Понятие «тур» и его составляющие. Комплексный подход оператора к разработке туристического продукта.
Тур – индивидуальная или групповая поездка по определенному маршруту в определенный срок.
Маршрут – заранее помеченный путь следования.
Тур - это программа, в рамках которой реализуется цель пребывания человека вне постоянного места жительства, составленная с учетом индивидуальных пожеланий, и комплекс мероприятий по ее реализации на соответствующем качественном уровне.
Тур- первичная единица продукта, реализуемая как целое.
Пакет-тур – комплекс услуг, предост. путешествие по индивидуальному ил и групповому плану ,который предлагается в продажу и который кроме транспорта включает в себя: размещение, питание, услуги гида, дополнительное обслуживание.
Тур. путевка – документ, подтвержающий оплату тур услуг и является основанием для получения услуг в составе группы или индивидуально. Тур путевки (РБ!) доумент строгой отчетности. Она включает сведения о: путешествии, туристе, краткое описание маршрута, доп. Сведения, стоимость или официальную отметку об оплате, сроки пребывания.
Составляющими тура является маршрут, программа и комплекс услуг по жизнеобеспечению туриста, в рамках которых реализуется на соответствующем качественном уровне цель путешествия.
Маршрут и программа обеспечивают цель путешествия, а мероприятия по жизнеобеспечению туриста во время путешествия - безопасность и комфортность при реализации этой цели.
Классификация туров
По содержанию программы - Курортно-лечебный
- Рекреационный
- Культурно-познавательный
- Спортивный
- Деловой
- Научный, конгрессный
- Религиозный
- Другие
2. Формы организации –
Организованный
- Самодеятельный
Количество
Участников
- Групповой
- Индивидуальный
-семейный
4. Сезонность –
Круглогодичный
- Сезонный
Срок поездки - Краткосрочный
- Среднесрочный
- Долгосрочный
Класс обслуживания - V.И.Р.
- Люкс-апартамент
- Люкс
- Первый
- Туристский
- Кемпинг
Набор услуг - Полный пансион
- Полупансион
- Кровать / завтрак
Средства
Преодоления
- Транспортные
- Пешеходные
Виды транспорта
- Наземные: автомобильный, автобусный, железнодорожный,
-мотоциклетный, велосипедный, конный и другие;
- Водные: речной, морской, подводный;
- Воздушные: авиационный, воздушные шары, другие виды
Масштабы
- Международный
- Внутренний8
По строению
-линейные
-радиальные
-кольцевые
По продолжительности
-однодневные
-многодневные
Туры выходного дня
По возрасту потребителя
- детские
-молодежные \студенческие
- среднеги и 3-го возраста
Туры, которые разрабатываются туроператорами, должны
соответствовать следующим принципам:
- безопасность (всех составляющих и на всех этапах прохождения
тура);
- комфортность (удовлетворение жизненных потребностей в проживании, питании, транспортировке и других услугах на уровне, по возможности не ниже чем в постоянном месте жительства), то есть обеспечение качественного обслуживания во время путешествия;
- эргономичность (соответствие турпродукта и его составляющих физиологическим и психологическим потребностям туриста);
- достаточность услуг, предлагаемых во время путешествия для удовлетворения потребностей туриста;
- категориальное соответствие (все составляющие тура должны соответствовать заявленному классу обслуживания);
- конкурентоспособность (обеспечение доходности в деятельности турфирмы).
Выбор формы турпродукта определяется целью и видом путешествия. Соответственно туры делятся на подвижные, предусматривающие интенсивное передвижение с максимально возможным охватом объектов показа и стационарные, предусматривающие более спокойный отдых с ограниченными выездами. По этому критерию тур может формироваться в форме маршрутно-транспортного или маршрутно-стационарного.
В основном маршрутно-стационарную форму имеют рекреационные туры с целью отдыха в определенном месте или курортно-лечебные туры, когда подвижность ограничена режимом лечения. Выбор схемы маршрутно-транспортного тура предусматривает динамичные формы проведения досуга и больше подходит для познавательных, молодежных программ.
Разработке тура предшествуют два момента:
1) маркетинговые исследования рынка, определение потребительских
сегментов и выделение целевого рынка;
2) оценка собственных возможностей по освоению выбранного
целевого рынка.
Разработки туров должны быть вариативными, включать возможности выбора элементов программы, средств размещения и транспортировки с учетом индивидуальных пожеланий туриста, к тому же такой подход увеличивает конкурентоспособность продукции.
Разработка тура основывается на банке данных, охватывающим информацию в соответствии с целевой установкой и касающимся имеющихся ресурсов, материально-технической базы и инфраструктуры.
Ресурсы делятся на виды:
1) природные блага (климат, акватории морей и пресноводных водоемов, леса, горы);
2) объекты показа (природные: национальные парки, заказники, памятники природы; культурно-исторические - архитектурные, археологические, связанные с выдающимися событиями, жизнью и творчеством выдающихся людей, садово-парковые усадьбы, замочные и культовые комплексы и т.д.; этнические - национальные и фольклорные праздники, исторические сѐла, заведения питания с национальной кухней и т.д.);
3) объекты досуга - музеи, театры и другие учреждения культуры, учреждения шоу-бизнеса, выставки, текущие события культурной жизни (концерты выдающихся художников и коллективов, фестивали и т.д.), а также памятники всемирного наследия, регионального значения, национальные святыни, достопримечательности.