Современная концепция маркетинга.
Существует несколько основных концепций, руководствуясь которыми компании ведут маркетинговую деятельность: концепции совершенствования товара и производства, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция чистого маркетинга, социально-этичный маркетинг, а также концепции международного маркетинга. Концепция маркетинга включает в себя комплекс следующих понятий: - что надо продавать, то есть производить то, что можно продать; - где продавать, иными словами, определение рынка сбыта продукции; - каким путем продавать - непосредственно потребителю или через оптовую и розничную торговлю (в последнем случае - поставлять всем магазинам или в зависимости от их уровня, то есть выборочно в отличие от интенсивного способа сбыта) ; -определение потенциальных покупателей, иначе говоря, не нацеленный сбыт, когда продукция адресована всем потенциальным покупателям, или нацеленный сбыт, то есть ограничение круга покупателей в зависимости от их индивидуальных запросов или платежеспособного спроса (косметические товары: для женщин или для мужчин, для молодежи или для людей среднего возраста, на каждый день или для торжественных случаев и так далее) .
4. Маркетинговые исследования, их содержание и методы проведения.
Маркетинговые исследования это систематизированный сбор, накопление и анализ информации о состоянии рынка, его участников или отдельных сегментов, а также их изменении. Сбору подлежат данные, которые могут повлиять на положение фирмы или ее продукции. Маркетинговые исследования подразделяются на два вида:
Кабинетные - в основе лежит анализ вторичных данных, которые получаются из различных источников - справочников, публикаций и т. п. Они необходимы для получения общей информации о рыночных тенденциях или действиях конкурентов.
Полевые –получение первичной информации от потребителей о состоянии спроса на ту или иную продукцию. В свою очередь такие исследования могут разделяться на:
-качественные (данные, которые определяют мотивы того или иного поведения потребителей, т. е. по какой причине приобретается определенный продукт);
-количественные (получаются достоверные данные, которые показывают количественную оценку различных мнений по поводу различной продукции – т. е., что пользуется большим спросом, а что нет).Маркетинговые исследования проводятся в несколько этапов, следующих друг за другом:
Разработка программы:Определение основных проблем(цели, задачи и решение возможных проблем); определение системных показателей(абсолютные и относительные)(они необходимы для измерения или сравнения характеристик объектов исследования).Различными методами осуществляется сбор данных: эксперимент, наблюдение, интервьюирование, телефонные опросы, анкетирование. Собранные материалы обрабатываются и анализируется. При этом можно определить, какой продукт, и по каким причинам пользуется наибольшим спросом.
Оформление отчета: По итогам проведенного исследования составляется подробный отчет, в котором указывается не только систематизированные данные, но и общие выводы, а также различные рекомендации относительного какого-либо продукта.
Маркетинговая среда.
Маркетинговая среда - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда - все, что оказывает влияние на деятельность фирмы.Объектом исследования являются тенденции маркетинговой среды, развитие и изменение ее факторов.маркетинговую среду маркетинга можно разделить на 2 части: внешняя среда маркетинга и внутренняя.
Внешнюю среду организации разделяют на макросреду и микросреду. Макросреда касается всей ситуации в бизнес – среде города (страны, региона), ее характерные особенности влияют на деятельность всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и специфики продукции, предлагаемой на рынке и микросреды. Внешняя маркетинговая среда отличается значительной подвижностью и, как правило, неподвластна активному воздействию со стороны отдельной фирмы.
Микросреда характеризует параметры и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес. К микросреде относятся силы, действующие в сфере, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов:сама организация;маркетинговые посредники;конкуренты;покупатели;поставщики;широкая общественность.
Основные элементы внутренней маркетинговой среды организации: кадровый потенциал организации;организационно-управленческие возможности организации;проектно-конструкторский потенциал организации;производственные возможности организации;сбытовой потенциал организации;материальные и финансовые возможности организации.