Виды стратегических бизнес - портфелей.
1. Портфель прибыли – характеризуется преобладанием видов бизнеса с низкими темпами роста и высокой нормой прибыли. Набор прибыли, как правило, состоит из таких видов бизнеса, чей рынок находится на высокой стадии развития. Эти виды бизнеса порождают значительную массу прибыли, и если ее не использовать для реинвестиций, то могут возникнуть проблемы тогда, когда начнется падение объемов реализации.
2. Портфель роста – характеризуется преобладанием видов бизнеса с высокими темпами роста и умеренной нормой прибыли. Набор роста может включать много видов бизнеса, чей рынок находится на ранних стадиях своего жизненного цикла. В надежде на достижение успеха и извлечение большой массы прибыли в будущем в такие виды бизнеса будут делаться значительные инвестиции. Это может привести к кpатковpеменным проблемам с денежной наличностью.
3. Сбалансированный портфель – характеризуется равномерным распределением бизнесов в портфеле, между создающими прибыль, и растущими. В уравновешенном наборе компании содержится пpопоpциональное количество видов бизнеса, оpиентиpованных на “молодые” и “зрелые” рынки.
Корпорации могут стремиться к достижению одного “идеального” набора из трех. Цели, задачи и требуемые pесуpсы для каждого из них различны и это может привести к различному развитию сценария в будущем.
Вопрос 20. Концепция жизненного цикла товара и ее использование как средства маркетингового стратегического планирования.
1. Стадия внедрения – низкий темп объема продаж.
Причины:
· Неопределенность в технологии;
· Посредники (с большой неохотой берущиеся за распределение товара, который еще не привлек основную массу потребителей);
· Конкуренция (ее отсутствие на стадии внедрения, но может быть со стороны товаров-субститутов);
· Потенциальные покупатели.
Внутренние факторы:
ü Отрицательные денежные потоки (компания несет убытки);
ü Большие маркетинговые расходы;
ü Высокие производственные издержки и затраты на исследования.
Длительность стадии внедрения зависит от восприимчивости покупателя (как быстро они воспримут товар), которая зависит от следующих факторов:
Ø Существенность выгод, обеспечиваемая новым товаром;
Ø Наличие или отсутствие затрат на адаптацию новинки, которые должен понести покупатель;
Ø Возможность апробации нового товара;
Ø Конкурентное давление на решение клиента принять новинку.
Главная стратегическая цель компании состоит в создании первичного спроса.
Для этого необходимо:
v Обеспечение осведомленности о существовании товара;
v Информирование рынка о преимуществах нового товара;
v Стимулирование потенциальных покупателей к пробной покупке;
v Формирование каналов текущего и будущего распределения.
Маркетинговая программа имеет следующие характеристики:
§ Единственная основная версия товара;
§ Система эксклюзивного увеличения или селективного сбыта;
§ Формирование низкой чувствительности к цене;
§ Информативная коммуникативная программа.
2. Стадия роста – увеличение объема продаж.
Причины:
ü Первые удовлетворенные покупатели делают свои рекомендации => увеличение охвата рынка;
ü Увеличение количества посредников, расширение дистрибьюции;
ü Появление новых конкурентов из-за распространения технологий => спрос является предельно эластичным;
ü Увеличение объема ведет к уменьшению производственных издержек (эффект масштаба производства) => позволяет снизить цену => еще больше захватить рынок.
В результате маркетинга затраты распределяются по быстро растущему объему продаж, а денежные потоки становятся положительными.
Стратегические цели компании:
Ø Увеличение общего размера рынка;
Ø Максимизация охвата рынка;
Ø Создание позитивного имиджа торговой марки;
Ø Создание лояльности в торговой марке.
Маркетинговая программа:
· Стратегия интенсивного сбыта, снижение цены для проникновения на рынок;
· Стратегия совершенствования товара и добавления новых функций;
· Стратегия коммуникации, направленная на формирование имиджа.
3. Стратегия зрелости – это переходная стадия, когда темпы роста начинают снижаться, но они выше рыночных.
Целевая группа – покупатели.
Изменение конкуренции и экономической среды:
- Спрос повышается медленно, целевую группу составляет рыночное большинство;
- Цены снижаются, слабейшие конкуренты уходят с рынка;
- Сама конкуренция становится более интенсивной.
Стратегические цели:
ü Сегментация рынка и поиск приоритетных целевых сегментов;
ü Максимизация доли рынка в целевых сегментах;
ü Четкое позиционирование торговой марки в сознании потребителей;
ü Создание и поддержание лояльности в торговой марке.
Маркетинговая программа:
v Дифференциация товара (создание неких отличительных особенностей);
v Расширение сбыта, с помощью которого компания оказывается максимально представленной на рынке;
v Ценообразование, основанное на отличительных характеристиках бренда;
v Реклама для того чтобы рынок ознакомился с заявленной позицией компании.
4. Стадия насыщения – темпы роста первичного спроса снижаются и становятся равны валовому.
Характерна для большинства продуктов:
Стабилизация спроса обусловлена следующими факторами:
v Уровень охвата и проникновения на рынок очень высоки и больше увеличиваться не может;
v Сбытовой охват рынка интенсивен и больше усиливаться не может;
v Технология стабилизировалась и можно ожидать лишь не значительных модификаций товара;
v Рынок сильно сегментирован, на рынке доминирует несколько ведущих конкурентов.
Приоритетная стратегическая цель – сохранить и, по возможности, расширить долю рынка, а также приобрести устойчивое конкурентное преимущество перед другими компаниями.
Маркетинговая программа:
Ø Дифференцирование товара;
Ø Возврат к селективному сбыту;
Ø Формы неценовой конкуренции;
Ø Коммуникация позиций торговой марки.
5. Стадия спада - уменьшение объемов продаж, т.е. снижение спроса.
Причины:
- На рынке появляются новые технологически более совершенные товары, они вытесняют старые;
- Изменяются потребительские привычки, вкусы, следовательно, идет устаревание товара.
Стратегические цели:
ü Быстрый или избирательный уход с рынка;
ü Специализация на определенных потребителях;
ü Замедление сокращения рынка.
Маркетинговая программа:
- ограничения ассортимента товара;
- высокоселективный сбыт;
- высокие цены;
- коммуникации направлены на лояльных потребителей.