Степень научной разработанности проблемы исследования
Научные исследования в области технологий управления персоналом продолжаются и нынешнее время. Фундаментальной основой данных исследований являются труды по стратегическому управлению человеческими ресурсами и управлению персоналом в системе управления предприятием таких ученых как: М. Армстронг, А. Петтигрю, К. Сайсон, Г. Саламан, К. Хэндри. Работы М. Вира, Д. Миллза, К. Сиссона, М. Спектра, Дж. Стоури, К. Фомбрана обращены к перспективам развития человеческих ресурсов, в них предложены варианты методик соотнесения общей стратегии организации со стратегией управления человеческими ресурсами.
Концептуальные основы трудового поведения и его взаимосвязь с удовлетворенностью трудом и механизмами его формирования нашли отражение в работах В. Врума, М. Грюнеберга, А.Г. Здравомыслова, К. Замфира, Ф. Ильясова, Д. Марковича, Р. Штольберга, В.А. Ядова и др.
Среди трудов российских ученых, рассматривающих различные аспекты технологий управления человеческими ресурсами, стоит упомянуть таких авторов, как: Т.Ю.Базаров, Е.А. Борисова, В.А. Дятлов, О.С. Виханский, БЛ. Еремин, H.H. Ермошкин, Л.В. Ивановская, А.Я. Кибанов, И.Л. Калюжный, А.Н. Люкшинов, В.И. Маслов, Ю.Г. Одегов, В.В. Травин, H.H. Тренев, C.B. Шекшня. В своих трудах они описывают разнообразные подходы к определению различных потребностей в сфере труда, к выбору и к оценке критериев эффективности в условиях конкретной организации.
В настоящее время основные подходы к пониманию ключевых понятий в области HR-брендинга изложены в трудах Т.Ю. Базарова, Б.Л Ерёмина, Ю.Г. Одегова, Л. В. Карташовой, О. В. Несоленой, А. В. Агишевой, Э. В. Кулеша, С. М. Ивановой, Я. Н. Гречухи, С. М. Самохваловой, Ф. Волкера, А. Хиггинса и Р. Мансурова.
Актуальность проблемы, степень ее разработанности в научной литературе обусловили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объект исследования – система управления человеческими ресурсами организации.
Предмет исследования – теоретическое исследование HR-бренда организации на примере колл-центра ООО «Приват Трейд».
Целью магистерской диссертацииявляется теоретическое исследование HR-бренда организации и разработка направлений его совершенствования на примере колл-центра ООО «Приват Трейд».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и структуру HR-бренда с позиции компетентностного подхода.
2. Рассмотреть технологию формирования HR-бренда организации.
3. Проанализировать HR-бренд колл-центра ООО «Приват Трейд».
4. Разработать программу развития HR-бренда колл-центра ООО «Приват Трейд».
Методы исследования
В процессе исследования использована совокупность общенаучных и специальных методов, которые применяются в познании социально-экономических процессов и явлений, а именно: научного обобщения, сравнения, системного анализа, индукции и дедукции, анализа и синтеза. Для получения подробной информации об исследуемом объекте использовались социологические методы (наблюдение, беседа, опрос, интервьюирование, анкетирование).
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области управления персоналом, а так же исследования современных авторов, рассматривающих проблемы HR-брендинга и применения его технологий на практике.
Информационной основой работы послужили материалы, полученные в ходе прохождения научно-исследовательской практики в ООО «Приват Трейд», а так же информация, основанная на проведенных исследованиях. В ходе проведения исследования использовались методы логического и сравнительного анализа, сравнения обобщения и синтеза, индукции и дедукции, анализа теоретических источников, локальных нормативных документов, контент-анализ, наблюдения, анкетирования.
Наиболее существенные результаты, полученные магистрантом, их научная новизна:
1. Уточнено понятие «HR-бренд» с точки зрения компетентностного подхода, где HR-бренд рассматривается нами как целостный образ организации-работодателя, развитие которого направлено на достижение высокого уровня компетентности персонала.
2. Определены различные подходы к выделению структурных элементов HR-бренда и предложена авторская структура HR-бренда, включающая 11 основных элементов.
3. В качестве перспективных предложены направления совершенствования HR-бренда, связанные, в первую очередь, с ориентацией технологий управления человеческими ресурсами на профессиональное и личностное развитие персонала колл-центра «ООО Приват Трейд».
4. Разработана программа развития HR-бренда для ООО «Приват Трейд», основанная на ценностном отношении руководства к личности сотрудника и способная стать значимым ресурсом внутренней среды, обеспечивающим конкурентные преимущества организации.
Положения, выносимые на защиту:
1. HR-бренд представляет собой целостный образ организации как работодателя, который включает ценности, сформировавшиеся традиции в культуре взаимоотношений с персоналом и обеспечивает конкурентные преимущества организации на основе комплексной системы мотивации, создания возможностей для профессионального роста и достижения высокого уровня компетентности персонала.
2. Структурно HR-бренд состоит из 11 элементов, таких как: позиции предприятия на рынке, ценности предприятия; традиции предприятия; прозрачность бизнеса; культура взаимоотношений (внутренние коммуникации); существующие компетенции персонала; стиль управления; система мотивации; условия труда; возможности профессионального развития; возможности карьерного роста.
3. Приобретение конкурентных преимуществ ООО «Приват Трейд» возможно при условии внедрения прогрессивных технологий управления HR-брендом, среди которых основными будут являться технологии профессионального обучения и карьерного роста, деловой оценки и мотивации сотрудников.
4. Программа по совершенствованию HR-бренда колл-центра ООО «Приват Трейд» включает комплекс элементов: цели и задачи, этапы реализации, перечень мероприятий, предполагаемые результаты программы. Программа направлена на развитие кадрового потенциала колл-центра и повышение его эффективности на основе достижения высокого уровня компетентности персонала.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении теоретических подходов к рассмотрению понятия «HR-бренд», его авторская интерпретация с точки зрения компетентностного подхода; дополнении структурных составляющих HR-бренда, а также системном анализе прогрессивного опыта HR-брендинга.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе теоретических исследований выявлены проблемные зоны в состоянии HR-бренда на примере колл-центра и разработана программа развития HR-бренда, необходимая для успешной текущей и перспективной деятельности исследуемой организации, приобретении ею конкурентных преимуществ как работодателя.
Структура диссертации
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, изучена степень ее разработанности в научной литературе, представлена методологическая основа исследования, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, обозначены наиболее существенные результаты, полученные магистрантом и их научная новизна, раскрыты положения, выносимые на защиту, определена теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия HR-бренд. Рассмотрена сущность и содержание данного понятия через призму различных научных подходов, представлены существующие подходы к рассмотрению структуры HR-бренда; изучена технология формирования HR-бренда; проанализирован прогрессивный опыт HR-брендинга.
Во второй главе представлена характеристика кадрового состава организации на примере колл-центра ООО «Приват Трейд». Проведен анализ объективной и субъективной основ реализации технологий HR-брендинга, выявлены узкие места. Разработана программа развития HR-бренда, адекватная потребностям предприятия на данном и перспективном этапе деятельности.
В заключении представлены теоретические выводы по проведенному диссертационному исследованию и практические результаты работы.