Цели организации и их классификация
Цели используют для обозначения конечных результатов, характера и уровня притязаний, а также в качестве критерия для оценки возможных успехов в реализации той или иной стратегии. Цели должны быть реальными и достижимыми, конкретными и измеримыми, взаимно поддерживающими, логически построенными и мотивированными. Долгосрочные стратегические цели (сроком до 5 лет) должны включать в себя среднесрочные тактические цели (сроком на год), а те в свою очередь - краткосрочные оперативные цели ( сроком на месяц, квартал).
Цели должны включать: содержание (что я хочу достичь?), объём (сколько я хочу достичь?) и время (когда я хочу достичь?) и отражать тот уровень, на который необходимо вывести деятельность предприятия по обслуживанию потребителей. Цели должны стоить того, чтобы к ним стремиться. Поэтому, повышение по службе необходимо увязыватьс достижением целей.
Чтобы достичь успеха, руководство должно чётко сформулировать целевую установку для фирмы и её подразделений в соответствии с деятельностью и потенциалом предприятия, а также создать условия для того, чтобы сотрудники знали цели и прониклись ими. Цель - результат анализа альтернатив. Поэтому необходимо проверять, есть ли альтернатива вашим целям и мероприятиям, реализуемым сегодня. Для правильного выбора стратегической линии, позволяющей эффективно использовать потенциал и концентрировать усилия на ключевых проблемах, надо иметь в виду вопрос: какая проблема и для какой целевой группы будет нами решаться лучше, чем конкурентами?
Анализ целей, устанавливаемых по направлениям деятельности организации
Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации.
Наиболее распространенные направления, по которым в деловых организациях устанавливаются цели:
- область прибыльности (величина прибыли, уровень рентабельности, доход на акцию предприятия)
- область положения на рынке (доля рынка), объем продаж, доля рынка относительно конкурентов, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж
- область производительности (издержки на единицу продукции) материалоёмкость, фондоотдача, трудоёмкость.
- Область финансовых ресурсов, структура капитала, поток денежной наличности
- Область мощностей организации, размер используемых мощностей, количество единиц техники
- НИОКР, % величина затрат на выполнение проекта в области научно-исследовательских работ, сроки введения в действие нового оборудования, сроки выведения нового продукта на рынок и др.
- Область работы с покупателями (объем обслуживания клиентов)
- Область персонала (текучка кадров), увеличение квалификации работников
- Оказание помощи обществу (объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций)
Естественно, что при установлении целей очень трудно свести воедино разнонаправленные интересы субъектов влияния. Собственники ожидают, что организация обеспечит высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций и безопасность для вложенных капиталов. Сотрудники желают, чтобы организация платила им высокую заработную плату, давала интересную и безопасную работу, обеспечивала условия для роста и развития, осуществляла хорошее социальное обеспечение и т.п. Для покупателей организация должна предоставлять продукт по подходящей цене, соответствующего качества, с хорошим обслуживанием и другими гарантиями. Общество требует от организации, чтобы она не наносила ущерба окружающей среде, помогала населению и т.п. Все это должны учитывать менеджеры и составлять цели таким образом, чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные интересы субъектов влияния.
Требования к целям
Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
Во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельные возможности исполнителей.
Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.
В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо же можно было бы каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута.
В-четвертых, цели должны быть конкретными, обладающими необходимыми характеристиками для того, чтобы можно было однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться движение организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен ее достигать. Чем более конкретна цель, тем легче выработать стратегию ее достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать ее, а следовательно, знать, что их ожидает впереди.
В-пятых, цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели — долгосрочным. Но иерархическая совместимость — не единственное направление установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также всегда важно помнить, что совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.
В-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджмент тем не менее должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.
В организации, имеющей несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющих собой декомпозицию целей более высокого уровня, целей более низкого уровня.