Исследование внешней и внутренней среды организации.
Предметом исследования в данном случае являются факторы или условия, в которых происходит производственная деятельность организации. Внешняя и внутренняя среда организации раскрывается через содержание соответствующих внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К внешним факторам, определяющим содержание маркетинга персонала, можно отнести следующие факторы:
Наименование фактора
1. Общеэкономическая ситуация и состояние отрасли деятельности
2. Анализ данного фактора показывает тенденции экономического развития, конкурентную ситуацию, взаимодействие с профсоюзами, ситуацию в области образования
3. Развитие технологий
4. Определяет изменение характера и содержание труда, его предметной направленности, что в свою очередь, формирует изменение требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала
5. Особенности социальных потребностей
Учет данного фактора позволяет представить структуру мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений
Развитие законодательства
При решении вопросов персонал – маркетинга следует учитывать вопросы трудового законодательства, его возможного изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т.п.
Кадровая политика организаций конкурентов
Изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики
Под внутренними факторами понимаются такие факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Основные внутренние факторы:
Наименование фактора | Характеристика фактора | ||||||
Цели организации | Четкость | и | конкретность | системы | |||
целеполагания | определяет | строгую | |||||
направленность | долгосрочной | политики | |||||
организации. Ее цели и задачи формируют | |||||||
стратегию маркетинга в области персонала | |||||||
Финансовые ресурсы | Точная | оценка | потребности | и | |||
возможностей | организации | в | |||||
финансировании | мероприятий | по | |||||
управлению персоналом определяет выбор | |||||||
альтернативных | или | компромиссных | |||||
вариантов | в | области | планирования | ||||
потребности | в | персонале, ее | покрытие, | ||||
использование кадров, их подготовки | ||||||||||
Кадровый потенциал организации | Данный фактор распространяется как | |||||||||
на среду маркетинговой деятельности, так | ||||||||||
и на управление персоналом в целом. Он | ||||||||||
связан | с | оценкой | возможностей | |||||||
специалистов | кадровой | службы, | с | |||||||
правильным распределением обязанностей | ||||||||||
между ними, что во многом определяет | ||||||||||
успех | реализациипланаперсонал- | |||||||||
маркетинга | ||||||||||
Источники | покрытия | кадровой | Данный фактор можно рассматривать | |||||||
потребности | как | внутренний | с | точки | зрения | |||||
возможности | выбора | организаций | тех | |||||||
источников | покрытия | кадровой | ||||||||
потребности, | которые | соответствуют | ||||||||
состоянию | остальных | внутренних | и | |||||||
внешних факторов: | целям | организации, | ||||||||
финансовым | ресурсам, | тенденциям | ||||||||
развития технологий и т.д. | ||||||||||
Полный и точный учет всех вышеперечисленных факторов определяет уровень и особенности реализации маркетинговой деятельности в области персонала. Анализ внешней
и внутренней среды организации необходим для уточнения конкретных направлений исследования рынка труда
Изучение рынка труда.
Предмет изучения рынка труда – весь предназначенный к использованию потенциал рабочей силы. Этот потенциал охватывает как внешний рынок труда, так и уже имеющийся в наличии коллектив, т.е. внутренний рынок труда.
Существенные направления анализа внешнего рынка труда представлены далее: структура рынка труда, в том числе секторная, региональная, возрастная, квалификационная, профессиональная; мобильность рабочей силы; источники покрытия потребности в персонале; пути покрытия потребности в персонале; поведение конкурентов на рынке труда: стоимость рабочей силы. Анализ указанных направлений позволяет установить количественное и качественное состояние таких параметров рынка труда, как спрос на персонал и предложение в области персонала.
Исследование внутреннего рынка труда направлено на покрытие потребности в персонале за счет внутриорганизационных источников. Важнейшие направления и инструментарий изучения внутреннего рынка труда представлены в таблице №2.
Таблица №2.
Направления анализа | Инструментарий |
Структура персонала, в том числе: | Постоянные и переменные данные |
численность, квалификационная структура, | учета и статистики персонала. Информация |
возрастная структура, группы сотрудников | о результатах обучения персонала. Деловая | |||||||
по стажу работы в организации, группы | оценка (аттестация) персонала | |||||||
сотрудников по потенциалу развития, | ||||||||
группы сотрудников по ролевому статусу в | ||||||||
организации и ее подразделениях | ||||||||
Структура развития персонала | Планирование | потребности | в | |||||
персонале, | планирование | замещения | ||||||
вакансий, планирование мероприятий по | ||||||||
развитию персонала | ||||||||
Организационная структура в том | Схемы | организационных структур, | ||||||
числе: | формальная | иерархия, | органиграммы, диаграммы | выполнения | ||||
неформальные структурные группы | функций, | диаграммы | коммуникационных | |||||
связей, | опросы | сотрудников | и | |||||
руководителей | ||||||||
Организация труда, в том числе: | План | должностей и рабочих | мест | |||||
расстановка персонала, рабочие места и их | (штатное расписание), описание работ и | |||||||
взаимосвязи | должностей (должностные инструкции), | |||||||
диагностикарабочихмест,опросы | ||||||||
сотрудников | ||||||||
Культура управления, в том числе: | Методы | имперических | социальных | |||||
стиль | руководства, | социально- | исследований, работа с высвобождаемыми | |||||
психологический | климат, | сотрудниками | ||||||
удовлетворенность трудом | ||||||||
Мотивационные установки | Опросы | сотрудников, | групповые | |||||
дискуссии, анализ применения теорий | ||||||||
мотивации | ||||||||
Исследование рынка труда формирует систему современных и перспективных взаимоотношений организации с различными источниками (как внешними, так и внутренними) покрытия потребности в персонале. Анализ по различным направлениям, характеризующим внешний и внутренний рынок труда закладывает основу для разработки мероприятий по коммуникационным связям организации на рынке труда.