Контроль исходного уровня знаний. 1. Работа с карточками. Подготовка к деловой игре.

1. Работа с карточками. Подготовка к деловой игре.

2. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, получаемой детьми 12-15 лет, черпается ими не в школе, а в процессе внеучебного общения. Какие выводы можно сделать на основе этого факта?

Основные понятия и положения темы

Общение (в общем виде) - процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.д.

Общение - специфические формы совместной деятельности людей.

Общение - определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент.

Общение как особый вид деятельности — коммуникативная деятельность, — которая выступает самостоятельно.

Непосредственное общение - общение «лицом к лицу», является исторически первой формой коммуникации.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, Интернета), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.

Массовое представляет собой коммуникацию, опосредованную различными видами средств массовой информации.

Императивное общение является авторитарной, директивной формой взаимодействия с партнером по общению, имеющей своей целью достижение контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям.

Манипулятивноеобщение представляет собой форму межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Диалогическое общение может быть определено как равноправное субъект-субъектное взаимодействие с целью взаимного познания и самопознания партнеров по общению.

Коммуникативная сторона общения - состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения - означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Самостоятельная работа по теме.

Деловая игра: «Стратегии общения».

Эта деловая игра — одно из направлений развития активных диалогов. Каждый игрок получает маршрутный лист, из которого ясно, какую роль на каждом этапе ему предстоит играть и за каким столом сидеть. Там уже указано, сколько баллов он получит, если совещание состоится в тот или иной интервал времени.

Итоговый контроль знаний.

Представление групповых презентаций.

Домашнее задание для уяснения темы занятия

1. К вербальным средствам общения относятся:

1) устная речь.

2) письменная речь.

3) устная и письменная речь.

4) интонации голоса.

2. Какие из перечисленных средств общения относятся к невербальным?

1) жесты.

2) слова.

3) мимика.

4) звуки.

3. Чье восприятие образа другого человека более объективно?

1) человека с положительной самооценкой, адаптированного к внешней среде.

2) эмоциональной женщины.

3) человека авторитарного типа.

4) конформной (склонной к приспособленчеству) личности.

5) человека с низкой самооценкой.

4. Какая речь выполняет функцию генерации замысла высказывания:

1) экспрессивная.

2) импрессивная.

3) внутренняя.

4) внешняя.

5. Какая функция речи считается преимущественно человеческой:

5) экспрессивная.

6) номинативная.

7) интерактивная.

8) дискуссивная.

Задачи:

1. «…очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга… переживание одиночества тяжко и невыносимо…». Какой возрастной период соответствует данному описанию особенностей общения?

2. Какие стороны понимания другого человека в наибольшей степени проявляются в следующих высказываниях?

1) Генерал считал, что противник прекрасно понимает тактичес­кую выгоду для него (генерала) организации переправы возле этой маленькой деревушки. Значит, именно здесь противник сконцентри­рует свою оборону. Поэтому счел правильным имитировать подготов­ку к форсированию реки здесь, а настоящую переправу осуществить в другом месте.

2) Чтоб собеседник нашу мысль постиг, нужней нам сердце, неже­ли язык (таджикская мудрость).

3) Народная учительница К.И.Муравьева говорит: «Я ведь вместе с ребятами живу — то становлюсь маленькая и глупенькая, как пер­воклашка, то постепенно делаюсь сознательным подростком, строю планы, правда, не о своей, а об их жизни, но это все равно... Дети маленькие, и я маленькая. Дети большие, и я большая» (Н.Н. Поспе­лов).

4) Сергей был удивительно догадлив. Он тут же стал отвечать на вопрос, который я не успел задать.

Наши рекомендации