Основные виды социальных потребностей по Э.Фромму.
Э. Фромм (1998) считает, что у человека имеются следующие социальные потребности, их Фромм также определяет как экзистенциальные:
в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества) Избежать ощущения изоляции можно посредством «продуктивной любви», которая позволяет заботиться и нести ответственность за кого-либо. Не реализация данной потребности ведет к нарциссизму. ;
в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью и достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивн
в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью социальной действительности и существовать в рамках некоторой культурной традиции. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека, а к поздней зрелости человек приобретает уже собственный опыт, ведущий к одиночеству. Поэтому на протяжении всей жизни люди испытывают потребность в корнях и чувстве стабильности и прочности, сходных с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняет симбиотическую связь с родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.
в идентичности. Каждый человек испытывает потребность в тождественности с самим собой (идентичности), что позволяет ему чувствовать свою уникальность. Невозможность реализовать эту потребность приводит к конформности.
в системе взглядов и преданности. Э. Фромм считал, что при объяснении окружающей действительности у человека формируется система взглядов и убеждений. Он особенно подчеркивал необходимость формирования рациональных взглядов на природу вещей и общество, что обеспечит психическое и физическое здоровье личности.
Кроме того, Э. Фромм считал, что человек нуждается в объекте преданности, в посвящении себя, например, Богу или высшей цели. Преданность или посвящение обеспечивают преодоление изоляции и определяют смысл жизни.
(Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу «Психология личности» (раздел «Теории личности»): учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / С.К. Багадирова, А.А. Юрина. – Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2011. - 165с.)
35. Классификация потребностей в отечественной психологии (П.В.Симонов, А.В.Петровский, С.Б.Каверин, И.А.Фурманов)
В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).
Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была прежде всего борьбой за удовлетворение материальных потребностей.
Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.
П. В. Симонов (1987) считал, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальное и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных — еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П. В. Симоновым с волей.
А. В. Петровский(1986) делит потребности: по происхождению — на естественные и культурные, по предмету (объекту) — на материальные и духовные; естественные потребности могут быть материальными, а культурные — материальными и духовными.
С.Б.Каверин(1987) в зависимости от сферы реализации человеческих нужд предлагает разделять потребности на биогенные, психофизиологические, социальные и высшие (Рис. 16).
И.А.Фурманов (1998), опираясь на идею взаимодействия индивида и среды как основу эффективной адаптации предлагает следующую классификацию потребностей:
1. Потребность в физическом совершенствовании. Доминирование данной потребности свидетельствует о направленности на приобретение жизненно необходимых физических качеств, развитие силы, ловкости, выносливости и др.
2. Потребность в духовном совершенствовании. Эта потребность может указывать на стремление человека к овладению культурными и общечеловеческими ценностями, ориентацию на эстетические, этические и моральные стандарты.
3. Потребность в трудовой деятельности. Доминирование этой потребности свидетельствует об активном стремлении участвовать в трудовой деятельности при условии справедливой оплаты ее результатов. Данная потребность может выступать мерилом профессиональной адаптированности человека, ибо материальная заинтересованность в своем труде и ощущение социальной справедливости при вознаграждении его результатов — основа сознательного отношения к трудовой деятельности.
4. Потребность в дружбе. Указывает на стремление найти настоящих, отзывчивых друзей, способных прийти на помощь в трудную минуту.
5. Потребность в эмоциональной близости. Свидетельствует о желании встретить человека, с которым можно поделиться сокровенными мыслями.
6. Потребность в уважении и поддержке со стороны окружающих.Доминирование этой потребностей свидетельствует о необходимости признания и получения уважения и поддержки от ближайшего окружения.
7.Потребность в развлечениях. Является естественным стремлением человека снять психическое напряжение, расслабиться и получить положительные эмоции. Понятно, что желание весело проводить свободное время, найти развлечение по душе можно удовлетворить различными путями.
8. Потребность в комфорте.Эта потребность указывает на стремление к благоприятному жизнеобеспечению, материальному благополучию и душевному спокойствию.
9. Потребность в познании.По силе этой потребности можно судить об устремлениях к получению прочных знаний и образования. Основной характеристикой потребности в познании является любознательность.
10. Потребность в лидерстве. Свидетельствует о стремлениии первенству и доминированию. Может выражаться в попытках контролировать, оказывать влияние и направлять действия окружающих, а также подавлять и ограничивать активность других.
11. Потребность в противоположном поле.Стремление пользоваться популярностью, вниманием и благосклонностью у лиц противоположного пола.
12. Потребность в оказании помощи окружающим.Она лежит в основе стремлений к сопереживанию окружающим и проявлению милосердия.
13. Потребность в достижениях.Свидетельствует о желании преодолеть, побороть, опередить других, сделать что-то быстрее и лучше их, достичь высокого уровня в каком-либоделе, быть последовательным и целеустремленным.
14. Потребность в автономии.Характеризуется как стремление к получению самостоятельности и независимости.
15. Потребность в престиже. Отличительной особенностью является жажда популярности, достижение высокого социального статуса. Кроме того, это может свидетельствовать и о высоком уровне притязаний.