Иерархическая модель классификации мотивов А.Маслоу.
Основной идеей классификации Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящего, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.
( рис. Иерархия групп мотивов относительно приоритета удовлетворения потребностей по Маслоу)
Систему человеческих потребностей Маслоу выстраивает в иерархическом порядке в соответствии со степенью значимости ее элементов. В своей теории он выделяет пять уровней потребностей:
1) физиологические потребности (жилье, пища, тепло);
2) потребность в чувстве защищенности (безопасность, уверенность);
3) социальные потребности (чувство духовного родства, любовь);
4) потребность в уважении (самоуважение, признание, статус);
5) потребность в самоутверждении (саморазвитие, самореализация).
Наиболее полно эта модель описана в работе «Мотивация и личность» (1954). Модель Маслоу предусматривает дифференциацию поведения не на отдельные мотивы, а на группы мотивов; группы мотивов упорядочены в целостную иерархию согласно их роли в развитии личности.
По Маслоу, высшие потребности (расположенные на верхних ступенях иерархии потребностей) не в меньшей степени инстинктивны, чем низшие потребности.
Пока потребность не удовлетворена, она активизирует деятельность индивида и оказывает значительное влияние на нее. При этом деятельность инициируется не столько изнутри, сколько извне возможностью удовлетворения. Другими словами, хотя потребность представляется как присущая внутренней природе индивида, его деятельность по удовлетворению потребности регулируется извне.
Согласно основной идее классификации Маслоу, индивид не может стремиться к высоким целям, пока он голоден или не имеет крыши над головой (физиол. потребн.). В соответствии с иерархией потребностей далее следует удовлетворение потребностей в безопасности и потребности в социальных связях (общении), затем потребности в самоуважении и, наконец, в самоактуализации. Самоактуализация (например, потребность в творческом самовыражении) может активизироваться и определять поведение индивида только тогда, когда удовлетворены остальные потребности. В случае конфликта между потребностями, принадлежащими различным иерархическим уровням, побеждает потребность более низкого уровня.
Если рассматривать развитие человека с возрастом, то восходящей иерархии потребностей соответствует последовательность их проявления (речь идет о стадиях развития человеческого Я), т.е. каждая ступень развития потребностей соответствует более высокому уровню развития личности.
Высшие потребности — в самоактуализации — соответствуют наиболее высокой стадии развития личности, когда личность стремится выразить себя в творчестве, оставить после себя светлое наследие, реализовать свой интеллектуальный и духовный потенциал. По словам Маслоу, «чтобы находиться в согласии с собой... человек должен быть тем, чем он может быть». Относительный приоритет временно неудовлетворенных низших потребностей не обязательно должен прерывать или блокировать самоактуализацию. Самоактуализация может приобретать своеобразную функциональную автономию.
Различия между низшими и высшими потребностями сводятся к следующему:
· высшие потребности генетически более поздние;
· чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания индивида, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться;
· высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные;
· жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность;
· удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир.
В различные культурные и экономические периоды люди, относящиеся к разным социальным группам, имеют разные возможности для удовлетворения потребностей высшего уровня. В связи с этим учет потребностей индивидов требует полного анализа ситуации.
(Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
32. Мотивационные факторы в теориях личности (Дж.Гилфорд, Р.Кэттелл).
Представителями мотивационной основы поведения и деятельности человека. являются Дж. Гилфорд (1959) и Р. Кэттелл (1957). В их понимании, потребности есть факторы мотивации, ее причинная обусловленность. Так, Дж. Гилфорд все потребности условно разделяет на 6 больших групп, каждая из которых представляет собой совокупность факторов, влияющих на мотивацию поведения. Все эти факторы порождают соответствующую мотивацию, которая непосредственно побуждает и регулирует поведение человека. Предложенное понятие фактора в сущности ничего не добавляет к концепции потребностной основы мотивации. Однако в системе факторов четко обозначается тенденция к развитию внебиологической основы мотивации. Среди групп потребностей большинство из них имеет своим предметом не физиологические нужды, а социальные явления и объекты, например, потребности, связанные с трудом, потребности в свободе, независимости, конформизме, в обществе, дисциплине и пр.
Теория Р.Б. Кэттелла исходит из "теории черт" и построения на их основе личностного профиля. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы явл. динамические черты, структура которых формирует сущность личности (черта описывается как "ментальная структура", отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).
Кэттелл выделяет черты мотивационные динамические, обеспечивающие активность в достижении цели,формирующие динамику личности. Для описания мотивации, то есть динамики личности, используются три основных понятия: аттитюды (attitudes), эрги (ergs)и семы (sems).
Аттитюд, по Кэттелу, - это специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации. Возьмем в качестве примера юношу по имени Александр, который хочет пойти на курсы французского языка, куда записалась одна из его одноклассниц. Это его намерение является аттитюдом. Как и все аттитюды, оно включает в себя стимул или ситуацию, интерес (интенсивное желание), реакцию и объект. В нашем примере не важно, будет ли Александр на самом деле изучать язык вместе с одноклассницей. Аттитюд в любом случае присутствует и служит мотивом поведения.
Почти в любой аттитюд входит целый комплекс мотивов. Несколько разных возможных мотивов, не все из которых сознательны, есть и в нашем примере. Намерение Александра может быть продиктовано его желанием знать французский и тем самым упрочить свою репутацию интеллектуала; возможно, ему интересно провести время с потенциальной сексуальной партнершей, или он просто чувствует себя одиноким и хочет быть в интересной компании.
Некоторые мотивы по Кеттелу являются вспомогательными для других, то есть они представляют собой промежуточные ступени, которые надо пройти, чтобы достигнуть следующей цели. Такая структура называется вспомогательной цепочкой (subsidiation chain). (вспомогательную цепочку можно обнаружить, последовательно задавая человеку вопрос «почему» или «зачем» в ответ на высказанные им намерения. пример «Почему вы хотите дополнительно заниматься французским?» Ответ: «Хочу сдать экзамен по французскому языку». — «Зачем?» — «Чтобы получить диплом». — «Зачем?» — «Чтобы найти работу». — «Зачем?» — «Чтобы зарабатывать на пропитание». На этой ступени изначальное биологическое побуждение (голод) обнаружено, и дальнейшие вопросы не нужны. Каждый мотив в данной цепочке — вспомогательный для следующего, и все они приводят к биологическому мотиву голода.
Эрги. Эрг есть конституциональная динамическая исходная черта. Кэттел выделил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство(страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность. Чувства. Чувство - динамическая черта, формируемая средой. Оно параллельно эргу, за исключением того, что оно - результат действия факторов опыта или социокультурных факторов, а не конституциональных детерминант. По Кэттелу, чувства - это основные приобретенные структуры динамических черт, заставляющие своих обладателей уделять внимание определенным объектам или классам объектов, чувствовать их определенным образом и реагировать на них определенным образом. Чувства организованны вокруг важных объектов культуры, таких, как социальные институты или значимые люди.
Семы.Помимо врожденных динамических черт, каждый индивид обладает большим количеством приобретенных, усвоенных в культурной среде. Семы (sems), то есть выученные или приобретенные динамические черты — третий компонент теории мотивации Кэттелла. Семы (сокращение от английского названия «социально сформированные проводящие структуры эргов» [socially shaped ergic manifolds]) берут свою энергию из эргов и придают аттитюдам некоторую организацию и стабильность.«Семы — основные приобретенные структуры динамических черт, заставляющие своих обладателей уделять внимание определенным объектам или классам объектов, чувствовать их определенным образом и реагировать на них определенным образом» Кэттелл описал довольно много семов, но наиболее строго обусловлены математически и наиболее важны такие как «дом и семья», «супруг или друг (подруга)», «самоощущение», «Супер-Я» и «религия». Сем «самоощущение» (self-sentiment) имеет особое значение из-за его решающей роли в объединении прочих семов в единый комплекс мотиваций. Самоощущение — психометрический эквивалент клинического термина «концепция себя» (self-concept). Тем не менее по качеству и происхождению этот сем ничем не отличается от других. Как и остальные, он является исключительно человеческой чертой и приобретается посредством культурного влияния.
("Личность. Теории, упражнения, эксперименты." Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен (2004, 608с.)