Презентация 3 - работа с карточками.

1.Учитель предлагает ребенку принести на рабочее место демонстрационную раму, а сам приносит набор карточек к ней. (Показать ребенку, как работают с карточками, можно не только па демонстрационной раме, но и на любом из ящиков, взяв соответствующий набор карточек.).

2.Учитель выкладывает в ряд под рамой первую серию карточек. Вынимает первый вкладыш (квадрат), обводит его и сравнивает по очереди со всеми карточками. Кладет на карточку-квадрат. (Работа очень похожа на работу с вкладышами и рамками, но при этом отсутствует механический контроль.).

3.Предлагает ребенку найти карточки, соответствующие остальным вкладышам.

4.Под первой серией карточек выкладывает в ряд вторую серию (в беспорядке). Повторяет работу п.п.2-3. (Вторая серия в меньшей степени похожа на вкладыш. Здесь ребенок уже должен ориентироваться на контур фигуры. Пока еще контур толстый. И его можно обвести пальчиком.).

5.Аналогичная работа происходит и с третьей серией карточек. (В третьей серии ребенок имеет дело с обычным видом начерченной фигуры: только тонкий контур.).

Дальнейшие упражнения

  1. Упорядочить с помощью вкладышей все три серии карточке.
  2. Рассортировать с помощью вкладышей карточки, относящиеся к разным ящикам.
  3. Работа на расстоянии.
  4. Выстраивание рядов из карточек и проверка их с помощью вкладышей.

Возраст: от 2,5 лет.

Контроль ошибок: механический (вкладыши и рамки), визуальный – карточки.

Геометрические тела

Материал: десять синих деревянных геометрических тел: куб, параллелепипед (четырехугольная призма), треугольная призма, конус, цилиндр, шар, эллипсоид, овоид, треугольная пирамида, четырехугольная пирамида. Коробочка с деревянными основаниями этих тел.

Цель:

Прямая: развитие стереогностического восприятия (восприятия объемных тел). Знакомство с сенсорными эталонами объемных тел.

Косвенная:подготовка к математике (стереометрия).

Задача: проведение трехступенчатого устного урока по введению понятий, обозначающих различные геометрические тела

Презентация.

1.Учитель спрашивает у ребенка, какие из имеющихся тел ему знакомы, как они называются. (Это тест. Ребенок уже может знать некоторые из представленных тел (шар, куб и т.п.)).

2.Из незнакомых тел выбираются три, контрастных по форме и по названию (например, конус, овоид, параллелепипед), складываются в корзинку. Учитель предлагает ребенку отнести их на рабочее место. (Работать можно и на стопе, и на ковре. При работе на столе требуется дополнительная салфетка, чтобы тела не стучали по столу и не оббивалась краска.).

3.Учитель тщательно ощупывает одно из тел, трогает все его вершины, грани, ребра, пробует поставить и покатать. Предлагает проделать то же самое ребенку. (Ребенок знакомится с телом не только зрительно, но и на ощупь – это помогает воспринимать объемное тело.).

4.Повторяют обследование с двумя другими телами.

5.Учитель вновь ощупывает первое из тел, передает его ребенку и называет. (Это первая ступень трехступенчатого устного урока.).

6.Учитель проводит вторую ступень трехступенчатого урока. Он просит ребенка найти, указать, спрятать и т.п. названное им тело. (Эту ступень можно проводить и на ощупь. Тела кладутся в корзинку и накрываются платком. Учитель просит ребенка найти какое-либо тело, например, конус. на ощупь, не открывая платка. Когда ребенок найдет названное тело, он достает его из-под платка и можно зрительно проверить правильность выполнения задания.).

7.Затем проводится третья ступень урока. Учитель указывает на какое-либо тело, а ребенок должен его назвать. (Эту ступень тоже можно провести под платком. Учитель предлагает ребенку нащупать какое-либо тело, не открывая платок, и назвать его. Затем тело достают из-под платка и проверяют правильность выполнения задания.).

Дальнейшие упражнения:

1.Если вторая и третья ступень проводились без платка, то работа под платком может являться упражнением.

2.Проведение урока с другими телами.

3.Работа с закрытыми глазами.

4.Групповая работа.

5.Вылепить тела из пластилина.

6.Найти среди предметов окружающей среды те, которые напоминают по форме названное тело.

7.Сопоставить грани разных геометрических тел. Можно для этого построить различные композиции из этих тел: дома, башни и т.п.

8.Сопоставить телам деревянные таблички-основания.

Возраст:от 2,5 лет.

Контроль ошибок:учитель, старший ребенок.

Доски для ощупывания

Материал:

Доска А: доска размером 20х10 см, поделенная на два квадрата. Один из квадратов гладкий -полированное дерево, второй шершавый - оклеен наждачной бумагой.

Доска В: размер доски тот же, но она поделена на десять полос шириной два сантиметра, чередуются гладкие и шершавые полосы.

Могут быть также доски С и Д: они имеют тот же размер, но на доска С пять шершавых полос, разных по степени шершавости, а на доске Д пять полос, разных по степени гладкости.

Презентация 3 - работа с карточками. - student2.ru

Цель:

Прямая:развивать тактильное восприятие.

Косвенная: подготовка к письму: работают пальцы правой руки, так же будем ощупьвать шершавые буквы.

Задача: презентация заключается в проведении трехступенчатого урока с понятиями "шершавый" и "гладкий".

Презентация.

1.Учитель показывает ребенку, как переносят доски (А и В). Их можно положить друг на друга, а на столе снова разложить, как на полке: доска А впереди, за ней доска В.

2.Начинают работу с доски А. Учитель показывает ребенку, как нужно держать доску левой рукой: четырьмя пальцами за левую сторону, а большим пальцем придерживают нижнюю часть доски. (Так доска удерживается лучше. Этот же способ будет применяться и в других материалах, например, в рамках для штриховки.).

Презентация 3 - работа с карточками. - student2.ru

3.Затем демонстрирует, как ощупывают поверхность доски ладонью правой руки: раскрытой ладонью проводят по доске сверху вниз. (Сначала ощупывают гладкий квадрат – более приятное ощущение.).

4.Предлагает ребенку повторить: придержать доску левой рукой, а правой ощупать оба квадрата. (Ребенок осваивает необходимое движение и получает контрастные ощущения от ощупывания разных поверхностей.).

5.Учитель ощупывает первый квадрат, передает доску ребенку. Ребенок тоже ощупывает первый квадрат, а учитель при этом говорит: «Гладкий». (Это первая ступень устного урока.).

6.Аналогично вводят понятие «шершавый».

7.Проводят вторую ступень устного урока. Просят ребенка провести то по гладкому, то по шершавому. При этом поворачивают доску по-разному. (На этом этапе можно ввести в работу доску В. Для этого ребенку сначала показывают, как ощупывать полосы: указательным и средним пальцем правой руки проводят по полосе сверху вниз или слева направо (если доска нежит вертикально)).

8.На третьей ступени просят ребенка сначала провести по указанному квадрату, а потом спрашивают - какой это? (Эту ступень также можно провести с доской В.)

9.Повторяют урок с доской В.

Дальнейшие упражнения:

1.Ощупывать поверхности другими частями тела: ребром ладони, щекой и т.п.

2.Ощупывать поверхности предметов окружающей среды, находить гладкие и шершавые.

3.Босыми ногами почувствовать разницу между гладкой поверхностью линолеума или плитки и шершавой поверхностью ковра или паласа.

Возраст:от 2,5 лет.

Контроль ошибок: учитель.

Шумовые цилиндры

(Упрощенные цилиндры – аналогично)

Материал: два ящика – с красной крышкой и с синей крышкой. В каждом по шесть цилиндров с крышками того же цвета. В цилиндрах находятся наполнители, издающие при встряхивании шумы разной громкости. При этом каждому цилиндру с красной крышкой соответствует по уровню громкости цилиндр с синей крышкой. Цилиндры, шумящие одинаково громко, имеют на донышке метки одинакового цвета.

Цель:

Прямая: развитие слухового восприятия шумов разной громкости. Подготовка сенсорной базы к введению понятий громкий – тихий; громче чем, самый громкий; тише чем, самый тихий.

Косвенная: развитие слухового внимания.

Задача: подбор пар цилиндров, шумящих одинаково громко.

Презентация.

1.Учитель показывает ребенку, как переносят ящики с цилиндрами -двумя руками, придерживая за дно и боковые стенки. Предлагает ребенку перенести к рабочему столу один из ящиков, сам переносит другой.

2.Ящики устанавливают на столе на некотором расстоянии друг от друга – примерно равном ширине ящиков. Крышки снимают и кладут перед ящиками. (Обычно слева ставят красный ящик.).

Презентация 3 - работа с карточками. - student2.ru

3.Учитель показывает ребенку, как достают и слушают цилиндр. Для этого он тремя пальцами правой руки достает первый цилиндр из красного ящика, ставит его на крышку перед ящиком. Затем он ставит указательный палец правой руки сверху на крышечку этого цилиндра, а большим пальцем с одной стороны и тремя остальными пальцами правой руки с другой стороны держит его, не сжимая плотно в кулаке. Подносит цилиндр к уху и, встряхивая его вверх-вниз, слушает шум. Убирает цилиндр обратно в ящик. Предлагает повторить ребенку. (Можно держать цилиндр для встряхивания за донышко и крышку. Звук при этом получается очень ясный, но у ребенка может не хватить для этого длины пальцев (растяжки).).

4.Предлагает ребенку послушать шумы всех цилиндров из красного ящика и убедиться, что они разные. Цилиндры убирают обратно в ящик. (Можно для презентации уменьшить количество цилиндров в каждом ящике до 3 или 4, чтобы они контрастнее шумели, и чтобы работа была короче.).

5.Учитель снова достает из красного ящика первый цилиндр, слушает его сам и предлагает внимательно послушать ребенку: «Сейчас мы будем искать такой же шум в другом ящике». Оставляют цилиндр на красной крышке. (На красной крышке стоит образец - красный цилиндр, к которому ищут пару.).

6.Учитель достает первый цилиндр из синего ящика, слушает его и ставит впереди перед крышками ящиков. Сравнивает с красным цилиндром на крышке. Предлагает сравнить ребенку: «Они одинаково шумят?» (Синий цилиндр, который сейчас сравнивают с образцом, всегда стоит перед ящиками.).

7.Если синий цилиндр шумит по-другому, то его ставят на синюю крышку. (На синей крышке будут стоять те синие цилиндры, которые мы уже проверили, и они нам не подходят. Так мы отделяем их от тех, которые еще не были проверены.).

8.Снова достают цилиндр из синего ящика. Повторяют п.п.6-7, пока не найдут цилиндр, который шумит так же, как цилиндр, стоящий на красной крышке.

9.Когда пара будет подобрана, ее ставят между ящиками, а все цилиндры с синей крышки возвращают в свой ящик. (Теперь пара подобрана, цикл завершен. Все остальные цилиндры (кроме подобранных пар) возвращены в исходное состояние. Алгоритм может быть повторен.).

10.П.п.6 – 9 повторяют до тех пор, пока не будут подобраны все пары.

11.I1. Учитель предлагает ребенку проверить, правильно ли подобрали пары. Для этого опять попарно сравнивают шумы. После проверки каждой пары на слух, учитель показывает ребенку цветные метки на донышках цилиндров. (Сначала необходимо проверить результаты работы на слух, и только после этого можно посмотреть метки.).

12.Цилиндры возвращают в ящики. Учитель предлагает ребенку поработать самостоятельно.

Дальнейшие упражнения:

1.Самостоятельная работа ребенка.

2.Работа с закрытыми глазами.

3.Работа на расстоянии.

4.Групповая работа.

5.Выстраивание ряда. При этом один ряд строит учитель - он будет контрольным. Другой ряд строит ребенок.

6.Трехступенчатый устный урок. Введение понятий громкий - тихий; громче чем, самый громкий; тише чем, самый тихий.

7.Послушать окружающие нас шумы, сравнить их по громкости.

8.Назвать, что шумело.

9.Указать направление, откуда исходил звук.

Возраст: от 2,5 лет.

Контроль ошибок: цветные метки.


Наши рекомендации