Лекция 1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА

МИХАЛЕВА Е.П.

к.т.н., профессор

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«МАРКЕТИНГ»

Направление подготовки: 080100 «Экономика»

Профиль подготовки: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика»

Квалификация (степень) выпускника – 62 бакалавр

Форма обучения – очная

Тула 2012

Рассмотрено на заседании кафедры ФиМ

Протокол № __ от _________________ 2012 г.

Зав. кафедрой ФиМ ________________Е.А. Федорова

Содержание

Лекция 1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА.. 6

1.1 Эволюция концепции маркетинга. Современные концепции маркетинга. 6

1.2 Сущность, содержание и инструментарий маркетинга. 7

1.3 Принципы и функции маркетинга. 9

1.4 Цели маркетинга. Методологические основы и методы маркетинга. 10

1.5. Виды и объекты маркетинга. 12

1.6. Информационное обеспечение маркетинга на базе мировых информационных ресурсов. 14

Лекция 2. ТОВАР И ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА В МАРКЕТИНГЕ. 16

2.1 Товар в маркетинговой деятельности. Товар рыночной новизны.. 16

2.2 Потребительская ценность товара и изучение потребителя. 18

2.3 Качество и конкурентоспособность товара. 19

2.4 Жизненный цикл товара. Стратегия маркетинга на различных этапах жизненного цикла товара. 21

2.5 Пути реализации товарной политики. 24

2.6 Разработка и реализация концепции новой продукции. 25

лекция 3. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ МЕТОДАМИ МАРКЕТИНГА.. 27

3.1 Комплекс маркетинга. Исследование рынка. 27

3.2 Сегментация рынка. 29

3.3. Позиционирование товара на рынке. 33

3.4. Дифференциация и стандартизация товара на рынке. 34

3.5. Емкость рынка, факторы формирования и развития рынка. 35

3.6. Конъюнктура рынка, показатели конъюнктуры.. 37

3.7. Методика проведения маркетингового исследования. 41

Лекция 4. Ценовая политика и ценообразование В МАРКЕТИНГЕ 43

4.1 Цена как важнейший конъюнктурообразующий фактор. 43

4.2 Этапы разработки ценовой политики в маркетинге. 44

4.3 Виды цен в маркетинге. 45

4.4 Методы ценовой политики в маркетинге. 47

4.5. Виды скидок с цен в маркетинге. 50

Лекция 5. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В МАРКЕТИНГЕ. 50

5.1 Цели, задачи и правила коммуникационной политики. 50

5.2 Формирование спроса (мероприятия ФОС) 51

5.3 Реклама как составная часть маркетинговой деятельности. 56

5.4 Стимулирование сбыта (мероприятия СТИС) 56

5.5 Мероприятия «паблик рилейшнз». 58

5.6 Планирование и контроль мероприятий ФОССТИС.. 59

Лекция 6. ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТОВОЙ СЕТИ И СИСТЕМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В МАРКЕТИНГЕ. 61

6.1 Сущность сбытовой сети. Система товародвижения. в маркетинге. 61

6.2 Формирование каналов распределения. 62

6.3 Организация продажи товаров. 64

6.4 Прямой маркетинг. 66

6.5. Система товародвижения в маркетинге. 67

ЛЕКЦИЯ 7. Стратегии маркетинга и критерии ее выбора.. 69

7.1 Общая характеристика стратегий маркетинга. 69

7.2 Методологический подход к разработке маркетинговой стратегии. 70

7.3 Виды стратегий маркетинга и их характеристика. 71

7.4. Формирование рыночной стратегии предприятия. 74

ЛЕКЦИЯ 8. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСА.. 75

8.1. Сервис как подсистема маркетинговой деятельности предприятия. 75

8.2 Организация сервисной службы.. 76

8.3 Стандарты обслуживания в обеспечении высококачественного сервиса. 77

Лекция 9. ПЛАНИРОВАНИЕ, ФИНАНСЫ И КОНТРОЛЬ В МАРКЕТИНГЕ 79

9.1 Планирование в системе маркетинга. 79

9.2 Контроль и контроллинг в системе маркетинга. 82

9.3 Определение затрат на маркетинг. 84

9.4. Организация маркетинговой деятельности на предприятии. 86

ЛЕКЦИЯ 10. Организация деятельности предприятия на внешнем рынке. 89

10.1. Задачи и особенности международного маркетинга. 89

10.2 Методика проведения маркетингового исследования и инструментарий международного маркетинга. 90

10.3. Специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках. 91

Список литературы.. 93

Лекция 1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА

Виды и объекты маркетинга

Маркетинг означает концепцию управления фирмой или предприятием исходя из условий развития рынка, формирования экономической конъюнктуры и требований потребителей.

В зависимости от сферы и объекта применения различают следующие виды маркетинга:

- внутренний маркетинг связан с вопросамиреализации товаров и услуг в рамках одной страны и ограничен ее национальными границами;

- экспортный маркетинг связан с усложнением функций и задач в области маркетинговой деятельности фирмы, так как предполагает дополнительные исследования новых заграничных рынков сбыта, создание зарубежных сбытовых служб и т.д.;

- импортный маркетинг не связан с технологией продвижения товаров на рынок, организацией успешных продаж, эффективного сбыта, предполагает особую форму исследований рынка для обеспечения высокоэффективных закупок;

- научно-технический маркетинг касается специфики продаж и закупки результатов научно-технической деятельности: патентов и лицензий, и связан с подготовкой лицензионных и патентных материалов для продажи, с задачами изучения направлении НТП, патентного права соответствующих стран и т.д.;

- маркетинг прямых инвестиций включает вопросы изучения условий зарубежной инвестиционной деятельности, более глубокий и всесторонний анализ возможностей работы нового предприятия и его сбытовой активности, а также специфики организации продаж на внешнем рынке с предприятия;

- маркетинг по видам товаров и услуг, или потоварный маркетинг, исследует мельчайшие детали и особенности организации эффективных продаж и обеспечения прибыльности предпринимательской деятельности различного профиля предприятий в зависимости от особенностей выпускаемой продукции, осуществляемых видов работ или предоставляемых клиентам услуг;

- маркетинг в некоммерческой сфере деятельности, или маркетинг некоммерческих организаций, главным образом связан с задачами создания положительного общественного мнения в отношении конкретной организации или отдельного лица.

Субъекты маркетинга:

- потребитель

- производитель

- посредники

- маркетологи

Объекты маркетинга:

- макросреда

- внутренняя среда

- микросреда

- товар

- цена

- место на рынке

- коммуникации.

Новизны

Сердцевиной деятельности любого предприятия является товар - сложное социально- экономическое понятие рыночной экономики.

ТОВАР - изделие, которое характеризуется тремя основными особенностями:

- предназначается для удовлетворения определенных потребностей;

- производится некоторым производителем для продажи;

- приобретается потребителем посредством покупки по свободной рыночной цене;

Итак, первооснова эффективности рыночной экономики и БАЗИС маркетинга - удовлетворение потребностей потребителей. Не случайно маркетологи всего мира считают крылатой фразу неизвестного автора: "Бизнес появился, чтобы давать счастье ( удовлетворение ), а не копить миллионы".

Маркетинг должен начинаться с выяснения следующих вопросов:

- Кто конечный потребитель и какие нужды и потребности при этом удовлетворяются?

- Кто конкретный покупатель и за счет чьих средств осуществляется покупка?

- Кто принимает решение о покупке?

- Кто и как влияет на выработку и принятие решения о покупке?

РАЗЛИЧИЕ между покупателем и потребителем:

- покупателем может быть тот, кто способен платить;

- потребителем может быть каждый.

Факторы динамизации потребностей:

Личные потребности Производственные потребности
1. Возраст 2. Семейное положение 3. Состояние здоровья 4. Уровень доходов 5. Социальный статус 6. Изменение образа жизни человека 7. Изменение условий окружающей социально-экономической среды 8. Мода 1. Изменение масштабов предприятия 2. Изменение доходности предприятия 3. Диверсификация предприятия 4. Изменение ситуации с рабочей силой 5. Изменение энергетической ситуации предприятия 6. Изменение ситуации с сырьем 7. Изменение «внешней среды»
Законодательные изменения
Научно-технический прогресс

Наиболее выгодным для предприятия является реализация товара рыночной новизны, способного удовлетворить:

- совершенно новую потребность;

- совершенно обычную потребность более качественным товаром.

Существуют следующие ВИДЫ ОБНОВЛЕНИЯ продукции:

-улучшение качественных показателей;

-повышение технико-экономических или эксплуатационных свойств;

-создание больших удобств для потребителя;

-изменение внешнего вида.

Сегментация рынка

Идея сегментации рынка впервые предложена Уэнделлом Смитом в 1956 г. Подчеркивая значение сегментации для практической деятельности на рынке, маркетологи утверждают, что грамотная конкурентная борьба начинается с КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ сегментации рынка.

СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА - разделение потребителей с их многочисленными и сложными потребностями на узкие, однородные по характеристикам требований группы.

ЦЕЛЬ анализа при сегментации - выявление ниши, разработка и последующее сосредоточение на ней в борьбе с конкурентами.

Для определения сегментов используются КРИТЕРИИ:

Рациональность выделения сегмента оценивается с помощью ФАКТОРОВ:

ДОСТОИНСТВА и НЕДОСТАТКИ сегментации:

Преимущества Недостатки
1. Создание новых изделий, соответствующих запросам рынка 2. Определение эффективных стратегий стимулирования сбыта 3. Оценка конкуренции на рынке 4. Объективная оценка имеющихся стратегий маркетинга 1. Выводы относительно сегментации рынка характеризуют только среднестатистическую тенденцию поведения потребителей 2. Разнообразие «жизненного стиля» потребителей с 1980 г. затрудняет проведение сегментации на многих рынках 3. Сегментация не позволяет решить проблем, связанных с недостаточно внимательным отношением к другим элементам маркетинга. Даже точнейший вариант сегментации не имеет ценности, если в организации не разработаны стратегии формирования ассортимента, стимулирования сбыта, ценообразования, товародвижения

ВИДЫ сегментации рынка:

Название Характеристика
1.Макросегментация Деление рынков по странам, регионам  
2.Микросегментация Определение групп потребителей в рамках одной страны
3.Сегментация вглубь Маркетолог начинает сегментацию с широкой группы потребителей, а затем сужает ее
4.Сегментация вширь Маркетолог начинает сегментацию с узкой группы потребителей, а затем расширяет ее
5.Предварительная Определяет начало маркетинговых исследований и охватывает большое число возможных рыночных сегментов, предназначенных для изучения
6.Окончательная Определяет оптимальные сегменты рынка  

Наиболее ОПТИМАЛЬНЫМ принято считать сегмент, где присутствует около 20 % покупателей данного рынка, приобретающих примерно 80 % товара, предлагаемого данной фирмой.

ПРАВИЛА СЕГМЕНТАЦИИ для товаров индивидуального потребления (ТИП):

 
 

ПРАВИЛА СЕГМЕНТАЦИИ для товаров производственного назначения (ТПН):

Существуют следующие СТРАТЕГИИ сегментации рынка:

Название Характеристика Черты Использование
Унифици-рованная Собственно сегментация фактически не проводится 1. Отсутствие характерных признаков продавца товара 2. Однородность рекламы 3. Отсутствие предпочтения со стороны потребителей определенного вида товаров Эффективна для не имеющих отличительного признака товаров. Но есть примеры модификации таких товаров
Диффере-нциро-ванная Различные продукты и (или) программы маркетинга разрабатываются для каждого сегмента рынка 1. Дифференцирован­ные продукты и способы 2. Более высокая степень предпочтения покупки определенных сортов товара 3. Более высокая стоимость производства товаров Например, мороженое, выпускаемое для 3 сегментов: оптовая продажа (ящики), продажа с автоматов, продажа на улицах с лотков и из киосков
Концент-рирован-ная Усилия сосредоточены на одном или нескольких наиболее выгодных сегментах рынка 1. Высокий потенциал рынка 2. Особый престиж товара 3. Возможности обеспечения высокой рентабельности 4. Высокая степень риска Эффективна для узкоспециализирован-ных издателей
Атомиза-ция Рынок разбивается на мельчайшие единицы, вплоть до индивидуально-го потребителя     _ Эффективна для производителей дорогостоящего и специализированного оборудования

УСЛОВИЯ, позволяющие считать сегментацию УСПЕШНОЙ:

à четкость очертания сегментов;

à доступность для сбора рыночной информации;

à наличие методологии измерения и аналитико-информацион­ной работы;

à достаточная потенциальная доходность сегмента;

à доступность использования в сегменте эффективных методов сбыта, включая его стимулирование.

Виды цен в маркетинге

В системе маркетинга используются следующие ВИДЫ цен:

Название Цены Характеристика
1. Базисная Используется для определения качества товара и служит исходной базой для определения цены фактически поставленного товара, когда его свойства отличаются от оговоренных в контракте, согласованных между продавцом и покупателем
2. Фактурная Определяется условиями поставки, обусловленными в контракте. Является ценой купли-продажи
3. Мировая Согласуется с видом товара и определяется: 1) уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров (обычно для сырьевых товаров); 2) ценами бирж, аукционов; 3) ценами товаров ведущих фирм-специалистов в выпуске данного товара
4. Монополь­ная Устанавливается монополиями намного выше цены производства
5. Демпинговая Цена на товар более низкая, чем на внутреннем или мировом рынках
6. Номиналь­ная Публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках
7. Оптовая Осуществляется поставка товара крупными партиями при продаже торговым и промышленным предприятиям
8. Предложения Указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок
9. Производства Издержки производства + средняя прибыль на весь авансированный капитал
10. Спроса Цена, складывающаяся на рынке покупателя
11. Рознич­ная Издержки производства и обращения товаров + прибыль производственных и сбытовых организаций + налог с оборота (не всегда устанавливается); по этой цене продажа ведется отдельными покупателями очень малыми партиями (1-3 шт.)
12. Рыночная Купля-продажа на данном рынке зависит от соотношения спроса и предложения
13. Скользящая Устанавливается договором в зависимости от некоторых условий (инфляции, биржевой котировки и т.п.)
14. Справочная Отражает уровень фактически заключенных сделок за некоторый прошлый период и используется в переговорах для установления исходной цены; обычно применяется при постоянной продаже небольших партий товаров (при больших партиях используют скидки к справочной цене)
15. Твердая Устанавливается в договоре купли-продажи и изменению не подлежит
16. Аукционная Продажная цена товара, реализуемого на аукционе. В ее основе - рыночная цена, однако цена аукционная может значительно отличаться от рыночной, т.к. она отражает конъюнктуру локальных рынков уникальных и редких видов товаров и во многом зависит от мастерства аукциониста
17. Государственная Цена, устанавливаемая государством
18. Коммерческая Свободная (рыночная) цена, применяемая на товары, которые свободно продаются при наличии фиксированных государственных цен на такие же товары, распределяемые в централизованном порядке
19. Регулиру­емая Цена, которая может отклоняться от базового уровня по правилам, устанавливаемым государством
20. Стандар­т­ная Цена, устанавливаемая на длительный период времени. Вместо ее пересмотра при увеличении изделия обычно уменьшают размер упаковки, вес товара
21. Меняющаяся Предприятие специально меняет цену - это реакция на изменения издержек и спроса
22. Единая Цена, единая для всех потребителей, желающих приобрести товар. Используется для укрепления доверия покупателей
23. Гибкая Цена, изменяющаяся в зависимости от способности потребителей торговаться (или от их покупательной способности)

Планирование и контроль мероприятий ФОССТИС

Деятельность ФОССТИС относят обычно к непроизводственным расходам, а поэтому стремятся ограничить ее финансирование. Однако существует некоторый минимум расходов на ФОССТИС, ниже которого спускаться нецелесообразно, ибо результаты деятельности будут несущественны и даже нулевые.

Для предприятия, не имеющего опыта работы на внешнем рынке, при введении своего товара целесообразно использовать метод «следования за лидером». Для этого выбирают фирму, продающую товар, получают данные о ее затратах на ФОССТИС, о годовом объеме сбыта и определяют величину К:

,

где R - расходы на ФОССТИС, руб.;

Vсб - объем сбыта, руб.

Зная величину К и запланированный предприятием объем сбыта, определяют необходимые затраты на ФОССТИС. В связи с тем, что степень конкуренции с выходом на занятый рынок возрастает, необходимо увеличить полученную цифру расходов на 5-10 %.

СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ФОССТИС:

1. Формулируют в письменном виде цель (цели) компании.

2. Определяют цели каждого рекламного послания и мероприятия ФОССТИС, разрабатывают предварительный бюджет компании.

3. Рассматривают каждый рынок в отдельности и устанавливают, в какой информации там нуждаются покупатели и какую информацию обязано довести до них каждое мероприятие ФОССТИС.

4. Выбирают средства ФОССТИС (каналы передачи информации).

5. Определяют частоту объявлений в каждом канале и их продолжительность.

6. Оценивают, как ФОССТИС повлияет на объем производства, транспортировки и сбыта товара.

7. Формулируют центральную идею компании ФОССТИС.

8. Формулируют конкретные рекламные и иные произведения, которые необходимо передать в виде оригиналов в редакцию.

9. Проводят оценку качества (ожидаемой эффективности) средств ФОССТИС и вносят поправки по результатам такого теста.

10.Принимают решение о начале компании в соответствии с разработанным планом-графиком.

11.Окончательно утверждают разработанный на первой стадии подготовки бюджет компании.

12.Если выясняется, что денег не хватает, располагают цели компании по степени значимости, убирают их, начиная с самых маловажных, пока не войдут в рамки бюджета.

13.После проведения компании оценивают ее конечную эффективность.

В маркетинге

СБЫТ - ключевое звено маркетинга и финиш во всей деятельности предприятия по созданию, производству и доведению товара до потребителя.

В понятие сбыта включаются факторы: транспортировка, складирование, хранение, доработка, продвижение к розничным и оптовым торговым звеньям, предпродажная подготовка, собственно продажа.

ПРИЧИНЫ, определяющие роль сбытовой сети в рыночной экономике:

Причина Характеристика
1.Необходи-мость Эпоха товаров, когда не обойтись без приближения к покупателю, специальных сбытовых сетей и точек, хотя, если речь идет об уникальной производственной линии и изготовлении по индивидуальному заказу костюма, можно обойтись без специальной сбытовой сети
2.Борьба за деньги потребителя Жизнь в условиях изобилия привела к соблюдению требований потребителя: · хорошее знание товара; · минимальное время на его приобретение; максимум удобств до, во время и после покупки
3.Рационализа-ция производственных процессов Сортировку, фасовку, упаковку и т.д. целесообразно осуществить перед транспортировкой, на складах, в магазинах, в процессе допродажного обслуживания
4.Проблемы эффективности рыночного поведения и развития предприятия Наиболее тесно предприятие соприкасается с потребителем в системе сбыта. Руководить предприятием эффективно - быть постоянно ориентированным на нужды потребителя

СИСТЕМА СБЫТА - комплекс, состоящий из сбытовой сети предприятия и тех каналов сбыта, которые ею пользуются для продажи товаров.

Организация продажи товаров

В системе товародвижения и сбыта особое место принадлежит розничным предприятиям.

Розничная торговля – предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров и услуг конечным потребителям, завершающая канал распределения.

Производители, оптовики могут выступать в качестве розничных продавцов в той части их деятельности, которая связана со сбытом ими товаров или услуг непосредственно конечным потребителям.

Виды розничной торговли

Розничный торговец позиционирует свою торговую точку и выбирает стратегию собственных продаж:

- стратегию дифференциации – предлагается ассортимент товаров, существенно отличающийся от ассортимента других магазинов той же товарной категории;

- стратегию индивидуального обслуживания – торговая точка отличается высоким качеством обслуживания;

- ценовую стратегию – предлагаются те же товары, но по более низким ценам.

Создание максимальных удобств покупателю при приобретении товаров непосредственно в магазине – важнейшая составляющая торговой политики. В последнее время широко используется мерчендайзинг – комплекс работ, планируемых и выполняемых непосредственно на розничном торговом предприятии.

Мерчендайзинг включает в себя:

– развитие активных форм продажи товаров;

– демонстрацию товаров;

– использование упаковки и маркировки товара с исчерпывающей информацией для покупателя;

– гибкое ценообразование;

– внутримагазинную рекламу;

– дополнительные торговые услуги;

– мероприятия по стимулированию спроса.

При организации продаж широко используется франчайзинг – вертикальная договорная маркетинговая система для сбыта товаров, основанная на долгосрочных договорных отношениях, по которым одно предприятие (франчайзер) предоставляет другому (франчайзи) право на ведение торгового бизнеса на некоторой территории при соблюдении установленных правил и под определенной маркой.

Прямой маркетинг

Прямой маркетинг – интерактивная маркетинговая система распределения товаров, использующая различные средства непосредственной связи с потенциальными потребителями с целью совершения сделки.

Преимущества прямого маркетинга:

- коммуникационная избирательность;

- персонификация сообщений;

- установление и развитие стабильных связей;

- значительная экономия времени при покупке товара;

- снижение затрат на содержание торгового персонала;

- использование современных компьютерных сетей.

Прямой маркетинг получает все большее распространение в трех направлениях деятельности.

Формы маркетинга прямых продаж:

- продажа товаров по каталогу;

- почтовая рассылка («директ-мейл»);

- продажа по телефону (телемаркетинг);

- телевизионный маркетинг;

- формирование банка данных о покупателях.

Лекция 9. ПЛАНИРОВАНИЕ, ФИНАНСЫ И КОНТРОЛЬ В МАРКЕТИНГЕ

Планирование в системе маркетинга

Основная задача планирования в М. – уменьшение степени неопределенности и риска в хозяйственной деятельности предприятия. Эффективная реализация всех функций М. невозможна без продуманного планирования, так считают известные маркетологи.

Внутрипроизводственное планирование предполагает необходимость использования следующих основных принципов:

- гибкость и адаптация – своевременное реагирование на изменения внешней среды М.;

- высокий уровень компетенции;

- заниматься планированием должны те, кто будет выполнять эти разработанные планы.

Проявлением плановости при реализации мероприятий М. является разработка и реализация программы М.

Планирование в М. направленно на решение следующих проблем:

- определение целей – дифференциация товаров с учетом сегментов рынка, освоение новых рынков или товаров и т.д., - основных принципов процесса планирования;

- формирование структуры частных планов и их взаимной связи – увязка планов реализации товаров на отдельных сегментах рынка и т.д.;

- определение характера исходных данных, необходимых для планирования – потребности потребителей, прогноз изменения товарной структуры рынка и т.д.;

- определение общей организации процесса планирования – права и обязанности организационно – структурных подразделений предприятия и т.п.

Для реализации этих вопросов необходимо, прежде всего, определить следующие этапы «предпланирования»:

- установить действительно конкурентоспособный товар;

- выбрать рынок, на котором целесообразно работать с данным товаром;

- установить «сбытовые квоты» каждому отделению предприятия – объемы продаж в натуральном и стоимостном выражениях, выделяя новые, традиционные товары и товары, спрос на которые падает.

Возможными этапами планирования являются:

- установление цен – прейскурантных, скидок и надбавок при определении контрактных цен;

- объем отчислений на М. по отношению к общему объему продаж.

Обычно используется следующая схема планирования:

 
 

При планировании М. необходим стратегический подход, позволяющий определить генеральную программу действий.

Смысл и особенности стратегического планирования заключается в следующем:

- оно сдерживает стремление руководителей к достижению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач;

- большая ориентация на прогноз изменений внешней среды, чем на реагирование уже происшедших изменений;

- установление обоснованных пропорций распределения ресурсов.

Оценка эффективности стратегических позиций предприятия на рынке осуществляется на основе следующих критериев:

- контролируемая предприятием доля рынка;

- возможность полного использования всех ключевых позиций хозяйственной и маркетинговой деятельности – доступ к сырью, кредиту, технические возможности, эффективные каналы сбыта и т.д.;

- общие перспективы развития отрасли – перспективы технико-экономического развития жизненного цикла товаров, возможность «омоложения», уровень конкуренции и т.д.

Блок-схему стратегического планирования предприятия можно представить следующим образом:

 
 

Список литературы

1. Авсянников Н. М. Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики: материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Москва, РУДН, 30-31 октября 2008 года / Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования "Российский ун-т дружбы народов". – М.: РУДН, 2008. – 649 с.

2. Аренков И. А. Маркетинг предприятия: учебник / И. А. Аренков, М. М. Глазов, И. П. Фирова: Санкт-Петербург: РГГМУ, 2011. – 447 с.

3. Бабец Ю. Н. Маркетинг: [учебное пособие] / Ю. Н. Бабец, Е. П. Киселица: Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009. – 178 с.

4. Багиев Г. Л. Маркетинг: учебник / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич; под общ. ред. Г. Л. Багиева: Москва [и др.]: Питер, 2010. – 573 с.

5. Басовский Л. Е. Маркетинг: учебное пособие/ Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская: Москва: ИНФРА-М, 2009. – 420 с.

6. Белоусова С. Н. Маркетинг: учебное пособие/ С. Н. Белоусова : Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с.

7. Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник для студентов вузов / В. И. Беляев Маркетинг: основы теории и практики: Москва: КноРус, 2010. – 676 с.

8. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: / Дж. Бернет, С. Мориарти. – М.: РГБ, 2009. – 256 с.

9. Бородин В. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности (рынки предприятий): учебное пособие / В. А. Бородин, О. П. Бородина, Е. Н. Болховитина. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. – 138 с.

10.Васильев Ю. Н. Маркетинг. Структура комплекса маркетинга: учебное пособие / Ю. Н. Васильев. – СПб: Санкт-Петербургский горный ин-т им. Г. В. Плеханова, 2008. – 80 с.

11.Вуд М.Б. Маркетинговый план : практическое руководство по разработке / М.Б.Вуд; пер. с англ. О.Л. Пелявского; под ред. А.А.Старостиной, В.А.Кравченко.— М.; СПб.; Киев : Вильямс, 2007 .— 352с.

12.Герасименко В. В. Маркетинг: учебник; под ред. В. В. Герасименко: Москва: ИНФРА-М, 2009. – 414 с.

13.Герасимов Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. – М: Форум, 2009. – 333 с.

14.Голова А. Г. Управление продажами и маркетинговыми коммуникациями: курс лекций / А. Г. Голова. – М: изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2008. – 252 с.

15.Горностаева А. Н. Международный маркетинг и брендинг: учебное пособие / Г. В. Бутковская, Ин-т международного бизнеса. – Москва: ГУУ, 2008. – 185 с.

16.Гришина В. Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / под ред. Ю. В. Морозова, В. Т. Гришиной Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Москва: Дашков и Кº, 2010. – 445 с.

17.Данько Т. П. Управление маркетингом: учебник / Т. П. Данько Управление маркетингом: Москва: ИНФРА-М, 2009. – 362 с.

18.Джабраилов Т. Д. Маркетинг и сбыт в условиях рынка: [учебное пособие] / Т. Д. Джабраилов; под общ. ред. А. Н. Ковшова. – М.: изд-во МГОУ, 2008. – 138 с.

19.Евстифеева О. Г. Маркетинг. Задачи, кейсы, тесты: учебное пособие / О. Г. Евстифеева: Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2008. – 131 с.

20.Журавлева Т. А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие / Т. А. Журавлева, В. Н. Литвинов. –Москва: РГУТиС, 2008. – 91 с.

21.Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие / П. С. Завьялов: Москва: ИНФРА-М, 2010. – 495 с.

22.Захаров С. В. Маркетинг: учебник / С. В. Захаров, Б. Ю. Сербиновский, В. И. Павленко: Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 361 с.

23.Золотарев В. Н. Маркетинг: учебное пособие / В. Н. Золотарев, С. А. Баркалов, Н. Ю. Калинина: Воронежский гос. архитектурно-строительный ун-т, 2008. – 185 с.

24.Иванова Е. А. Управление маркетингом: конспект лекций / Е. А. Иванова: Москва: МИИТ, 2008. – 80 с.

25.Ипатова М. Н. Пособие по изучению, закреплению и контролю знаний по курсу маркетинга/ М. Н. Ипатова, В. В. Силаева, С. Н. Гагарина. –Калуга: Изд-во КЦДО, 2008. – 51 с.

26.Комлев Е. Б. Маркетинговый анализ: учебное пособие / Е. Б. Комлев. – М: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2008. – 110 с.

27.Китова О. В. Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование: учебное пособие/ О. В. Китова. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 326 с.

28.Ковалевский В. П. Стратегический маркетинг: учебное пособие / В. П. Ковалевский. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2007. – 149 с.

29.Комаров С. В. Маркетинговые исследования: учебное пособие / С. В. Комаров: Пермь: Изд-во Пермского гос. технического ун-та, 2009. – 145 с.

30.Конев И. П. Маркетинг: [учебное пособие] / И. П. Конев, А. А. Лаптев, Л. П. Силантьева. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2008. – 322 с.

31.Котлер Ф. Основы маркетинга: профессиональное издание / Филип Котлер, Гари Армстронг; [пер. с англ. О. Л. Пелявского и А. В. Назаренко] Основы маркетинга: Москва [и др.]: Вильямс, 2009. – 1067 с.

32.Крылова Г. Д. Маркетинг: теория и практика: [учебник] / Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг: теория и практика: Москва: Магистр, 2009. – 493 с.

33.Миронов В. И. Стратегический маркетинг: учебное пособие / В.И. Миронов. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2011. – 295 с.

34.Михалева Е. П. Маркетинг: конспект лекций/Е.П.Михалева.-М.:Юрайт,2011. – 222с.: ил. – (Хочу все сдать)

35.Музыкант В. Л. Реклама в действии: стратегии продвижения: учебное пособие / В. Л. Музыкант. – М: Эксмо, 2009. – 235 с.

36.Наумова Л. М. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие / Л. М. Наумова, Н. Н. Попова. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 128 с.

37.Огарков А. А. Современный маркетинг: тенденции, проблемы и перспективы: сборник статей / Центр прикладных науч. исслед.: Москва: ООО "Глобус", 2009. – 295 с.

38.Ольшанская О. М. Маркетинг: учебное пособие / О. М. Ольшанская [и др.]. – М: [Российский заочный ин-т текстильной и легкой промышленности"], 2008. – 322 с.

39.Осипов Н. А. Маркетинг: учебно-методический комплекс / Н. А. Осипов. – Архангельск: Ин-т упр., 2009. – 120 с.

40.Пленкина В. В. Маркетинг: практикум: учебно-практическое пособие / В. В. Пленкина [и др.]. – Тюмень: Тюменский гос. нефтегазовый ун-т, 2008. – 117 с.

41.Прошкина Т. П. Маркетинг: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Т. П. Прошкина: Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 314 с.

42.Радина О. И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Маркетинг в сфере услуг: практикум / О. И. Радина, О. Ю. Рудакова, Р. И. Радина. – "Южно-Российский гос. ун-т экономики Шахты (Ростовская область): ЮРГУЭС, 2009. – 335 с.

43.Романов А. А. Маркетинг в структурно-логических схемах: учебное пособие для/ Романов А. А., Басенко В. П., Жуков Б. М.: Москва: Акад. Естествознания, 2009. – 203 с.

44.2. Соловьев Б. А Маркетинг: учебник для вузов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов: Москва: ИНФРА-М, 2010. – 335 с.

45.Тимофеев М. И. Маркетинг: учебное пособие / М.И. Тимофеев Маркетинг : Москва: РИОР, 2009. – 222 с.

46.Титова В. А. Основы маркетинга: учебник / В. А. Титова, М. Е. Цой, О. Л. Лямзин. – Новосибирск: НГТУ, 2008. – 379 с.

47.Трофименко Е. Ю. Основы маркетинга: учебное пособие / Е. Ю. Трофименко: Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 237 с.

48.Чикатуева Л. А. Современный маркетинг: проблемы, перспективы, тенденции (региональный аспект/ Федеральное агентство по образованию, Ростовский гос. экономический ун-т "РИНХ", Фак. коммерции и маркетинга, Фил. в г. Черкес Ростов-на-Дону: [РИНХ], 2008. – 94 с.

49.Цахаев Р. К. Маркетинг: учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева: Москва: Дашков и К, 2009. – 548 с.

50.Шаповалов В. А. Управление маркетингом: учебное пособие для вузов: Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Южно-Российский гос. ун-т экономики и сервиса Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 180 с.

51.Шеремет Д. А. Маркетинговый анализ конкурентных позиций в сегменте рынка и оценка потребительского спроса / Д. А. Шеремет. – Москва: МАКС Пресс, 2008. – 15 с.

МИХАЛЕВА Е.П.

к.т.н., профессор

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«МАРКЕТИНГ»

Направление подготовки: 080100 «Экономика»

Профиль подготовки: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика»

Квалификация (степень) выпускника – 62 бакалавр

Наши рекомендации