IV. Используется также комбинация всех этих организационных структур.
Достоинства:
1) позволяет уделять внимание каждому направлению стратегического развития;
2) обеспечивает кооперацию и нахождение компромиссных решений в конфликтных ситуациях, улучшает координацию действий между отделами.
Недостатки:
1) сложно управлять;
2) трудно обеспечить баланс между двумя линиями ответственности;
3) способствует развитию бюрократии в организации.
- Организация сбытовой и маркетинговой деятельности на предприятии. Проблема организационного разделения. Функции маркетинговых служб в компании.
Основные функции маркетинга:
1) аналитическая функция: изучение рынка (внеш. среда), изучение потребителей и определение сегментов, изучение товарной структуры, анализ внутренней среды предприятия.
2) производственная: организация производства новых товаров и разработка новых технологий, организация материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентностью продукции
3) сбытовая: организация системы товародвижения, организация сервиса, организация системы формирования спроса, проведение целенаправленной товарной политики, проведение ценовой политики
4) Функция управления и контроля: организация стратегического и оперативного планирования на предприятии; информационное обеспечение управлением маркетингом, организация системы коммуникации на предприятии, организация контроля маркетингом.
Организация структуры отдела маркетинга:
v Функциональная организация – это организационная структура управления, которая деятельность специалистов отдела маркетинга организована исходя из функций маркетинга
Преимущества: централизация планирования и контроля, структура проста в административном управлении – четко обозначены ответственные лица и направления работы.
Недостатки: трудно разобрать согласованные программы по разным видам продукции, заострение внимания на конкретных направлениях, а не на рыночных результатов.
v Продуктовая или торговая организация – это организационная структура управления маркетингом, в которой за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает менеджер по продуктам
Преимущество: четкая отчетность, т.е. одно лицо несет ответственность за разработку бизнес-плана по каждому основному продукту, быстрая корректировка планов по видам продукции в соответствии с изменениями общей стратегии и их реализации, покупатель получает точную информацию по разным видам продукции.
Недостатки: нацеленность на продукцию может привести к недостаточному вниманию потребности рынка из-за чрезмерной занятости конкретными видами продукции, трудности координации, если покупатель приобретает разные виды продукции.
v Рыночная организация – это организационная структура управления, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов деятельности на определенных рынках.
Преимущества: нацеленность на определенные группы покупателей и их потребности, может стать основой для координированных поставок разных видов продукции определенной группе покупателей.
Недостатки: рыночная близорукость, т.е. полное внимание к существующему крупнейшему субъекту, что может привести к тому, что компания не заметит более мелких сегментов с потенциалом роста, ослабление внимания прибыльности по видам продукции.
v Используются комбинации этих структур (комбинированная организация)
Преимущество: позволяют уделять внимание каждому направлению стратегического развития, обеспечивает кооперацию и нахождение компромиссных решений в конфликтных ситуациях и улучшает координацию действий между отделами
Недостаток: сложно управлять, трудно обеспечить баланс между двумя линиями ответственности, способствует развитию бюрократии в организации.
Служба маркетинга получает от службы сбыта информацию о текущих объемах продаж, структуре, клиентах и т.п., анализирует, сопоставляет результаты анализа с информацией о рынке, разрабатывает (корректирует) маркетинговую стратегию предприятия и прогнозирует объемы сбыта в зависимости от возможного уровня цен.
Организацией маркетинга в компании и реализацией его целей занимается маркетинговая служба. Размер, состав, функции и степени самостоятельности маркетинговой службы компании зависят от величины фирмы и ее целей:
ü вся маркетинговая деятельность осуществляется самостоятельно подразделениями фирмы – для средних фирм или компаний-гигантов специфической отрасли деятельности
ü привлекаются специализированные маркетинговые компании, оказывающие консалтинговые услуги – для крупных компаний, выпускающих товары народного потребления
ü привлекается специализированный посредник, выполняющий маркетинговые функции – для небольших отраслевых фирм, объединенных в ассоциации по маркетингу
ü маркетинговые функции выполняют по совместительству другие подразделения фирмы – для мелких и малоприбыльных фирм
- Понятие внешней и внутренней маркетинговой среды фирмы. Роль анализа микро и макросреды компании.
Маркетинговая среда – совокупность субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности фирмы устанавливать и поддерживать отношения успешного сотрудничества с целевыми клиентами.
Маркетинговая среда состоит из микросреды и макросреды.
Макросреда – совокупность факторов, опосредованно влияющих на результаты функционирования предприятий.
Факторы макросреды (компания не может влиять на эти факторы):
1.Демографический (демографические данные представляют большой интерес для маркетологов, поскольку многое могут рассказать о населении, т.е. о потребителях, образующих рынки)
2.Экономическая среда (общий уровень покупательной способности зависит от уровня доходов, сбережений)
3.Природная и географическая среда (товары должны приспосабливаться к особенностям местности)
4.Научно-техническая среда (это силы, которые создают новые технологии, открывающие новые возможности развития товара и рынка)
5.Политическая среда (законы, государственные учреждения и группы влияния, которые воздействуют на компании и людей и ограничивают их деятельность)
6.Культурная среда (набор поведенческих привычек, элементы: язык, этика, религия, ценности и отношение к работе, успеху, одежде, личной гигиене)
Микросреда – это силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры (силы непосредственно влияют на компанию и она может влиять на них)
Факторы микросреды:
- Сама фирма
- Поставщики (от них зависят цены, качество, сроки поставок)
- Маркетинговые посредники (это фирмы помогающие компании в продвижении, сбыте и распределении её товаров среди покупателей); к ним относятся: - торговые посредники – оптовые организации, розничные предприятия; - транспортные компании; - фирмы по оказанию маркетинговых услуг; - кредитно-финансовые учреждения.
- Покупатели (компания должна внимательно изучать своих покупателей)
- Конкуренты (маркетологи должны не просто приспосабливаться к нуждам своих целевых потребителей, но лучше, чем конкуренты, позиционировать товар в сознании потребителей, достигая, таким образом, стратегического превосходства)
- Контактные аудитории – любая группа, кот проявляет реальный или потенциальный интерес к организации и оказывает влияние на её способность достигать поставленных целей.
а) Благотворительные аудитории – интерес носит благотворительный характер
б) Искомая аудитория - её заинтересованности ищет компания, но не всегда находит (СМИ)
в) Нежелательная аудитория – компания старается не привлекать её интереса.
Классификация контактных аудиторий:
- финансовые – банки, инвестиционные компании и акционеры, необх-мы для привлечения капитала.
- СМИ
- государственные учреждения
- общественные организации
- местная общественность
· широкая публика
· внутренние контактные аудитории
Чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей при их достижении.
- Анализ макросреды фирмы. STEP анализ. Основные характеристики макросреды в России.
Анализ влияния STEP-факторов внешней среды, которые находятся за пределами контроля самой организации (факторы макросреды), могут оказывать существенное влияние на деятельность организации и ее перспективу.
Такой анализ используют для оценки подверженности организации влиянию изменений в социальной, технической, экономической и политической сферах общества.
PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы.