Эволюция концепции маркетинга

Годы Концепция Ведущая идея Основной инструмента рий Главная цель
1860-1920 Производствен ная Произвожу то, что могу Себестоимость, производительность Совершенствование производства, рост продаж, максимизация прибыли
1920-1930 Товарная Производство качественных товаров Товарная политика Совершенствование потребительских свойств товара
1930-1950 Сбытовая Развитие сбытовой сети, каналов сбыта Сбытовая политика Интенсификация сбыта товаров за счет коммерческих по продвижению и продаже товаров
1960-1980 Традиционного маркетинга Произвожу то, что нужно потребителю Комплекс маркетинга, исследование потребителя Удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков
1980-1995 Социально-этического маркетинга Произвожу то, что нужно потребителю, с учетом требований общества Комплекс маркетинга, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды
С 1995г. по настоящее время Маркетинга взаимодействия Произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинга Удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия

Логистика явление не новое, возникло оно с зарождением цивилизации. Просто развитие свое она больше нашла по некоторым сферам, а именно военное дело, экономическая среда. В развитии логистики ХХ в. можно выделить следующие исторические периоды. Это период 20-50 гг. получил название периода фрагментации, на этом этапе логистика воспринималась как инструмент для снижения затрат и инструмент управления потоками денежных средств в бизнесе. Наиболее ярко этот период проходил в США. Именно в этот момент времени в США происходил рост и развитие рынка, в производства внедрялись новые технологии, было изобилие природных ресурсов и т.д. Производители не успевали справляться с потребностями на рынке. Тогда и появились логистические концепции:

- рост тарифов на транспортировку;

- зарождение концепций маркетинга;

- рост транспортных издержек и запасов в системе товаров;

- развитие военной концепции.

Кроме того, что появились логистические концепции, стали появляться первые логистические сообщества и организации. Сама старейшая из таких организаций носит название « Национальная ассоциаций проблем управления закупками»(1967г.).

С 50-70-е года наступает период становления логистики. На данном этапе начинается интенсивное развитие теоретической и практической части логистики. С позиции затрат стало очевидно, что возможностями физического распределения пренебрегать не стоит. Возникла необходимость проводить связи между некоторыми функциями товародвижения, тем самым устанавливая соотношения между затратами различных звеньев логистической цепочки. То есть, если сделать вывод из этой концепции, то уровень затрат при переходе товара от производителя к потребителю должен уменьшится.

На сегодняшний день концепция затрат занимает основное место в логистике. На данном этапе также возникли новые предпосылки дальнейшего развития логистики:

- прогресс в компьютерной индустрии;

- опыт военного дела;

- действие затрат на производство;

- изменения в потребительском спросе.

Начало 70-ч гг. стало периодом развития, когда начали формироваться основные принципы логистики и западные фирмы начали их применять. Однако многие фирмы всё ещё не были уверены в необходимости логистического подхода к уменьшению затрат. А внедрение новых принципов было встречено с противостоянием от руководителей фирм. Ещё одной причиной трудного внедрения логистики была старая система бухгалтерского учета, которая не предполагала ведение логистических издержек, вследствие чего было трудно дать оценку эффективности данной деятельности.

В период 80-90-х гг. логистике был дан статус «образ мышления» или концептуальная концепция, которая предполагала взаимосвязь всех отраслей в единую систему, это был период интеграции. Теперь вопрос решался не в отношении предметов, над которыми совершали действия, а в отношении самих потоков (информационных, материальных и др.), которые возникают при этом.

В настоящее время материальный поток сильно возрос, именно поэтому нужно проводить логистический подход, чтобы можно было проследить за всеми материальными потоками. Это позволит уменьшить время движения товара к потребителю, сократить запасы материальных ресурсов, период оборачиваемости капитала.

Взаимосвязь логистики и маркетинга. Маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров.

Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически в более ранний период, чем логистика. В середине XXв. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики.

Исторически выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами.

Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения, при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Наиболее существенные отличия между маркетингом и логистикой представлены в таблице.

Таблица. 1.3.

Сравнение объекта и предмета исследований в области маркетинга и в области логистики.

Сравниваемые характеристики маркетинга и логистики Маркетинг Логистика
Объект исследования Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг. Материальные потоки, циркулирующие на этих рынках
Предмет исследования Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров или услуг Оптимизация процессов управления материальными потоками.
Методы исследования Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугам Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы, которые применяются при планировании и управлении производственными и экономическими системами.
Итоговые результаты Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды. Проекты систем, отвечающие целям логистики: нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.

Необходимость и роль маркетинговой деятельности и логистики на предприятии. Выросшее значение рынка, усилие роли сферы обращения в процессе воспроизводства явилось причиной признания, в практике промышленных и торговых фирм, концепции маркетинга. Маркетинг символизирует новую ступень во взаимосвязи сфер производства и обращения, отражает необходимость учета разнообразных, быстро меняющихся общественных и индивидуальных приоритетов и потребностей.

Маркетинг является важнейшим направлением в деятельности любого современного предприятия. Его применение способствует достижению соответствия между ожиданиями потребителей и возможностями (ресурсами) предприятия. Маркетинговая деятельность включает в себя огромное количество выполняемых функций, таких как: проведение маркетинговых исследований, сегментацию рынка, изучение потребителей, определение позиции продуктов на рынке и многое-многое другое. Но разрозненное их выполнение не приводит, ни к чему иному, как к растрачиванию маркетингового бюджета. Только тщательно запланированная и целенаправленная маркетинговая деятельность, может привести организацию к положительным финансовым результатам.

Маркетинг сегодня рассматривается как рыночная концепция управления фирмой, он становится основополагающей, целевой функцией, определяющей все аспекты деятельности фирмы, а поэтому превращается из обычной хозяйственной функции в само содержание, сущностную черту функционирования фирмы, стремящейся к получению максимальной прибыли. Маркетинг - это координирование действия предприятия на рынке, для него характерными чертами являются системность и комплексность.

Таким образом, маркетинговая деятельность - это основа комплексного решения своих задач: поиск потребителя, определения собственных возможностей, оценка уровня конкурентоспособности фирмы и продукции. Маркетинг сегодня обеспечит минимальные потери и максимальные прибыли на пути к успеху компании.

Современный маркетинг в первую очередь ориентируется на запросы рынка, приспосабливая для этого предложение товаров предприятиями. Задачей маркетинга становится не только ориентация на продажу уже произведенных товаров, но и всестороннее изучение потребностей и возможностей потребителей. Эти выявленные потребности становятся исходным пунктом всех принимаемых на предприятии решений и действий. Такое понимание маркетинга делает его не частной функцией предприятия, реализуемой отделом сбыта, а интегрированной концепцией управления предприятием в целом.

В логистике (глобальный масштаб) выделяются два основных раздела — управление материальными ресурсами и их распределение. К материальным ресурсам в данном случае относятся первичные и вторичные, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, конечная готовая продукция, упаковочные материалы, запасы.

Распределение материально-технических ресурсов осуществляется товародвижением промежуточных и конечных готовых продуктов по двум направлениям. Первое — движение напрямую (прямой канал распределения) к промежуточному потребителю для осуществления дальнейшего производственного процесса или к конечному потребителю. Второе — движение к промежуточному или конечному потребителю через разветвленную сеть посредников (косвенный канал распределения) — крупными, средними или мелкими партиями.

Логистика на предприятии, в зависимости от направлений его деятельности, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя предусматривает решение производственных вопросов непосредственно на фирме. Внешняя решает задачи по обеспечению товародвижения на рынок.

Задачи, стоящие перед внутренней логистикой, сводятся к материально-техническому обеспечению и управлению ресурсами. Это — закупка сырья и материалов для предприятия, их складирование и хранение, транспортировка, как от поставщика, так и на самом предприятии между подразделениями, постоянный контроль за объемами запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их корректировка.

Задачи, стоящие перед внешней логистикой, состоят в распределении конечного готового продукта через различные каналы распределения. Это — транспортировка готового промежуточного или конечного продукта потребителям; выявление их запасов на собственных складах, промежуточных логистических платформах и у потребителей; хранение, упаковка и комплектование заказов по всему ассортименту производимой продукции; наблюдение за спросом изготавливаемых товаров, корректировка объемов их производства при необходимости.

По определению основоположника теории маркетинга американского ученого Ф Котлера маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Для пояснения этого определения рассмотрим понятия: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок.

Основные понятия маркетинга.

Нужда – чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо. В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужды человека являются исходными составляющими самой природы человека. Существующие виды: физиологические, социальные, личные.Если нужда не удовлетворена, то человек чувствует себя обездоленным и несчастным. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.

Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу и экономическому уровню развития данного общества. Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Чем «нужда» отличается от «потребности»? Нужд - одна и та же, например, голод, а потребности удовлетворения голода у индивида – могут быть различные. Для маркетинга: нужды – уже существуют, а потребности – специально формируются! Это главное различие между потребностью и нуждой.

Запросы – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих потребностей и ресурсов. Параметрами запроса можно обозначить следующие четыре элемента:

- потребность;

- возможность выбора товара;

- наличие ресурсов;

- приемлемая цена.

Спрос – это платежеспособная потребность, то есть потребность, подкрепленная покупательской способностью. «Запрос» - почти не отличается от понятия «спрос», просто они толкуются в различных контекстах, поскольку запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью, выраженной в том или ином ресурсе, а спрос – это потребность в том или ином товаре.

Предложение – количество товаров или услуг, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течении в течение определенного периода.

Товар – это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товары, способные удовлетворить потребность, называются товарным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителей, тем большего успеха добьется производитель. Производители сначала должны отыскать потребителей выяснить их потребности, а затем уже создавать товары, удовлетворяющие их потребности. Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, то есть удовлетворить нужду. Помимо товаров и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности идеи.

Потребительская ценность. Оценочное суждение потребителя о способности товара удовлетворить его потребности. Обычно потребитель удовлетворяет свою потребность, выбирая то, что ему нужно из большого количества товаров или услуг, специально предназначенных для этой цели. Потребитель выбирает, полагаясь на свое понимание той ценности, которой на его взгляд, обладают те или иные товары и услуги.

Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта путем предложения чего-либо в замен. Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Условия добровольного обмена:

1. Сторон должно быть как минимум две.

2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны.

3. Каждая сторона должна быть способна осуществить коммуникацию и доставку своего товара.

4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложений другой стороны.

5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Если обмен – основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка, представляющая собой коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами.

Рынок – это механизм встречи покупателя и продавца. Для покупателя рынок – это существующие и потенциальные продавцы. Для продавца рынок – это существующие и потенциальные покупатели. Действуют два основных типа рынков, которые могут оказать влияние на выбор ориентации бизнеса: рынок продавца и рынок покупателя. Рынок продавца – это рынок, на котором спрос превышает предложение, на нем наиболее активны покупатели. Рынок покупателя – рынок, на котором предложение превышает спрос, при этом наиболее активны продавцы. Также можно выделить модель переходного рынка, где сохраняются черты также первого типа, но присутствуют и черты второго. Условия и особенности функционирования современного рынка:

1. Покупателей больше, чем поставщиков товаров и услуг, поэтому выгодно производить массовые товары.

2. Каждый отдельный покупатель экономически слабее, чем каждый отдельный поставщик товара или услуги.

3. Совокупная рыночная сила группы покупателей определенного товара достаточна, чтобы обеспечить успешное существование какого-либо поставщика товара или услуги или вынудить его отказаться от своего бизнеса.

4. Продавцы соревнуются между собой за покупателей, чтобы привлечь большее их количество к своему товару или услуге, завоевать большую долю рынка.

5. В конкурентной борьбе продавцы могут оказаться под влиянием покупателей и изменить свое поведение.

На сегодняшний день в зарубежной и отечественной литературе нет единого определения логистики. Так, в учебнике под редакцией Аникина Б.А. логистика рассматривается как наука о планировании, организации, управлении, контролировании и регулировании перемещения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника к конечному потребителю.

В словаре Родионова А.Н. логистика определяется как наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и иными материальными и нематериальными операциями, которые осуществляются в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя с учетом интересов и требований последнего, а также передачи и обработки соответствующей информации. Смехов А.А. определяет логистику как новое научное направление, учение о планировании, управлении и наблюдении (отслеживании) при перемещениях материальных и информационных потоков в производственных и энергетических системах.

Несложно заметить, что основным объектом исследования, управления и оптимизации считается материальный поток. Позднее в сферу интересов логистики попали информационные и финансовые потоки, сопровождающие материальный поток, и совсем недавно – потоки услуг. Сегодня осуществляются попытки дальнейшего расширения сферы применения логистики путем выделения в качестве объектов ее исследования энергетических, трудовых и иных потоков, присутствующих в экономических системах. В то же время можно согласиться с В.И. Сергеевым, который отмечает, что «расширение сферы логистики допустимо лишь тогда, когда к новому объекту можно применить ту же методологию, методы, приемы исследования и менеджмента, что и к материальному потоку». В дальнейшем будем рассматривать логистику как теорию и практику управления материальными и связанными с ними информационными потоками.

Новизна логистического подхода в управлении ресурсами состоит в смене приоритетов хозяйственной деятельности. Главную роль играет не продукт, а процесс в форме потока (материального, информационного) и т.д. Управление потоковыми процессами, их преобразование и интеграция являются новой формой управления, которая превосходит традиционные как по уровню творческого потенциала, так и по эффективности конечных результатов. Оптимизация потоковых процессов в экономике стала возможной лишь благодаря переориентации с количественных критериев оценки хозяйственной деятельности на качественные. Как научное направление логистика и дальше расширяет границы своего применения. Сегодня она выделилась в специальную дисциплину, тесно связанную с математикой, кибернетикой, статистикой и определенными экономическими науками. Теоретические положения и конкретные рекомендации логистики активно внедряются в практическую деятельность фирм и компаний во многих странах. В прикладной сфере обратная отдача проявляется через чувствительный экономический эффект, такой как сокращение расходов и времени в сферах производства и обращения. К логистике как научной основе управления потоковыми процессами обращаются не только в промышленности, торговле и на транспорте. Ее применяют также в сфере услуг, банковском деле, страховании, организации послепродажного сервиса, в коммунальном хозяйстве, в сфере туризма и других областях деятельности.

Взаимосвязь логистики и маркетинга. Маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров.

Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически в более ранний период, чем логистика. В середине XX в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики. Исторически выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему. Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами. Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения, при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики. Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Наши рекомендации