Разработка стратегии роста компании. Интенсивное, интеграционное развитие, диверсификация деятельности предприятия.
Матрица И. Ансоффа отражает стратегии роста:
1. Стратегия интенсивного роста оправдана в тех случаях, когда фирма не до конца использовала возможности присущие ее нынешним товарам и рынкам. Выделяют 3 разновидности стратегий интенсивного роста:
a. Проникновение на рынок. Заключается в изыскании фирмой путей увеличения сбыта своих существующих товаров на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга.
b. Расширение границ рынка. Заключается в попытках фирмы увеличить сбыт посредством внедрения существующих товаров на новые рынки (новые географические рынки, новые сегменты рынка).
c. Развитие продукции. Заключается в попытках фирмы увеличить сбыт за счет создания новых или усовершенствованных товаров на существующих рынках.
2. Стратегия диверсификации. Оправдана в тех случаях, когда отрасль не дает фирме возможность для дальнейшего роста или когда возможности роста за пределами отрасли значительно привлекательней. Существует 3 разновидности диверсификации:
a. Концентрическая диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, которая с технической и маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы, но будут привлекать внимание новых групп клиентов.
b. Горизонтальная диверсификация, т.е. пополнение своего ассортимента изделиями, которые не связаны с выпускаемыми, но могут вызвать интерес существующих покупателей.
c. Конгломератная диверсификация, т.е. пополнение ассортимента изделиями не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним товарам и рынкам.
3. Интеграционный рост. Этот рост оправдан в тех случаях, когда у компании прочные позиции в отрасли и она может получить дополнительные выгоды за счет перемещения в рамках отрасли назад, вперед или по горизонтали.
a. Регрессивная интеграция (интеграция назад) зак-ся в попытках фирмы получить владение или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков;
b. Прогрессивная интеграция (вперед) – попытки фирмы заполучить во владение или поставить под более жесткий контроль систему распределения;
c. Горизонтальная интеграция - попытки фирмы заполучить во владение или поставить под более жесткий контроль ряд предприятий – конкурентов.
44. Маркетинговый план и его роль в системе внутрифирменного планирования.
По результатам проведения маркетинговых исследований и на основе сформулированной рыночной стратегии разрабатывается маркетинговый план.
Маркетинговое планирование – процесс, представляющий собой некую логическую последовательность, устанавливающую цели, формулирующую стратегию, тактику их достижения вместе с финансовыми последствиями.Маркетинговый план является важнейшей составляющей общего корпоративного плана и представляет собой инструмент непрерывного анализа, управления и контроля, направленный на приведение к более полному соответствию возможностей предприятия к требованиям рынка.
Достоинства формального стратегического планирования:
1. Стратегический маркетинговый план отражает систему ценностей, философию и взгляды высшего руководства компании;
2. Маркетинговый план содержит ситуационный анализ, что помогает понять причины выбора тех или иных стратегических направлений;
3. Способствует координации различных функций, определяет последовательность целей, помогает находить компромиссные решения;
4. Маркетинговый план позволяет оценить прогресс достижения намеченных результатов и корректировать программу действий, если результаты отклоняются от целей;
5. Сводит к минимуму неожиданности тех или иных событий;
6. Стимулирует более скрупулезное управление дефицитными ресурсами путем применения нормативов, бюджетов, графиков.
Этапы создания и структура маркетингового плана.
I. Согласование целей и задач.
II. Обзор ситуации:
а) аудит маркетинга;
б) анализ потребительского поведения с точки зрения привлечения, удержания покупателей;
в) анализ стратегии удовлетворения потребителей (жалобы, запросы);
г) SWOT-анализ (по каждому ключевому сегменту, на котором работает компания).
III. Формулировка стратегии.
7) определение экономических и коммуникативных целей (которые должны вытекать из общих целей компании);
8) принятие стратегических решений, определяющих способы достижения поставленных целей на уровне предприятия и на уровне отдельных продуктов и рынков;
9) разработка планов маркетинговых мероприятий по различным сегментам потребителей и по всему комплексу маркетинга с конкретным указанием сроков, исполнителей, затрат и результатов.
VII. Распределение ресурсов и мониторинг.
а) расчет общей величины и структуры затрат по общему объему и по отдельным мероприятиям
б) оценка и контроль.