Исследование внешней и внутренней среды организации.

Предметом исследования в данном случае являются факторы или условия, в которых происходит производственная деятельность организации. Внешняя и внутренняя среда организации раскрывается через содержание соответствующих внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К внешним факторам, определяющим содержание маркетинга персонала, можно отнести следующие факторы:

Наименование фактора

1. Общеэкономическая ситуация и состояние отрасли деятельности

2. Анализ данного фактора показывает тенденции экономического развития, конкурентную ситуацию, взаимодействие с профсоюзами, ситуацию в области образования

3. Развитие технологий

4. Определяет изменение характера и содержание труда, его предметной направленности, что в свою очередь, формирует изменение требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала

5. Особенности социальных потребностей

Учет данного фактора позволяет представить структуру мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений

Развитие законодательства

При решении вопросов персонал – маркетинга следует учитывать вопросы трудового законодательства, его возможного изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т.п.

Кадровая политика организаций конкурентов

Изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики

Под внутренними факторами понимаются такие факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Основные внутренние факторы:

Наименование фактора Характеристика фактора    
         
Цели организации Четкость и конкретность системы
  целеполагания   определяет строгую
  направленность   долгосрочной политики
  организации. Ее цели и задачи формируют
  стратегию маркетинга в области персонала
           
Финансовые ресурсы Точная   оценка потребности и
  возможностей   организации в
  финансировании мероприятий по
  управлению персоналом определяет выбор
  альтернативных   или компромиссных
  вариантов в   области планирования
  потребности в персонале, ее покрытие,
               

      использование кадров, их подготовки  
   
Кадровый потенциал организации Данный фактор распространяется как
      на среду маркетинговой деятельности, так
      и на управление персоналом в целом. Он
      связан с оценкой   возможностей
      специалистов кадровой службы, с
      правильным распределением обязанностей
      между ними, что во многом определяет
      успех реализациипланаперсонал-
      маркетинга            
       
Источники покрытия кадровой Данный фактор можно рассматривать
потребности     как внутренний с точки зрения
      возможности выбора организаций тех
      источников покрытия   кадровой
      потребности, которые   соответствуют
      состоянию остальных внутренних и
      внешних факторов: целям организации,
      финансовым ресурсам, тенденциям
      развития технологий и т.д.      
                     


Полный и точный учет всех вышеперечисленных факторов определяет уровень и особенности реализации маркетинговой деятельности в области персонала. Анализ внешней

и внутренней среды организации необходим для уточнения конкретных направлений исследования рынка труда

Изучение рынка труда.

Предмет изучения рынка труда – весь предназначенный к использованию потенциал рабочей силы. Этот потенциал охватывает как внешний рынок труда, так и уже имеющийся в наличии коллектив, т.е. внутренний рынок труда.

Существенные направления анализа внешнего рынка труда представлены далее: структура рынка труда, в том числе секторная, региональная, возрастная, квалификационная, профессиональная; мобильность рабочей силы; источники покрытия потребности в персонале; пути покрытия потребности в персонале; поведение конкурентов на рынке труда: стоимость рабочей силы. Анализ указанных направлений позволяет установить количественное и качественное состояние таких параметров рынка труда, как спрос на персонал и предложение в области персонала.

Исследование внутреннего рынка труда направлено на покрытие потребности в персонале за счет внутриорганизационных источников. Важнейшие направления и инструментарий изучения внутреннего рынка труда представлены в таблице №2.

Таблица №2.

Направления анализа Инструментарий
   
Структура персонала, в том числе: Постоянные и переменные данные
численность, квалификационная структура, учета и статистики персонала. Информация

возрастная структура, группы сотрудников о результатах обучения персонала. Деловая
по стажу работы в организации, группы оценка (аттестация) персонала    
сотрудников по потенциалу развития,            
группы сотрудников по ролевому статусу в            
организации и ее подразделениях            
       
Структура развития персонала Планирование потребности в
      персонале,   планирование замещения
      вакансий, планирование мероприятий по
      развитию персонала      
     
Организационная структура в том Схемы организационных структур,
числе: формальная иерархия, органиграммы, диаграммы выполнения
неформальные структурные группы функций, диаграммы коммуникационных
      связей, опросы сотрудников и
      руководителей      
       
Организация труда, в том числе: План должностей и рабочих мест
расстановка персонала, рабочие места и их (штатное расписание), описание работ и
взаимосвязи     должностей (должностные инструкции),
      диагностикарабочихмест,опросы
      сотрудников        
       
Культура управления, в том числе: Методы имперических социальных
стиль руководства, социально- исследований, работа с высвобождаемыми
психологический климат, сотрудниками        
удовлетворенность трудом              
       
Мотивационные установки Опросы сотрудников, групповые
      дискуссии, анализ применения теорий
      мотивации          
                 

Исследование рынка труда формирует систему современных и перспективных взаимоотношений организации с различными источниками (как внешними, так и внутренними) покрытия потребности в персонале. Анализ по различным направлениям, характеризующим внешний и внутренний рынок труда закладывает основу для разработки мероприятий по коммуникационным связям организации на рынке труда.

Наши рекомендации