Организация зарубежного производства по контракту. Аутсорсинг.

При совместной предпринимательской деятельности товаропроизводитель организует бизнес на зарубежных рынках с привлечением местных партнеров или партнеров из третьих стран. При этом материнская фирма не является полным собственником создаваемых совместных структур. Собственность совместных структур и контроль за их предпринимательской деятельностью распределяются между материнской фирмой и ее зарубежными партнерами.

Для совместной предпринимательской деятельности присущи различные организационные формы ее осуществления. Наиболее часто используются такие организационные формы, как:

• контрактное производство; • международный лицензинг; • международный франчайзинг; • совместное предприятие; • стратегический союз; • управление по контракту.

Контрактное производство (подрядное производство) имеет место тогда, когда зарубежная фирма в соответствии с заключаемым договором (контрактом) передает некоторому предприятию изготовление определенной продукции, которую фирма сама реализует на привлекательныхдля нее рынках. Такие рынки могут находиться в собственной стране, стране производства товара, а также в каких-нибудь других странах.

Объекты контрактного производства: В практике деятельности фирм на внешних рынках контрактное производство реализуется при изготовлении самых различных изделий и оказании всевозможных услуг. Однако наиболее часто оно используется при: • изготовлении отдельных частей продукции; • выполнении отдельных стадий технологического процесса, в том числе и завершающих; •переработке или облагораживании сырья; • монтаже или сборке готовых товаров на основе поставки деталей и комплектующих из разных стран; • комплектном изготовлении готовой продукции зарубежным предприятием. Все указанное выше выполняется в соответствии с предъявляемыми требованиям и к соответствующей продукции, оговоренными в заключенном контракте. Из перечисленных областей совместной деятельности на внешних рынках контрактное производство в сфере промышленного производства наиболее часто реализуется при изготовлении отдельных частей продукции, а также при переработке или облагораживании сырья. Последнему отдается предпочтение при осуществлении контрактного производства торговыми фирмами. Такие фирмы достаточно часто прибегают к услугам зарубежных фирм при комплектном изготовлении продукции. К использованию контрактного производства для завершения стадий технологического процесса обычно прибегают фирмы фармацевтической, химической и текстильной отраслей промышленности, а также металлообрабатывающие предприятия. Реализуемое на внешних рынках контрактное производство, осуществляющее переработку или облагораживание сырья, получило специальное название толлинга.

Преимущества контрактного производства • возможность уменьшения издержек производства из-за использования более дешевой рабочей силы, сырья, транспорта и др.; • преодоление имеющихся ограничений на импорт готовых товаров, обусловленных существованием высоких пошлин и квот; • уменьшение транспортных затрат, что имеет особо важное значение для крупногабаритных или громоздких товаров; • приближение производства товаров к потенциальным потребителям, что позволяет лучше узнать их потребности и запросы. Рассматривая факторы, оказывающие позитивное влияние на эффективность контрактного производства, следует учитывать, что в реальной практике осуществления такой совместной деятельности могут быть определенные проблемы. Такие проблемы обусловлены прежде всего первостепенным значением обеспечения требуемого качества продукции и своевременной ее поставки. Поэтому, приняв решение о целесообразности заключения контрактного соглашения, фирме следует обоснованно подойти как к отбору предприятия, с которым такое соглашение будет подписано, так и к содержанию этого соглашения. Следует предусмотреть возможность осуществления должного контроля за качеством производимой продукции, обеспечения его соответствия внутрифирменным стандартам.

Основные принципы осуществления контрактного производства. Контрактное производство целесообразно тогда, когда фирма обладает конкурентными преимуществами и не может ими воспользоваться в полной мере. Последнее вынуждаетфирму передавать имеющиеся преимущества другому предприятию. Вместе с тем, начав контрактное производство, фирма продолжает развивать исследовательскую, опытно-конструкторскую и маркетинговую деятельность, проводит сервисное обслуживание на внешних рынках. Фирма также осуществляет контроль за качеством выполняемых работ, изготовляемой продукции, ее соответствием внутрифирменным стандартам. Она свое временно производит расчеты за производимую продукцию или оказывает услуги, устанавливая, как правило, величину платежа, соотнесенную с единицей изготовленной продукции. Заключая контрактное соглашение о производстве продукции, фирма оставляет за собой достаточно большую свободу действий. По окончании срока действия контрактного соглашения фирма может заключить подобное соглашение с другим предприятием, если ее по каким-то причинам деятельность первоначально выбранного партнера не устраивает. Например, если было неудовлетворительным качество изготовляемой продукции или она поставлялась не вовремя. Фирма может вообще уйти с данного рынка без всяких негативных последствий для себя, поскольку в этом случае она не несет никаких убытков, обусловленных закрытием соответствующего производства.

Аутсо́рсинг передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания. Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.

Наши рекомендации