Иерархическая теория потребностей А.Маслоу

(“пирамида” А. Маслоу) – теория мотивации, согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность .

 

Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребностирассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.

Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытыватьпотребность в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.

С точки зрения управления персоналом и внедрения системы мотивации труда, крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у работника появилась потребность в самовыражении, а также создать условия для ее реализации на данном предприятии.

78.печать в системе массовой коммуникацииразлич­ные типы изданий — газеты, журналы, альманахи, книги. Од­нако не все они являются продуктом массово-коммуникатив­ной деятельности СМ К. В строгом смысле слова таковыми мо­гут быть названы газеты, еженедельники, журналы. Так как СМ К включены не только в деятельность массовой коммуни­кации, но и других видов коммуникации, то журналы, относя­щиеся к сфере специализированной деятельности, являются продуктом СМК, но относятся не к массовой коммуникации, направленной на массовое сознание, а к специальной комму­никации, обслуживающей уровень деятельности специализи­рованного сознания.

Отпечатанный текст является носителем информации, распространяемой по каналам прессы. Это определяет особен­ности его воздействия на массовую аудиторию. Фиксированность информационного текста на материаль­ном носителе обусловливает ряд преимуществ.

Во-первых, читатель знакомится сразу со всем номером газеты или журнала, что позволяет ему определить приоритет­ность чтения того или иного материала. Наиболее важные пуб­ликации читатель может сохранить. Это позволяет ему созда­вать собственную базу тех или иных данных, собирать матери­ал по интересующим его тематическим направлениям.

Во-вторых, к печатному изданию можно вернуться для повторного чтения, для более глубокого анализа прочитанного ранее.

В-третьих, газету или журнал всегда можно взять с собой или купить в киосках, реализующих печатные издания, что способствует возможности чтения в перерывах, в транспорте, иными словами, человек не выделяет для этого специальное время досуга.

В-четвертых, пресса создает психологически комфорт­ные условия для знакомства с информацией, так как читатель имеет возможность это делать в соответствии со своими склон­ностями к темпу чтения, его ритму, комфорту условий.

Однако при всех положительных сторонах печатного кана­ла ему присущ ряд недостатков:

- недостаточная для современной эпохи оперативность прессы. Этот недостаток обусловлен особенностями технологического процесса производства печатной продукции, а также способа­ми ее доставки, от которой нередко зависит своевременность получения информации читателями;

- чтение, а тем более понимание материалов газет и журналов требует определенного уровня подготовки. У неподготовлен­ного читателя издание не вызовет должного интереса. Именно это определяет тематическую и социальную разнонаправленность прессы, рассчитанной на аудиторию с различным уров­нем подготовки (кроме, естественно, совсем безграмотной ау­дитории, которая вообще не может быть включена в информа­ционное поле прессы);

- ограниченная возможность эмоционального воздействия на читателя, так как пресса не имеет возможности влиять на ау­диовизуальные (слух и зрение) каналы восприятия информа­ции, которые являются основными сенсорными каналами. Именно поэтому пресса любого уровня (даже так называемая «бульварная», «желтая») рассчитана прежде всего на аналити­ческое восприятие информации

Наши рекомендации