Положение о службе маркетинга предприятия.

Основные ключевые аспекты, содержащиеся в Положении о службе маркетинга предприятия:

  1. Общие положения.

1. Структурное подчинение службы.

2. Порядок утверждения положения.

3. Список нормативных документов.

II. Ключевые цели. Указываются основные причины создания службы, как цели/проблемы, которые она должна достичь/ решить.

  1. Основные задачи. В разделе описываются основные задачи службы.
  2. Структура. Описывается состав и структура службы с указанием всех должностей (включая вакансии).
  3. Взаимодействие. Указывается список отделов фирмы, с которыми взаимодействует служба, указывается характер и форма взаимодействия.
  4. Права и полномочия. Описываются права и полномочия руководителя службы.
  5. Ответственность. Указывается руководителя службы.

Должностные инструкции сотрудников.

Основные моменты, содержащиеся в должностных инструкциях сотрудников службы маркетинга предприятия:

  1. Общая цель работы: краткое определение причины, по которой должность введена в штатное расписание.
  2. Ключевые цели. Расшифровка целей/причин создания должности.
  3. Основные задачи и функции. В разбивке по функциям описываются задачи, которые должны решать сотрудники.
  4. Полномочия. Описываются полномочия и права, которыми обладает сотрудник, занимающий должность.
  5. Подчиненность. Указывается непосредственный руководитель или непосредственные подчиненные, если таковые есть.
  6. Ответственность. Указываются основные пункты ответственности, которые возлагаются на сотрудника.
  7. Оплата труда. Указываются основные положения системы мотивации сотрудника. Если система мотивации носит сложный характер, то она оформляется отдельным документом., а в инструкции дается ссылка на него.

Материальная мотивация сотрудников службы маркетинга предприятия.

Ниже представлены категории сотрудников службы маркетинга предприятия и пример материального стимулирования для каждой из них.

Категории сотрудников маркетинговой службы предприятия (кроме руководителей) Материальные стимулы
Менеджер по продукту или региону Оклад (+ премия за выполнение показателей) или (- штраф за невыполнение показателей)
Аналитики Оклад (+ премия) или (- штраф за несвоевременное или ненадлежащее выполнение работы)
Специалист по рекламе Оклад (+ премия) или (- штраф за несвоевременное или ненадлежащее исполнение обязанностей)
Вспомогательный персонал Оклад


План работ службы маркетинга.

Пункты плана для наглядности целесообразно формализовать в табличную форму.

Таблица.

Макет представления плана работы службы маркетинга предприятия

N Название мероприятия Внутренний заказчик (отдел) Внешний исполнитель (если есть) Ответственный за исполнение Бюджет Комментарий Срок исполнения[1]
               
               
               

Виды маркетинговых планов по времени: годовой (основной, квартальный и ежемесячный (уточняют годовой)

Бюджет службы маркетинга

Каждый пункт бюджета службы маркетинга должен совпадать с аналогичным номером в плане службы.

  1. Номер мероприятия.
  2. Название мероприятия.
  3. Частичная сумма платежа (совмещенная со временем).
  4. Полная сумма (указывается в момент закрытия работ).
  5. Статья по общему бюджету компании.

Пункты бюджета для наглядности целесообразно формализовать в табличную форму.

Таблица.

Макет представления бюджета службы маркетинга предприятия

Название Статья расходов Сумма платежа в текущем месяце (руб.) Общая сумма (руб.)
январь февраль март апрель май
Реклама в прессе Реклама в журнале «Военное обозрение» -
…. ………… ……… ……... ……… …….. …… ……….. …………………
…. ………… ……… ……... ……… …….. …… ……….. …………………
Итого А[2]
…. Заработная плата              
…. Премии              
Хозяйственные нужды              
…. Представительские расходы              
…. Командировочные              
Итого В1


Документооборот службы маркетинга.

Наиболее часто используемые документы.

Ø Информационные справки.

Ø План маркетинга фирмы по продукту.

Ø План работы службы маркетинга по продукту.

Ø Бюджет службы маркетинга.

Ø Предложения по изменению товарного ассортимента (АВС-XYZ- анализ).

Ø Конъюнктурный обзор (цены, товарный ассортимент, рекламная активность конкурентов).

Ø Предложения по изменению цены на продуктовый ассортимент.

Ø Предложения по изменению списка клиентов компании (АВС- анализ клиентов).

Варианты внедрения маркетинга на предприятии.

1. «Мягкий» вариант. Создается рабочая группа, для реализации какого либо маркетингового проекта, куда беру или назначают из своих маркетолога, если все получается, то из сотрудников группы делают группу маркетинга (без отрыва от производства и возможно без доплаты), который имеет возможность перерасти в отдел маркетинга с собственным финансированием.

2. «Промежуточный» вариант. Образуется группа маркетинговой поддержки, которая является составной частью всех рабочих групп, связанных с реализацией маркетинговых проектов.

3. «Компромиссный» вариант. Создается группа маркетинговой поддержки при отделе сбыта. Они отвечают за сбор и систематизацию рыночной информации, а так же продвижение. Основная опасность – это будет еще пара, тройка продавцов с дополнительными функциями.

4. «Минимальный вариант». Подразделение не образуется, а берут одного маркетолога, который мечется, не зная к кому прибиться. В зависимости от того, к кому он прибьется, тем он и станет. Вариантов три: прибьется к сбыту – будет продавцом, к конструкторам – помощником конструкторов, к генеральному – станет референтом (лучший вариант).

5. «Административный» вариант. Преобразование одного из отделов в отдел маркетинга (например отдел патентной информации или отдел научно-технической информации). Этот вариант уходит в прошлое вместе с вышеуказанными отделами. Это очень неудачный вариант.

6. «Логичный» вариант. Из своей среды выдвигается молодой, амбициозный, грамотный руководитель, который отправляется на курсы по маркетингу или на МБА, затем возвращается и со знанием продукта, рынков и специфики фирмы начинает организовывать отдел по одному из представленных выше сценариев. Главное, что бы это человек был авторитетен, пользовался поддержкой высших лиц на фирме. Желательно владельцев или генерального директора.

[1] Может быть представлен в виде полосы на календарной диаграмме, либо указан в форме даты начала и окончания мероприятия.

[2] В стандартной ситуации «А» должно превышать в 2-3 раза «В».

Наши рекомендации