Работа с карточками (по группам).

1 группа — отметьте знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными.

2 группа — отметьте знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, и выделите в них корень.

Таблица 8

Слова «+»
Сад, садовник, садовые  
Смелый, отважный, храбрый  
Больница, боль, большой  
Горе, горевать, горный  
Езда, поездка, поезд  
Чистота, чистый, чистить  
Горюет, плачет, печалится  
Жара, жарить, жаркий  
Трусливый, нерешительный, несмелый  
   

Работа в парах

- В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте в словах корень.

Соленый, соль, засолка, посолить, солист, соловей, пересолить.

Слететь, улететь, летчик, полет, летный, летний, летящий, взлет.

Работа с учебником [упражнение 148, с. 94 (формировать умение находить в тексте однокоренные слова)).

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

-Надеюсь, урок был интересным и познавательным.

— Давайте повторим, что такое однокоренные слова?

Закончите фразы:

Я научился...

Я понял как...

Мне на уроке было непонятно...

VIII. Домашнее задание
Упражнение 150, с. 95.

РУССКИЙ ЯЗЫК работа с карточками (по группам). - student2.ru 3 КЛАСС ТЕМА: Выделение корня в словах. Различение однокоренных слов и слов с корнями, совпадающими только по форме. ДАТА____________

Цель: познакомить с алгоритмом нахождения корня в словах;

формировать умение находить однокоренные слова и отличать их от слов с корнями-омонимами;

совершенствовать умение выде­лять в словах корень;

развивать устную речь, внимание и интерес к предмету;

воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот — тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный —

Сегодня у ребят урок уж очень важный.

-Какой у нас сейчас урок?

— Где нам пригодятся знания, полученные на уроках русско­го языка?

— Как нужно работать на уроке, чтобы все знать?

II. Проверка домашнего задания

-У кого при выполнении домашнего задания воз­никли трудности? Поменяйтесь тетрадями и проверьте пра­вильность выполнения работы друг у друга.

— Скажите, пожалуйста, какие слова мы называем родствен­ными? Как по-другому мы можем их еще назвать? Почему?

— Что такое корень?

— Что может происходить с согласными в корнях родствен­ных слов? (Ответы.)

III. Словарная работа
На доске изображено игровое поле.

Я   Н I   Л
К   А     Б  
И   Р   А

-Определите слово, с которым мы познакомимся сегод­ня на уроке. Для этого на игровом поле найдите «домик» с первой буквой искомого слова. Остальные буквы вы узнаете, если вспом­ните ход зайчика и определите направление его движения.

Подсказка: зайчик прыгает наискосок через дорожку по ходу часовой стрелки.

— Какое слово у вас получилось? (Рябина.)

— Что такое рябина? (Рябина — дерево с плодами в виде пуч­ка горьковатых красно-оранжевых ягод, а также сами ягоды.)

- Найдите слово «рябина» в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Какую особенность его напи­сания вы заметили? (В корне слова есть непроверяемая безударная гласная «я».)

- Подчеркните ее, запомните правописание слова «рябина».

- Прочитайте текст.

В л..су росла р..бина. Мальчики выкопали р..бину и принесли д..мой. Они посадили ее возле крыльца. Осенью гроздья р..бины горят на солнце ярким огнем.

- Объясните написание пропущенных букв. Выпишите из текста разные формы одного и того же слова. Обозначьте в них окончание.

— Можем ли мы сразу в слове «рябина» выделить корень?(Нет.)

— Что нам нужно сделать, чтобы правильно найти и выде­лить корень? (Подобрать родственные слова.) Подберите как

можно больше родственных слов к слову «рябина» и запишите их в тетрадь. Выделите в них корень. (Рябина, рябинка, рябинуш­ка, рябиновый.)

IV. Сообщение темы и цели урока

-Давайте еще раз вспомним, что такое корень.

Корень слова — значимая часть,

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства,

Однокоренные подбери слова.

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (На­учимся выделять корень в словах.)

Наши рекомендации