационного продукта, качество выполнения научно-исследовательских работ, спрос на новый продукт и его коммерческая ценность. Конкурсный отбор предполагает, в первую очередь, вовлечение талантливой молодежи в инновационную сферу деятельности. Экспертиза инновационных проектов позволяет довести инновационные идеи до практической их реализации. Участие в этих программах молодых ученых, аспирантов и студентов позволяет им обеспечить хорошие стартовые возможности в своей будущей профессиональной деятельности. Конечным результатом инновационной деятельности предприятия является апробация инновационного продукта и вывод его на рынок. Решение этой проблемы основано также на тесном взаимодействии органов государственной власти, бизнеса, науки и образования. Важнейшей задачей государства в этом плане является стимулирование бизнеса и частичное страхование рисков, связанных с производством инновационных продуктов. Задачей бизнеса в этом случае является анализ и прогнозирование рисков, а также предотвращение возможных последствий для получения максимальной прибыли от производства и реализации такого продукта.
В современных условиях производство инновационного продукта в системе «наука-образование-производство-рынок» направлено на повышение уровня и качества жизни населения, на основе тесной связи между всеми звеньями в цепи «наука — производство», а также создание целостных научно-производственно-сбытовых систем, обусловленные развитием научно-технического прогресса и потребностями рынка.
В плановой экономике инновационная политика крупных фирм проявлялась в основном в развитии научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась, прежде всего, в стремлении к повышению удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических, инжиниринговых, лизинговых, консультационных и других видов услуг. Особенно заметно эти тенденции проявляются у транснациональных корпораций, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой степени технической и технологической сложности. Для того чтобы сохранить лидерство в определенных секторах рынка эти компании стремятся как к максимизации прибыли за счет снижения издержек в сфере производства и обращения инновационного продукта, так и к монополизации таких товаров. Инновационная политика предприятия предполагает формулирование основной цели научных исследований и разработок инновационного товара, определение сроков их проведения, оценка результатов производства и сокращение сроков внедрения новых продуктов на рынок.
Разработка и производство инновационного продукта состоит из следующих последовательных стадий:
1) Формулирование целей и систематизация идей для производства инновационного продукта. На этой стадии осуществляется сбор информации о потребностях рынка в инновационном продукте на основе анализа, внутренних и внешних источников информации поступающей из подразделений служб маркетинга производственного отдела, отдела сбыта фирмы, торговых посредников, конечных потребителей.
2) Отбор выявленных идей и выработка концепции производства инновационного продукта. Эта стадия предполагает определение возможностей производства инновационного продукта, выяснение степени технологической оснащенности и соответствие новой продукции стратегии развития предприятия.
3) Анализ экономической эффективности производства инновационного продукта и разработка маркетингового плана. Эта стадия предполагает разработку самого продукта, определение его техникоэкономических характеристик, оценка качества и потребительских свойств товара, потенциального спроса, объема продаж и определение расходов (инвестиций) на создание новой продукции и срока ее окупаемости. Кроме того, на этой стадии необходимо определить источники финансовых ресурсов для производства новой продукции, перечень машин, оборудования, сырья, материалов и кадрового персонала, обоснование сроков производства инновационной продукции и выхода с ней на рынок, анализ и оценка рентабельности (прибыльности) производства инновационного продукта и разработка программы маркетинговых мероприятий.
4) Создание нового продукта. Эта стадия предполагает:
разработку конкретной программы создания инновационного продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы;
создание образца и проведение технических испытаний в том числе и проверка на безопасность и так далее;
утверждение наименования инновационного продукта и его товарного знака, оформление упаковки и маркировки.
5) Тестирование инновационного продукта на рынке. На этой стадии предполагается:
тестирование инновационного товара на целевом рынке по цене другим коммерческим условиям (предоставление льгот, скидок и т.д.);
выбор оптимальных каналов реализаций, средств и методов рекламы, а также организация технического и послепродажного обслуживания.
6) Принятие решения о внедрении инновационного продукта в серийное и массовое производство. На этой стадии разрабатывается программа маркетинговых мероприятий, которая предусматривает обоснование объемов производства и продаж, рентабельность производства и реализации, выбор каналов и методов сбыта и т.д. Необходимыми условиями для принятия эффективного управленческого решения в сфере производства инновационного продукта в условиях жесткой конкуренции являются:
анализ производственных возможностей фирмы и использования имеющихся мощностей;
оценка уровня и степени обеспеченности фирмы необходимыми ресурсами и квалифицированным персоналом;
оценка финансовых возможностей предприятия и инвестиций в массовое производство и сбыт;
определение источников финансирования и оценка предполагаемых результатов, прибыльности или убыточности на расчетный период;
соответствие инновационного продукта нормативным показателям и стандартам качества. В качестве важнейшего критерия в программе маркетинговых мероприятий используется оценка соответствия количественных и качественных характеристик инновационного продукта стратегическим целям фирмы, а основными показателями этой оценки являются объем продаж и сроки достижения прибыльности в производстве нового товара и т.д. В случае, если инновационный продукт технологически соответствует требованиям рынка, то это позволяет более эффективно использовать имеющиеся мощности компании и максимизировать прибыль. Существенные преимущества можно получить в случае, когда для реализации нового продукта используется имеющаяся сбытовая сеть и методы реализации уже отработаны. В этом случае сбыт нового изделия не потребует дополнительных затрат на реализацию.
На сегодняшний день становится ясно, что трансформация результатов интеллектуальной деятельности в готовый инновационный продукт, который заинтересует участников рыночных отношений, пожалуй, является самым трудным этапом в цепочке между наукой и потребителем. Развитие технологической продукции без учета рыночного спроса конечных потребителей является дорогостоящим для государства и неэффективным, поэтому в развитых странах основой политикой в области коммерциализации объектов интеллектуальной собственности является стратегия, ориентированная, прежде всего, на спрос.
Одной из причин возникающих трудностей реализуемых инновационных проектов сегодня является слабое понимание команды проектов нужд рынка и потребителя. У них отсутствуют соответствующие знания и опыт технологического предпринимательства. В настоящее время каждый университет, научный институт столкнулся с тем, что вынужден в той или иной степени развивать новое для себя направление – коммерциализацию полученной интеллектуальной собственности, то есть введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот для получения максимальной прибыли.
Для достижения такой цели необходимо не забывать о важнейшем элементе – охране и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Дело в том, что созданная технология (при условии ее технической исключительности и востребованности рынком) приобретает коммерческую ценность только в двух случаях: если подтверждены исключительные (монопольные) права на ее использование (патент на изобретение, свидетельство на ПЭВМ и др.) или если технология содержит ноу-хау, что также является предметом правовой охраны.
В настоящее время стратегии и механизмы охраны интеллектуальной собственности при продвижении нового продукта разрабатываются с учетом целого комплекса факторов. Однако основные принципы остаются для всех одинаковыми: защита своих продуктов патентами всегда стоит на первом месте. Для успешной коммерциализации необходимо умение не только оценить потенциал предложенной идеи, но и увидеть перспективу создаваемого бизнеса, прежде всего ориентированного на спрос, в том числе и глобальный. Поэтому уже на первых этапах создания производства необходимо понимать, кто будет вашим потенциальным клиентом и как донести до него информацию о созданном продукте.
Только основываясь на таком подходе, можно говорить о гарантированных результатах и созданных конкурентоспособных инновациях в системе коммерциализации. Без перспективы конкурентоспособности создаваемого инновационного продукта вложение финансов в его создание нецелесообразно. Поэтому на сегодняшний день коммерциализация является возможностью для авторов интеллектуальной собственности построить бизнес, в первую очередь основанный на результатах своих научных исследований. Как правило, ученый не является специалистом во всех областях, и не владеет необходимыми компетенциями предпринимателя, плохо ориентируется в процессе создания нового продукта под запрашиваемые потребности рынка.
Поэтому ключевой фигурой в основе процесса коммерциализации является не изобретатель, а предприниматель, вернее команда, управляющая процессом коммерциализации. Известным фактом является то, что только 23% от портфеля инновационных проектов приносят своим руководителям больше средств чем было затрачено на процесс создания и патентования всех объектов. Это объясняется тем, что процесс передачи результатов интеллектуальной деятельности в сферу производства является длительным и трудоемким, требуя специальных навыков и знаний. Также важна совместная работа изобретателей с командой высококачественных специалистов, которая заключается в привлечении потенциальных покупателей к инновационной продукции, обосновывая ее рыночную стоимость и прибыльность вложений для потенциального инвестора.
В результате оценки коммерческого потенциала изобретения или научной разработки необходимо проведение следующих видов работ: - определение основных параметров и характеристик новой продукции; - осуществление необходимых работ по доработке ОИС до уровня коммерческого продукта и требований потенциальных лицензиатов и/или промышленности; - определение групп возможных потребителей; - исследование внешней конкурентной среды, изучение фирм-конкурентов и выпускаемой ими продукции, в т. ч. определение научнотехнического уровня выпускаемой продукции. - анализ конкурентных преимуществ выпуска новой продукции; - технологический аудит – оценка возможностей по запуску новой продукции в производство; - исследование емкости рынка и его потребности в новой продукции (потенциальный объем продаж в количественном и денежном выражении); формирование рыночной стратегии; - определение контрагентов, потенциальных потребителей и проведение предварительных переговоров с ними; - бизнес-планирование и привлечение потенциальных инвесторов для финансирования; - составление планов рекламных кампаний.
Следующим этапом может быть передача в полном объёме исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, перечень которых представлен в нормативных документах, через договор об отчуждении исключительного права. Законодательно также закреплена процедура передачи интеллектуальной собственности в право пользования через лицензионный договор. В рамках такого договора лицензиату передается лицензиаром право использования объекта интеллектуальной собственности в установленных договором пределах.
Во всем мире высоко оценивается и является предметом прибыльного инвестирования интеллектуальная собственность, защищенная охранными документами и не только, например, объекты патентного права защищены патентами; торговые марки защищены свидетельствами, а «ноу-хау» режимом коммерческой тайны. Важным моментом в развитии инновационного предпринимательства в нашей стране является подготовка кадров, т.е. подготовка будущих специалистов, которые способны эффективно реализовать все этапы коммерциализации научно-технических разработок, находить контакты с партнерами, выводить на рынок наукоёмкую продукцию. Процесс коммерциализации включает участие двух партнёров: продавца и покупателя. Если рассмотреть науку в роли продавца, то можно говорить, что она созрела до коммерциализации своих интеллектуальных результатов. Идея коммерциализации овладевает умами руководителей вузов, университетов, институтов, которые понимают, что государство сегодня не в состоянии тратить деньги на эти цели, но государство теперь – не единственный партнер для участников процесса преобразования результатов исследований и разработок в товар, хотя ни в одной стране без его поддержки коммерциализация не может широко развиться. Основными покупателями инновационных идей должны явиться промышленные предприятия, которые еще не рассматривают наукоёмкую технологию как источник «мгновенного обогащения предприятия».
Для них интересны реструктуризация и рачительное распоряжение имеющимися фондами, хотя уже первые шаги по поиску и внедрению новых технологий постепенно входят в сферу интересов предприятий. Поэтому переда технологий из исследовательской среды в промышленность в новых рыночных условиях – одна из основных существующих сегодня проблем. В научном сообществе бытует мнение о том, что для доведения разработки до массового производства и реализации ее конечным потребителям недостаточно средств.
На самом деле авторы считают, что эта не является основной проблемой, все зависит от руководителей проекта, их квалификации и опыта. Основываясь на рыночных отношениях сегодня, если инновационный проект коммерчески привлекателен, то источники получения денежных ресурсов разнообразны. Однако помимо интересного предложения, важна организация процесса, то есть способность конкретных людей это предложение реализовать. Поэтому можно говорить о размере инвестиций в проект, которые включают не только средства на реализацию идеи, но также стоит учитывать затраты на менеджмент для ее реализации. Основываясь на многолетней практике создания инновационных наукоемких предприятий, можно говорить о временных характеристиках такого производства. Около трех - четырех лет необходимо затратить в реальных условиях, для того чтобы пройти все этапы от стадии создания нового продукта до его продажи на рынке потребителям и поступления первых доходов от коммерциализации. Коммерциализация технологий представляет собой процесс, который начинается уже с момента создания объекта интеллектуальной собственности. Поэтому стоит рассматривать коммерциализацию в качестве процесса, так как это помогает отслеживать его механизмы, использование которых сделает его более рациональным.
Для того чтобы оценить вклад, который внес каждый участник в создание новой продукции, необходимо учитывать, что инновационный проект проходит четыре основных этапа: - концептуальная стадия, которая характеризуется анализом концепции создаваемого продукта; - лабораторная стадия, в рамках которой проводятся лабораторные проверки осуществимости предлагаемой идеи; - технологическая стадия, включающая создание опытного образца инновационного продукта; - производственная стадия, подразумевающая подготовку и организацию производства мелкосерийной партии нового продукта и её последующую реализацию. Всё это требует дополнительных инвестиционных вложений, которые с каждым этапом возрастают на порядок.
Причем с каждым финансовым вливанием инвестиционных средств в проект каждый инвестор начинает претендовать на полученные результаты интеллектуальной собственности. Как показывает сложившая практика, первые две стадии – концептуальную и лабораторную может провести коллектив ученых с привлечением только собственных ресурсов.
Однако технологические и лабораторные базы, которыми они располагают на первых этапах, не настолько совершенны, чтобы организовывать производство законченного инновационного продукта (технологическую и производственную стадии).
Все промышленные производства различных отраслевых сегментов, за исключением информационно-компьютерных технологий, требуют отработки опытной партии продукции на производственных мощностях.