Тема 15. Комплексный подход к разработке пользовательского интерфейса. Общие принципы создания интерфейсов. Интерфейс человек-компьютер как отдельный компонент системы.

Разработчик интерфейса должен уметь применять знания для создания удобств в работе пользователей. Он должен не только удовлетворить их требования с точки зрения прикладных задач, но и создать интерфейс, удобный с точки зрения физических и психологических потребностей пользователя. Необходимо учитывать особенность психики человека - способность к адаптации. Люди обучаются очень быстро, при этом соответственно меняются их способы работы и психологические потребности. Разработчики компьютерных игр тратят много сил на проектирование интерфейса между человеком и компьютером, например компьютерная игра фактически и есть интерфейс. Использование цвета, звука, графики - это не случайное, а сознательно принятое решение разработчика. Игры включают в себя элемент адаптации, поддерживая интерес пользователя к игре: по мере того как пользователь привыкает к игре и его класс возрастает, игра меняется, например увеличивается скорость. Разработчики игр должны хорошо разбираться в возможностях аппаратных и программных средств, а также обладать хорошим воображением и проявлять изобретательность при реализации задач. И все же, отдавая дань оригинальности решений, нужно признать, что в основе всех таких операций лежат общие принпипы.

Стратегия разработки интерфейса человек - компьютер.

Интерфейс человек-компьютер как отдельный компонент системы.

Так же как структуры данных в системе можно изолировать от алгоритмов обработки этих структур, мы можем до определенной степени отделить интерфейс человек-компьютер от прикладной.

Интерфейс необходимо проектировать отдельно, как и отдельно разрабатывать структуру файлов, обрабатываемых системой. Состав и форма представления входных и выходных данных должны стать предметом тщательного анализа разработчиков интерфейса.

Учет возможностей аппаратных и программных средств.

Разработчики систем, как, естественно, и другие специалисты, пользуются в работе своими старыми навыками. Этот внутренний консерватизм усиливается, а не ослабевает вследствие стремительного развития за последнее время аппаратных и программных средств. Однако невозможно разработатьи компоненты интерфейса, не понимая возможностей и ограничений основных элементов, из которых он может быть построен.

Последовательность разработки.

В процессе разработки требуется новизна, причем необходимо следить за тем, чтобы эта новизна нерастворилась в мелочах, а также за целесообразностью обилия подходов. В настоящее время многие пользователи имеют доступ к разным системам, и вряд ли они будут менять свои приемы работы при смене систем. Желательно развивать "семейство" программ, в рамках которых все они работают одинаково. Этому также может способствовать библиотека стандартных модулей, которые могут использоваться для разработки программных интерфейсов различных систем.

Использование принятых принципов разработки интерфейса.

Физическое взаимодействие пользователя с рабочей станцией имеет много общего с взаимодействием человека с машиной вообще. Поэтому существует большое число общепринятых в эргономике рекомендаций, которые можно легко перенести на разработку и организацию рабочей станции. В то же время форма представления информации на экране не одинакова для различных компьютерных систем: графический дизайн зависит от распределения информации на экране, словарного состава предложений, способа выделения ключевых элементов представления данных и т. д. Разработчики должны знать эти принципы и стараться также использовать знания из других областей при затруднениях в решении своих проблем.

Понимание задач и пользователя.

Разработчик должен понимать не только вычислительный процесс, необходимый для решения задачи, но и оценивать действия пользователя, направленные на достижение цели задачи. Ему нужно знать особенности потенциальных пользователей системы. Важно отметить прогресс, достигнутый за последние годы в области разработки среды программирования - интерфейса между компьютером и программистом.

Привлечение пользователей.

Рекомендацию о том, что надо "понимать пользователя и задачу", легче дать, чем выполнить. Вряд ли можно ожидать, что системный аналитик или разработчик хорошо знаком со всеми областями применения своих разработок или глубоко чувствует психологические потребности потенциальных пользователей.

Один из типичных принципов заключается в том, что аналитик получает сведения путем опроса будущих пользователей. Полезный способ подбора нужных вопросов - это поставить себя на место пользователя, работающего с системой.

Однако единственный способ оценки доступности интерфейса - это посмотреть, как на самом деле пользователь взаимодействует с системой в нормальных рабочих условиях. Процесс проектирования интерфейса противоречит традиционному взгляду на разработку программ как на линейный процесс, состоящий из нескольких этапов:Анализ - Разработка - Компоновка Реализация.

Нужен интерактивный подход, приводящий к разработке опытных образцов интерфейсов, с которыми работают пользователи и которые изменяются в соответствии с их реакцией до тех пор, пока не будет создан приемлемый продукт. Это значит, что нужно применять гибкие методы компоновки элементов интерфейса. Предусматривайте средства адаптации в рамках интерфейса.

Хотя общие принципы определяют основу создания интерфейса, они не могут удовлетворять любого пользователя. Разработка интерфейса в расчете на среднего пользователя - это как бы поиск наименьшего общего знаменателя. Точно так же привлечение пользователей к разработке не может гарантировать ее абсолютной приемлемости. Даже если условия задачи остаются практически постоянными, потребности пользователей, как и они сами, меняются.

Правильно спроектированный интерфейс, как например, в случае с компьютерными играми, должен быть настраиваемым на нужды разных пользователей, а также на одного пользователя в разные периоды его работы. Проблема адаптации интерфейсов человек-компьютер - главное направление исследований в последнее время.

Оценка.

Как разработчик, придерживающийся рассмотренной выше стратегии, узнает, что он достиг требуемого результата? Можно предположить несколько критериев, позволяющих оценить интерфейс. Все они охватывают три основных аспекта:

- простота освоения и запоминания операций системы;

- быстрота достижения целей задачи, решаемой с помощью системы;

- субъективная удовлетворенность при эксплуатации системы.

Можно установить контрольное время, необходимое определенному пользователю для достижения заданного уровня знаний. Критерий может также указать тип упражнений, помогающих добиться желаемого результата. Подобный критерий можно сформулировать следующим образом: "После двух дней самостоятельных занятий с системой пользователь, работающий с ней впервые, освоит все команды, необходимые для работы с файлами, хранящимися на диске в иерархически связанных каталогах".

Сохранение полученных рабочих навыков по истечению некоторого времени - это другой критерий (связанный с первым), который определяет объем знаний, достаточный для возобновления деятельности после некоторого перерыва в работе.

Быстроту решения задачи можно оценить скоростью или точностью. Заметим, что при оценке скорости учитывается не быстродействие системы, а время, необходимое для достижения поставленной цели. Поэтому для системы ввода данных важна не скорость работы с клавиатурой, а контрольная цифра, которую можно указать, например, так: "банковский служащий должен за час обработать не менее 20 счетов с ошибкой менее 1 %".

Критерий субъективной удовлетворенности отражает мнение пользователя о системе и удобстве работы с ней. Этот критерий трудно оценить количественно, но его можно выразить, например, с помощью частоты, с которой пользователи обращаются к дополнительным устройствам. Хотя все три критерия можно отнести к любым областям применения, для конкретных применений важным будет какой-либо один из них. Для систем, подобных системе управления авиатранспортом, важными являются факторы точности и скорости. Для систем, рассчитанных на широкое применение, основным требованием является отсутствие предварительного обучения перед началом работы, поскольку часто отсутствует возможность организовать такие занятия. При работе с системой, подобной электронной почте, пользователи должны чувствовать себя так же удобно, как и при работе с более простыми системами, иначе они просто откажутся от них.

Установить значения для каждого критерия - это только часть трудностей; разработчик должен уметь измерять реальную производительность системы в соответствии с поставленными целями. Для проведения этих измерений использовалось несколько методик. Системы могут автоматически создавать и сохранять копию конкретного диалога, заносить в системный журнал время, затрачиваемое на выполнение различных этапов задания, или количество и тип ошибок. Пользователям предлагается ответить на вопросы или заполнить различные анкеты, чтобы можно было определить, удовлетворены ли они работой системы. За работой системы можно наблюдать визуально и даже записать на видеокассету для последующего анализа.

При использовании всех этих методов трудно быть уверенным в том, что получен действительно правильный результат и что любые замеченные вами отклонения присущи системе, а не определяются каким-либо внешним фактором. Статистические методы, которые часто используются, требуют более строгого подхода к трактовке природы испытуемого объекта и способа проведения измерений. Общеизвестны трудности выбора вопросов анкеты, на которые можно дать точные и четкие ответы. Люди могут существенно изменить свое поведение, если узнают, что за ними наблюдают или их "испытывают".

Интерфейс человек-компьютер включает аспекты вычислительной системы, которые касаются непосредственно пользователя. Это важный фактор, обеспечивающий успешную работу вычислительной системы, так как эргономические (как физические, так и психологические) характеристики интерфейса оказывают существенное влияние на производительность пользователя.

Для снижения стрессовых ситуаций система должна соответствовать как физическому состоянию пользователя, так и его пониманию задачи; это требование усложняется тем, что с большинством систем работает много пользователей и требования индивидуального пользователя изменяются по мере его знакомства с системой. Комплексный учет требований позволяет создать стратегию проектирования интерфейса, которая может привести к созданию систем, удобных для использования людьми.

Требования к пользовательским интерфейсам (ПИ).

Помимо идентификации основных возможностей ПИ требуются определенные ключевые характеристики поведения и внешнего вида ПИ. Ниже приведены эти характеристики, которые учитываются разработчиками ПИ.

- Выбор стиля ПИ.

- Платформа и другие стандарты ПИ для приложения.

- Совместимость с ведущим ПО, работающим на данной платформе (например приложение X или пакет Y).

- Содержание экрана (например, данные и функции, необходимые в ключевые моменты выполнения задач).

- Поведение экрана (например, входной фокус на первом элементе управлеия при отображении экрана).

- Характеристики внешнего вида экрана (например, использование графики; отображения данных, представления и эстетические свойства).

- Методы взаимодействия пользователей с системой (например, доступ к командам, способы образования комбинаций клавиш и т.д.).

- Возможности работы с клавиатурой, включая поведение средств табуляции и циклическую работу клавиши табуляции.

- Обратная связь пользователя в ответ на состояние системы и время отклика.

- Пользовательский контроль над различными функциями.

- Запоминание результатов операций расположения и изменения размеров окна, а также данных, состояния и контекста.

- Возможности навигации для приложения.

- Сохранение данных пользователя при навигации.

- Запоминание промежуточных данных пользователя при навигации.

- Интерактивное обучение, поддержка производительности и справочная система.

- Предотвращение ошибок и восстановление системы после ошибок.

- Стандартное использование цвета, индикаторов, графики и т.д.

- Средства обеспечения доступа для пользователей с физическими недостатками.

Многие из перечисленных выше вопросов ПИ зачастую явно и конкретно не фиксируются в руководствах по стилю ПИ, документах описания требований или спецификациях продукта.

В табл. 4 показаны факторы, влияющие на GUI-ориентированное ПО, которые следует учитывать при разработке. Для Web-ориентированного и HUI- ориентированного пользовательского интерфейса также характерны часть этих факторов.

Таблица 4. Типичные классифицирующие факторы для GUI-ориентированного приложения.

Основные факторы Характеристики
Функциональные возможности Прикладные характеристики объектов, команды и другие свойства
Возможности ПИ Строка меню, всплывающее меню, пункты меню, панели инструментов, элементы панелей инструментов, операции "перетащить и поместить", операции с буфером обмена, клавиши быстрого выбора команд, клавиши доступа и т.д.
Количество объектов Пиктограммы и двоичные отображения различного размера и разрешения, типы данных; поведение рабочего стола, системные функции; форматы печати
Количество объектных окон/страниц Стандартные, память окна (размер, позиция, состояние)
Количество представлений на объект Схемы представлений; поведение клавиатуры, поведение мыши
Количество настроек на объект Количество настраиваемых свойств в расчете на окно и на пользовательский интерфейс в целом
Количество командных окон на объект Уникальные для приложения; общесистемные; поведение "затененных" команд
Количество элементов управления на окно объекта Выпадающие списки, поля для ввода, кнопки со стрелками и т.д.
Количество элементов управления на командное окно Аналогично предыдущему
Количество операций обратной связи с пользователем "Песочные часы", индикаторы хода процесса и т.д.
Количество уникальных форматов печати Схемы предварительного просмотра и печати
Количество экранов помощи и обучения Включая организацию подобной помощи пользователю в последовательности смены окон ПИ
Количество панелей поддержки продуктивности Включая различные применяемые методы
Количество сообщений на окно объекта Обратная связь, ошибки, сообщения
Количество сообщений на командное Окно Аналогично предыдущему
Количество уникальных типов внешнего вида/поведения Специальные характеристики внешнего вида и поведения, требующие проектирования и разработки ПО
Количество пользовательских элементов управления Нестандартные и специализированные элементы управления ПИ, требующие проектирования и разработки ПО
Возможности инсталляции/деинсталляции/обновления Специальное ПО, требуемое для инсталляции, обновления и удаления приложения из системы пользователя
Уникальные операции с клавиатурой, мышью и другими устройствами "Горячие клавиши", клавиши доступа, "жесты" (программируемые пользователем графические знаки, представляющие команду или ряд последовательно нажимаемых клавиш.

Полезное правило. Для каждого окна/страницы ПИ следует предусмотривать подробную декомпозицию работ по их созданию. Этот метод особенно полезен для разработчиков или бригад, которые впервые занимаются интерфейсом и не обладают достаточным опытом их структуризации.

Литература: 1осн.[20-26],2осн.[153-224], 1доп.[48-52].

Контрольные вопросы

1. Каковы общие принципы создания пользовательских интерфейсов?

2. Почему интерфейс человек-компьютер рассматривается как отдельный компонент системы?

3. Каковы требования к пользовательским интерфейсам?

различные определения интерфейсов компьютерных систем?

4. Каковы типичные классифицирующие факторы для GUI-ориентированного приложения?

Тема 15. Комплексный подход к разработке пользовательского интерфейса. Общие принципы создания интерфейсов. Интерфейс человек-компьютер как отдельный компонент системы. - student2.ru

Тема 15. Комплексный подход к разработке пользовательского интерфейса. Общие принципы создания интерфейсов. Интерфейс человек-компьютер как отдельный компонент системы. - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

По дисциплине«ИНТЕРФЕЙС КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ»

специальности«5В070400-Вычислительная техника и программное обеспечение»

Алматы, 2013 г.

Лабораторная работа 1.

Тема: Директивно-диалоговая форма взаимодействия с программной системой.

Задание к работе.

Выполнение данной работы состоит в создании четырех командных файлов, реализующих директивно-диалоговую форму взаимодействия пользователя с программной системой.

При выполнении работы необходимо создать командные файлы (bat-файлы), с помощью которых производится диалог пользователя с системой:

первый вариант - с параметрами символами;

второй вариант - с параметрами, использующие имена файлов;

третий вариант - с использованием внешней команды “CHOICE”;

четвертый вариант - с использованием нескольких параметров.

Количество используемых параметров и функций, исполняемые командными файлами, выбираются самим обучающимся.

Содержание отчета.

а) Привести краткие сведения о формах диалогового взаимодействия.

б) Привести основные сведения о командных файлах и их практическом использовании для организации диалога пользователя с программной системой.

в) Привести тексты созданных bat-файлов.

Примечание 1. Отчет должен быть представлен в соответствии с требованиями принятыми в ВУЗе.

2. Коды программ должны быть оригинальными у каждого студента.

Лабораторная работа 2.

Тема: Создание "дружественного" пользовательского интерфейса.

Задание №1Освоить навыки создания WUI с элементами помощи пользователю.

В данной работе применяются специальные возможности программного инструментария из группы WEB-программирования, например, JAVA-script или VB-script. Используются возможности "событий", реализующихся как реакция программной системы на действия пользователя.

Методические рекомендации по выполнению задания

В работе предлагается разработать интерактивный интерфейс с проверкой его работоспособности с использованием HTTP-сервера на локальном компьютере. Запросы могут обрабатываются серверным CGI-сценарий в виде script-программы на языке PERL. PERL-программа размещается в специальной папке, находящейся на HTTP - сервере. Минимальный вариант выполнения работы виде сайта с определенной смысловой нагрузкой и использованием "дружественного интерфейса" реализованного на скрипт языках исполняющихся на стороне клиента.

Для отладки WEB-проектов используется технология "петли"- (loop back), броузер и сервер размещаются на одном компьютере.

Лабораторная работа 3.

Тема: Пользовательский интерфейс "Hand User Interface".

Данный вид пользовательского интерфейса используется в основном для карманных компьютеров, для которых характерен дисплей небольшого размера. В таких системах применяются объекты пользовательского интерфейса учитывающие эту особенность.

Эта работа посвящена отработке навыков создания пользовательского интерфейса с использованием гиперссылок в формате HTML. Гиперссылки являются компонентами пользовательского интерфейса, учитывающие требования к проектированию "Hand User Interface".

Задание:

Спроектировать и реализовать логически организованную группу гипертекстовых документов (HTML-файлов), систему ссылок внутри документов, представляющими пользователю удобную и интуитивно понятную навигацию по гипертексту.

Примечание: В отчете, кроме обязательных компонент, должна быть представлена навигационная схема по группе гипертекстовых документов (HTML-файлов).

Для отладки проекта используется технология "петли"- (loop back), броузер и сервер размещаются на одном компьютере. Все созданные файлы должны быть размещены на локальном WEB-сервере.

Лабораторная работа 4

Тема: Компоненты пользовательского интерфейса на основе WUI (Web user interface)"

Компоненты пользовательского интерфейса на основе WUI обеспечивают взаимодействие пользователя в сетевых программных приложениях (например в Интернет). К одной из важнейших функций WEB-страниц (при наличии объектов WUI), помимо непосредственного отображения информации для пользователей, относится возможность посылать на WEB - узел определенные данные и производить их обработку на сервере. Для этих целей в код страницы включаются специальные тэги, определяющие в HTML - странице специальные объекты-формы, с помощью которых можно создавать интерактивный интерфейс.

Задание:

1. Отработать навыки создания в HTML-документе компонентов, позволяющих создавать интерактивное взаимодействие пользователя с WWW-сервером (HTTP - сервер).

2. Составить код HTML-страницы с включением тегов FORM со всеми компонентами, которые формируют интерактивный интерфейс пользователя с программным приложением.

3. Составить код HTML-страницы с определенной смысловой нагрузкой, выбрать компоненты форм, определяющие вводимую информацию.

Примечание: Реакцию сервера в этой работе следует проверять на основе оценки содержимого переменных окружения сервера. Для этого использовать серверную скрипт-программу, например на языке PERL.

Для отладки WEB-проектов используется технология "петли"- (loop back), броузер и сервер размещаются на одном компьютере.

Лабораторная работа 5

Тема:Применение CLI при организации диалогового взаимодействия.

Задание №1Освоить методику разработки диалога типа CLI.

Методические рекомендации по выполнению задания

Для освоения темы необходимо знать основные команды MS DOS и их параметры.

Знать методы создания bat-файлов.

Предварительно необходимо подготовить сценарий взаимодействия пользователя с программой (программами) на основе применения bat-файлов.

В отчете привести как теоретические сведения, так и результаты разработки программ.

Лабораторная работа 6

Тема:Применение GUI при организации диалогового взаимодействия.

ЗаданиеОсвоить методику разработки диалога типа GUI.

Методические рекомендации по выполнению задания

Для освоения темы необходимо знать операторы и операторные конструкции, формирующие элементы GUI (например, на VBA). Знать методы использования элементов GUI для организации диалоговой надстройки. Предварительно необходимо подготовить сценарий взаимодействия пользователя с прикладной программой (программами) на основе GUI.В отчете привести как теоретические сведения, так и результаты разработки программ.

Лабораторная работа 7

Тема :Применение WUI при организации диалогового взаимодействия.

ЗаданиеОсвоить методику разработки диалого типа WUI.

Методические рекомендации по выполнению задания

Для освоения темы необходимо знать операторы и операторные конструкции, формирующие элементы WUI (например, на HTML).

Знать методы использования элементов WUI для организации диалога.

Предварительно необходимо подготовить сценарий взаимодействия пользователя с внешней программой (программами) на основе WUI.

В отчете привести как теоретические сведения, так и результаты разработки программ.

Лабораторная работа 8

Тема:Выбор компонентов WUI в зависимости от решаемых задач

ЗаданиеНа основе примера осуществить выбор компонентов WUI.

Методические рекомендации по выполнению задания

Предварительно необходимо проанализировать структуру диалогового взаимодействия с внешней программой (программами) на сервере. На основе анализа выбрать и программно реализовать компоненты WUI.

В отчете привести как теоретические сведения, так и результаты расчетов.

Лабораторная работа 9

Тема :Программные интерфейсы. Передача данных на HTTP-сервер на основе WUI.

ЗаданиеПонять смысл передачи информации методами GET и POST.

Методические рекомендации по выполнению задания

Необходимо изучить методы GET и POST в протоколе HTTP.

Предварительно необходимо подготовить внешние программы на сервере, которые будут обрабатывать запросы по методам GET и POST.

В отчете привести как теоретические сведения, так и программы-примеры.

Лабораторная работа 10

Тема : Программные интерфейсы. Передача данных между различными компьютерами.

Задание.Понять смысл обмена информацией между различными компьютерами на примере заголовков Request header и Response header

Методические рекомендации по выполнению задания

Необходимо освоить методы использования информации содержащейся в Request header и Response header для решения прикладных задач.

В отчете привести как теоретические сведения, так и программы-примеры.

Лабораторная работа 11

ТемаПрограммные интерфейсы. Использование переменных окружения сервера.

ЗаданиеПонять смысл информации содержащейся в переременных окружения HTTP-сервера.

Методические рекомендации по выполнению задания

Необходимо изучить сведения о переменных окружения сервера и как они используются для решения практических задач.

В отчете привести как теоретические сведения, так и программы-примеры.

Лабораторная работа 12

ТемаПрограммные интерфейсы. Использование данных полученных HTTP-сервером внешней программой.

ЗаданиеПонять смысл способов передачи информации от HTTP-сервера внешней программе.

Цель самостоятельной работы:Уметь читать, использовать модуль получения и декодирования данных получаемых от HTTP-сервера.

Методические рекомендации по выполнению задания

Необходимо изучить сведения о способах передачи информации внешней программе от HTTP-сервера.

В отчете привести как теоретические сведения, так и программы-примеры.

Лабораторная работа 13

ТемаПрограммные интерфейсы. Передача ответов и запросов от внешней программы клиенту, на другой сервер.

ЗаданиеПонять смысл способов передачи информации от внешней программы клиенту, на другой сервер.

Методические рекомендации по выполнению задания

Необходимо изучить сведения о способах передачи информации внешней программы серверу ( серверам).

В отчете привести как теоретические сведения, так и программы-примеры.

Лабораторная работа 14

ТемаРазработка "дружественного" интерфейса на основе WUI и GUI.

Задание:Понять смысл "дружественного" интерфейса пользовательского интерфейса.

Методические рекомендации по выполнению задания

Необходимо изучить сведения о способах создания "дружественного" пользовательского интерфейса. Знать программный инструментарий, позволяющий создавать "дружественный" интерфейс ( например, для WUI Java-script).

В отчете привести как теоретические сведения, так и программы-примеры.

Лабораторная работа 15

Тема:Интерфейс взаимодействия пользователя с сервером на основе HTTP.

Задание.Освоить методику создания интерактивных компонент, обеспечивающих взаимодействие пользователя с сервером на основе HTTP.

Методические рекомендации по выполнению задания

Необходимо изучить сведения об объектах, реализующих интерактивные компоненты в составе объекта FORM в HTML.

В отчете привести как теоретические сведения, так и программы-примеры.

Тема 15. Комплексный подход к разработке пользовательского интерфейса. Общие принципы создания интерфейсов. Интерфейс человек-компьютер как отдельный компонент системы. - student2.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТА ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

По дисциплине«ИНТЕРФЕЙС КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ»

специальности«5В070400-Вычислительная техника и программное обеспечение»

Алматы, 2013 г.

Тема 1. Директивно-диалоговая форма взаимодействия с программной системой.

Задание №1Выполнение данной работы состоит в создании четырех командных файлов, реализующих директивно-диалоговую форму взаимодействия пользователя с программной системой.

Цель самостоятельной работы:Работа предусматривает изучение и приобретение навыков разработки интерфейса CLI - директивно - диалоговых форм взаимодействия с программной системой на основе командных файлов. Данная форма диалогового взаимодействия, как правило предназначена для подготовленного пользователя и требует знания как алгоритмов выполнения программ, так и отдельных команд и их параметров по управлению этими программами. Запуск программ или выполнение отдельных директив проводится с командной строки.

Методические рекомендации по выполнению задания

При выполнении работы необходимо создать командные файлы (bat-файлы), с помощью которых производится диалог пользователя с системой:

первый вариант - с параметрами символами;

второй вариант - с параметрами, использующие имена файлов;

третий вариант - с использованием внешней команды “CHOICE”;

четвертый вариант - с использованием нескольких параметров.

Количество используемых параметров и функций, исполняемые командными файлами, выбираются самим обучающимся.

Содержание отчета.

а) Привести краткие сведения о формах диалогового взаимодействия.

б) Привести основные сведения о командных файлах и их практическом использовании для организации диалога пользователя с программной системой.

в) Привести тексты созданных bat-файлов.

Примечание 1. Отчет должен быть представлен в соответствии с требованиями принятыми в ВУЗе.

2. Коды программ должны быть оригинальными у каждого студента.

Форма контроля:отчет

Список рекомендуемой литературы

1осн.[20-26],2осн.[80-98], 1доп.[40-41],7доп.[100-117].

Тема 2.Пользовательский интерфейс "Hand User Interface".

Задание №1Спроектировать и реализовать логически организованную группу гипертекстовых документов (HTML-файлов), систему ссылок внутри документов, представляющими пользователю удобную и интуитивно понятную навигацию по гипертексту.

Цель самостоятельной работы:Эта работа посвящена отработке навыков создания пользовательского интерфейса с использованием гиперссылок в формате HTML. Гиперссылки являются компонентами пользовательского интерфейса, учитывающие требования к проектированию "Hand User Interface".

Методические рекомендации по выполнению задания

Данный вид пользовательского интерфейса используется в основном для карманных компьютеров, для которых характерен дисплей небольшого размера. В таких системах применяются объекты пользовательского интерфейса учитывающие эту особенность.

Примечание: В отчете, кроме обязательных компонент, должна быть представлена навигационная схема по группе гипертекстовых документов (HTML-файлов).

Для отладки проекта используется технология "петли"- (loop back), броузер и сервер размещаются на одном компьютере. Все созданные файлы должны быть размещены на локальном WEB-сервере.

Форма контроля: отчет

Список рекомендуемой литературы

1осн.[20-26],2осн.[80-98], 7доп.[100-117].

Тема 3.Компоненты пользовательского интерфейса на основе WUI (Web user interface)"

Задание №1.Отработать навыки создания в HTML-документе компонентов, позволяющих создавать интерактивное взаимодействие пользователя с WWW-сервером (HTTP - сервер).

Цель самостоятельной работы:Составить код HTML-страницы с включением тегов FORM со всеми компонентами, которые формируют интерактивный интерфейс пользователя с программным приложением

Методические рекомендации по выполнению задания

Компоненты пользовательского интерфейса на основе WUI обеспечивают взаимодействие пользователя в сетевых программных приложениях (например в Интернет). К одной из важнейших функций WEB-страниц (при наличии объектов WUI), помимо непосредственного отображения информации для пользователей, относится возможность посылать на WEB - узел определенные данные и производить их обработку на сервере. Для этих целей в код страницы включаются специальные тэги, определяющие в HTML - странице специальные объекты-формы, с помощью которых можно создавать интерактивный интерфейс.

Составить код HTML-страницы с определенной смысловой нагрузкой, выбрать компоненты форм, определяющие вводимую информацию.

Примечание: Реакцию сервера в этой работе следует проверять на основе оценки содержимого переменных окружения сервера. Для этого использовать серверную скрипт-программу, например на языке PERL.

Для отладки WEB-проектов используется технология "петли"- (loop back), броузер и сервер размещаются на одном компьютере.

Форма контроля: отчет

Список рекомендуемой литературы

1ocн[231-267], 5ocн[161-194], 9[162-179],6доп[182-197].

Тема 4.Дружественный пользовательский интерфейс

Задание №1Освоить навыки создания WUI с элементами помощи пользователю.

Цель самостоятельной работы:В данной работе применяются специальные возможности программного инструментария из группы WEB-программирования, например, JAVA-script или VB-script. Используются возможности "событий", реализующихся как реакция программной системы на действия пользователя.

Методические рекомендации по выполнению задания

В работе предлагается разработать интерактивный интерфейс с проверкой его работоспособности с использованием HTTP-сервера на локальном компьютере. Запросы могут обрабатываются серверным CGI-сценарий в виде script-программы на языке PERL. PERL-программа размещается в специальной папке, находящейся на HTTP - сервере. Минимальный вариант выполнения работы виде сайта с опр

Наши рекомендации