Эволюция концепции маркетинга персонала
Маркетинг персонала является относительно новым понятием, в мировой практике управления человеческими ресурсами он нашел свое применение в начале 90-х г.г. прошлого столетия. В российской практике управления персоналом эта разновидность маркетинга до настоящего момента не получила должного распространения. Лишь немногие отечественные предприятия включают маркетинг персонала в состав задач, решаемых службами по работе с кадрами
Этапы развития концепции маркетинга персонала:
1. Концепция маркетинга персонала начала зарождаться в начале 1980-х годов в зарубежной литературе, ориентированной на сервисный маркетинг. На начальном этапе развития все внимание исследователей было сфокусировано только на удовлетворенности персонала трудом, поэтому маркетинга персонала рассматривался как привлечение, обучение, стимулирование и удержание квалифицированного персонала посредством создания таких рабочих условий, которые удовлетворяли бы его нужды. Главным инструментом для достижения данной цели становится забота о сотрудниках, как о потребителях.
2. Главный шаг в развитии второго этапа предпринял Гронрус. Он считал, что персонал не просто нужно стимулировать работать лучше, но работники должны быть ориентированы на продажи. Впервые была обозначена важность поддерживающего персонала в оказании качественных услуг.
3. Началом третьего этапа развития концепции маркетинга персонала послужило осознание исследователями особой роли маркетинга персонала как технологии управления персоналом для достижения целей организации. Маркетинг персонала становится процессом, посредством которого персонал узнает свое место в организации.
Основополагающей задачей маркетинга персонала является создание максимально возможного привлекательного образа предприятия как работодателя, чтобы обеспечить себя кадровыми ресурсами с оптимальными количественными и качественными параметрами.
Маркетинг персонала подразумевает акцент на долговременно ориентированное регулирование привлекательности предприятия в глазах релевантных целевых групп потенциальных сотрудников.
13. Управление маркетингом персонала. Функции отдела маркетинга персонала на предприятии + Билет 14. Реализация управления маркетингом персонала
Процесс управления маркетингом включает следующие этапы:
1. Анализ рыночных возможностей, который предполагает:
а) маркетинговые исследования и сбор маркетинговой информации;
б) анализ среды маркетинга, возможности субъекта рынка труда;
в) анализ потребителей рабочей силы.
2. Отбор целевых рынков рабочей силы, который предполагает следующую последовательность:
а) замеры и прогнозирование спроса на конкретную рабочую силу;
б) сегментирование рынка рабочей силы;
в) отбор целевых сегментов рынка;
г) позиционирование товара "рабочая сила" на рынке.
3. Разработка комплекса маркетинга (маркетинг-микс):
а) разработка товара "рабочая сила";
б) определение стоимости конкретной рабочей силы;
в) обеспечение персоналом (отбор персонала; обучение; организация труда персонала и управление им; стимулирование).
4. Реализация маркетинговых мероприятий.
Способы осуществления маркетинговой деятельности или методы управления можно классифицировать по признакам их содержания и механизмам воздействия на объект управления:
а) экономические;
б) социально-психологические;
в) организационно-административные.
Общие функции управления характерны для любого вида управленческой деятельности и включают:
а) планирование - установление цели, подцелей управленческого воздействия, определение этапов их реализации, исполнителей, ресурсов;
б) организация - выбор структуры объекта и субъекта управления, реализация их взаимоотношений и взаимодействий;
в) координация - регулирование;
г) контроль - учет и анализ результатов управленческой деятельности;
д) анализ информации;
е) прогнозирование.
В компетенцию отдела маркетинга рабочей силы на предприятии должны входить следующие специальные функции:
•изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, адаптация к удовлетворению рыночной потребности в товарах и услугах, соответствующая переструктуризация рабочей силы;
•наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описания работ, тестирования и интервьюирования работников;
•расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам: управление адаптацией, закреплением, ротацией и внутрифирменными перемещениями кадров, формирование стабильного и гибкого трудового коллектива;
•планирование деловой карьеры, оценка человеческого капитала работника и уровня его использования на данном рабочем месте, аттестация специалистов, формирование резерва;
•сотрудничество с субъектами региональной системы управления маркетингом рабочей силы на взаимовыгодных условиях.
Способы управления маркетинговой деятельностью предприятия можно классифицировать по признакам их содержания и механизмам воздействия на объект управления:
•экономические - приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда в форме стимулирования наиболее способных работников к конкретному виду профессиональной деятельности;
•социально-психологические - использование социально-экономического принуждения к высокопроизводительному труду, формирование трудовых коллективов по принципу "команд" с учетом психомотивационного механизма профессиональной деятельности каждого члена, развитие традиций, способствующих сплочению коллектива и т.п.
•организационно-административные - методы, обеспечивающие ее единство в требованиях к объектам управления (прямые административные указания, нормативное регулирование, выработка стандартных процедур административного воздействия). Основным содержанием этих методов является координация усилий субъектов управления в достижении цели..
Учитывая возможности предприятий, не всегда есть необходимость создавать комплектную систему управления маркетингом рабочей силы, достаточно сосредоточить маркетинговые функции в одном подразделении системы управления персоналом.
Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Осуществляются через систему маркетинговой информации, систему планирования (разработка стратегических планов, планов маркетинга); организационную структуру, систему маркетингового контроля (замеры результатов, анализ результатов, проведение корректирующих действий).
Процесс маркетинга – это последовательная реализация его основных элементов в их взаимодействии и взаимовлиянии.