СЕМИНАР 5. Групповая дискуссия «Маркетинг государственных и муниципальных услуг» (2 ч.)

Предварительное задание:

1. Провести обзор официальных веб-сайтов федеральных (не менее 3-х), региональных (не менее 3-х) и муниципальных (не менее 3-х) органов власти[5].

2. Выявить набор предоставляемых ими государственных/муниципальных услуг и порядок их оказания.

3. Определить, какова миссия, маркетинговые цели и задачи рассмотренных услуг. Определить на кого данные услуги ориентированны.

4. Определить какую маркетинговую концепцию рассмотренные органы власти используют в своей деятельности.

5. Осуществить SWOT-анализ их маркетинговой деятельности.

6. Разработать собственные предложения по совершенствованию оказываемых данными органами власти государственных/муниципальных услуг с точки зрения маркетинга.

Задание на семинаре:

1. Презентовать государственные/муниципальные услуги органов различного уровня власти.

2. Указать их сильные и слабые стороны, возможности и вероятные угрозы (в соответствии с проведенным SWOT-анализом).

3. Презентовать собственные предложения совершенствования маркетинга государственных и муниципальных услуг данными органами власти.

4. Представить итоги проведенной работы преподавателю письменно.

Темы эссе:

Товар сегодня – возможность производителя, потребность клиента или свободная ниша на рынке?

Товар повседневного спроса сегодня – что главное?

Товар особого спроса в России: проблемы, тенденции и перспективы.

Марочное название товара – требование современного рынка или бесполезная трата денег компании?

Жизненный цикл товара – смерть неизбежна?

Новый товар как грань разумного в борьбе за клиента и конкуренции с самим собой.

Идея нового товара как мнение клиента или предложение научно-исследовательского отдела компании.

Товары и услуги нового тысячелетия – каковы они?

Проблемы и тенденции сервисного обслуживания в России (на примере конкретной отрасли – по выбору студента).

Ценовая политика компаний в России: в чем специфика?

Статьи для аннотации:

Сьюзан Дж. Харт Товарная политика

Роберт Г. Купер Разработка новых товаров

Питер Дойль Управление жизненным циклом товара

Питер Дарт Упаковка и дизайн

Марк Шеррингтон Брендинг и управление торговыми марками

Катя Кампо, Элъс Гижсбрехт Ценообразование

Дэвид X. Буиссон Маркетинг стандартизированных товаров

Кристиан Шеллер, Дэвид Уилсон Маркетинг на рынке товаров производственного назначения

Эверт Гуммессон Маркетинг услуг

Кристина Фулоп Франчайзинг

Сьюзен П.Дуглас, К. Самуэлъ Крэйг Глобальный маркетинг

Н. Крэйг Смит Этика маркетинга

Филип Котлер, Алан Р. Андреасен Стратегический маркетинг некоммерческих организаций

Гериберт Мэфферт и Манфред Киркгеорг «Зеленый» маркетинг

Николас Пападопулос Имидж, определяемый страной происхождения товара

Джон С. Окленд Всеобщее управление качеством (TQM)[6]

Практикум:

Задание 5.1. Предприятие А выпускает по одной модели из нескольких аналогичных групп товаров, а предприятие Б – много моделей для каждой из нескольких различающихся групп товаров. Охарактеризуйте глубину и ширину их ассортимента.

Задание 5.2. Смоделируйте (схематично) изменение объема рекламных вложений на разных стадиях традиционного ЖЦТ.

Задание 5.3. Составьте схему взаимодействия следующих элементов маркетингового ценообразования: страхование цены, разработка ценовых стратегий, постановка целей ценообразования, выявление факторов ценообразования, выбор метода ценообразования, выбор тактических приемов цены.

Задание 5.4. Фирма действует на рынке дорогостоящего, сложного в изготовлении товара, имеет постоянных потребителей своего товара, конкуренция на рынке значительная.

Какую ценовую стратегию будет использовать фирма? Аргументируйте ответ. Спрогнозируйте варианты изменения стратегии при изменении конъюнктуры.

Задание 5.5. На технически сложный товар «Х» необходимо назначить конкурентоспособную цену.

Аналогичный товар «Y» основного конкурента успешно продается по цене 2000 руб. /ед. Группа экспертов провела сравнительное тестирование основных свойств этих товаров, а также ранжировала их по важности для потребления, приняв за единицу наименее важное свойство:

Балльная оценка свойств товаров:

Свойства товаров А Б С Д
Ранг важности
Оценка товаров в баллах Товар «X»
Товар «Y»

Задание 5.6. Традиционно применяя затратный метод ценообразования, владелец киоска получает 25% прибыли к затратам. Закупочная цена товара «А» – 1,3 руб. / шт., товара «Б» – 12 руб. / шт., товара «С» – 30 руб. / кг. Объем закупок товара «А» – 300 шт., товара «Б» – 1000 шт., товара «С» – 150 кг Общие транспортные расходы – 2 тыс. руб., стоимость аренды – 150 руб. в день, заработная плата продавца – 500 руб. в неделю. Товар предполагается продать за неделю.

Требуется определить продажные цены товаров.

Задание 5.7. Предприятие предусмотрело вывести на рынок новый косметический продукт. Переменные затраты на единицу продукции составили 30 руб., постоянные затраты за период 120 тыс. руб. Результаты исследования рынка позволили заключить, что продукт будет продаваться по цене 60 руб. за единицу. При каком объеме сбыта достигается пороговая (нулевая) прибыль?

Задание 5.8. Установить цену реализации батона весом 0,4 кг при себестоимости производства 3,5 руб. на 1 батон:

1) методом «средние издержки +прибыль», если плановая наценка составляет 10%;

2) на основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли в размере 500 руб. в день, если предприятие реализует по единым ценам 300 батонов ежедневно через собственный магазин, работающий без выходных (30 дней в месяц), и 4900 батонов еженедельно поставляет магазинам города;

3) на уровне текущих рыночных цен, если батон весом 0,5 кг стоит 5 руб.

Задание 5.9. Раскройте содержание понятий товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением на следующих примерах:

- наиболее популярного на ваш взгляд прохладительного напитка;

- телевизора цветного изображения;

- роликовых коньков;

- дивана;

- 2-х камерного бытового холодильника;

- зубной пасты;

- жидкого мыла.

Задание 5.10. Разработайте варианты упаковок для следующих товаров (определите форму упаковки, материал, из которого она будет выполнена, его фактуру и цвет, функциональные приспособления для удобства пользования товаром, содержание маркировки товара и ее расположение на упаковке):

а) туалетная вода для молодых и уверенных в себе женщин;

б) ювелирные украшения для мужчин;

в) шоколадное драже (монетки) для детей (взрослых);

г) детский конструктор;

д) набор ниток для вышивания.

Какие характеристики упаковки помогают решать поставленные перед ней задачи?

Литература:

1. Армстронг, Г. Введение в маркетинг: 8-е изд.: Пер. с англ. / Г.Армстронг, Ф. Котлер – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – С.343-475;

2. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: Пер. с англ. / Ф. Котлер – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – С.229-327;

3. Мерчандайзинг: эффективные инструменты и управление товарными категориями / А. Веллхофф, Ж.-Э. Масон. - М.: Издат. Дом Гребенникова, 2004. – С. 75- 78, 251-268;

4. Основы управления розничной торговлей / Р. Варли, М. Рафик. - М.: Издат. Дом Гребенникова, 2005. – С.232-251, 278-318;

5. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. Для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг» / А.П. Панкрухин, Гильдия маркетологов. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2006. – С.235-307.

Наши рекомендации