Понятие эластичности. Коэффициент эластичности

Ценовая эластичность – это степень изменения величины спроса на свободном рынке товар при изменении цены на 1 процент.

Количественное значение определяется коэффициентом эластичности, который показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса при изменении цены на 1%.

Ер = Понятие эластичности. Коэффициент эластичности - student2.ru Понятие эластичности. Коэффициент эластичности - student2.ru

Ep= Понятие эластичности. Коэффициент эластичности - student2.ru ; Ep= Понятие эластичности. Коэффициент эластичности - student2.ru

Значение коэффициента эластичности изменяется относительно единицы:

Если Ер > 1, то спрос на товар эластичный, т.е. изменение величины спроса происходит в большей степени, чем изменение цены. Покупатель быстро реагирует на незначительное снижение или повышение цен. Например, увеличение цены на ювелирные изделия заставит покупателей отказаться от предметов роскоши.

Если Ер < 1, то спрос на товар неэластичный, т.е. изменение цены на товар происходит в большей степени, чем величина спроса. Покупатель слабо реагирует на незначительное снижение или повышение цен. Например, увеличение цены на хлеб не заставит покупателей отказаться от этого жизненно важного продукта.

Если Ер = 1, то эластичность считается единичной, т.е. величина спроса и цена изменяются в равной степени.

Эластичность в различных точках кривой спроса проиллюстрирована на плакате.

2. Неценовые факторы, влияющие на изменение эластичности.

Наличие заменителей у данного товара. Если есть заменители, то спрос эластичный (мыло-порошок, автобусы - троллейбусы). Если нет заменителей – спрос неэластичный (электроэнергия).

Степень необходимости товара для потребителей. Жизненно важные товары – спрос неэластичный (продукты питания, жильё). Предметы роскоши (украшения, автомобили) – спрос эластичный.

Доля расходов на товар в семейном бюджете. Дешёвые товары (соль, спички, мыло) – спрос неэластичный. Дорогие товары (мебель, телевизор) – спрос эластичный.

Фактор времени. Спрос в долгосрочном периоде эластичен, т.к. люди постепенно находят заменители подорожавшему товару. Спрос, ограниченный коротким промежутком времени, неэластичен (цветы к празднику 8-ое Марта).

Информация об эластичности или неэластичности спроса на товар очень важна для продавца, т.к. от этого зависит размер выручки или дохода от продаж. Выручка подсчитывается умножением цены за единицу товара на количество проданного товара. Поведение продавца можно проанализировать при решении практических задач.

Ценовая стратегия фирмы

Ценовая стратегия фирмы – это увязанная с целями ценообразования долгосрочная ценовая деятельность фирмы на рынке по всей товарной номенклатуре в целом и по каждому отдельному товару на протяжении его жизненного цикла.

Различают три основных вида ценовых стратегий.

Стратегия снятия финансовых сливок.

В основе – стремление добиться быстрого финансового успеха. Фирма ориентируется на сегменты суперноваторов и новаторов и назначает на свои новые товары очень высокие (престижные) цены. Затем, по мере насыщения спроса и в связи с выпуском на рынок новой, более совершенной модификации данного товара, цена на старую модель снижается, порой весьма резко.

Такая стратегия целесообразна в условиях превышения спроса над предложением, если положение производителя близко к монопольному. (фирмы, выпускающие компьютеры, автомобили, некоторые виды бытовой техники).

Стратегия проникновения.

Является противоположностью стратегии снятия сливок. Здесь фирма продает свои новинки по весьма низкой цене, что стимулирует спрос, наращивает объем продаж, увеличивает рыночную долю. По мере завоевания успеха цена начинает расти. (сильные фармацевтические, пищевые, косметические компании) Малым фирмам такая стратегия не очень подходит. Для крупных ее использование осложнено, так как низкие цены на новинки нередко ассоциируются с низким качеством, а повышение цен на принятые тем или иным сегментом рынка товары может привести к потере части покупателей.

Стратегия дифференцированных цен.

Предполагает использование фирмой различных цен на одни и те же товары и услуги по отношению к различным категориям покупателей или в разное время.

Инструменты стратегии

- различные скидки к цене для постоянных клиентов, для покупателей, платящих наличными или покупающих товар партиями;

- манипулирование ценами на услуги транспортных компаний, зрелищных учреждений, ресторанов, гостиниц и т.п. в зависимости от сезона, дня недели или времени суток и прочие меры.

42. Методы ценообразования

Наши рекомендации