Поговорим немного о сущностных особенностях PR.
Несмотря на стремительно растущий интерес к PR, в России это — относительно молодая дисциплина.
Приемы информирования, убеждения и воздействия на общество столь же стары, как само человечество. Ими владели еще полинезийские шаманы, египетские жрецы и библейские пророки.
В России связи с общественностью прошли сложный путь. В первую очередь PR-приемы пришлось осваивать органам государственной власти в поисках ненасильственных средств общественного убеждения.
Символична история появления в России картофеля. Как известно, до XVIII века крестьяне в разных странах отказывались возде-лывать этот заморский овощ. Дурная слава картофеля держалась в народе настолько крепко, что английским крестьянам за выращивание картофеля обещали золотые медали!
В Россию картофель впервые привез Петр I: он выслал из Роттердама мешок клубней Шереметьеву и приказал разослать их по России местным начальникам, вменяя им в обязанность «приглашать русских крестьян разводить». Как начальство на Руси умело «приглашать», хорошо известно! По свидетельствам хроник, разведение «земляного яблока» вызывало народные бунты и мятежи, вынудившие царя отказаться от «картофелизации».
Лишь спустя полвека российское правительство, разглядев в овоще средство борьбы с неурожаями зерновых и голодом, было вынуждено прибегнуть к более гибким, по сути, PR-методам. По протекции Екатерины II в 1765 г. медицинская коллегия составила специальное «Наставление о разведении земляных яблок, называемых поте-тес» — краткую энциклопедию по картофелеводству. Это издание, которое заканчивалось словами о великой пользе «земляных яблок», в количестве 10 000 экземпляров было разослано бесплатно всем губернаторам. Сенат издал специальный указ о поощрении отличившихся в деле картофелеводства хозяев премиями и другими наградами. Появилось специальное руководство по разведению картофеля; кроме того, семена и клубни были разосланы во все губернии и даже в самые отдаленные местности России. Приверженцы «земляного яблока» сочиняли и распространяли стихи, агитирующие за новую культуру.
Постепенно картофель стал практически основным продуктом питания огромной державы.
Кстати, через 240 лет после издания картофельного «Наставления...» компания Lay's учредила специальное событие — День молодой картошки. Цель PR-проекта — превратить чествование сезона картофеля в национальную ежегодную традицию, подобную праздникам молодого вина Божоле во Франции и пива Октобер Фест в Германии или Дню помидора в Испании.
Тысячи подобных приемов и методов позднее вошли в «золотую копилку» PR-технологий. Так закладывались истоки будущей деятельности по гармонизации социальных интересов, в основе которой лежит умение вступать в диалог с общественностью, учитывать ее мнение и убеждать в добрых намерениях.
Появлением феномена PR общество обязано Америке XX века, когда там созрели политические и социально-экономические условия, выросла роль демократии, гражданского общества и общественного мнения. Теория и практика PR эволюционировали от модели, близкой пропагандистской, до зрелой, основанной на адаптации организации к общественным интересам.
Современная концепция связей с общественностью представляет I R как специализированную управленческую деятельность, в основе которой лежат принципы сотрудничества, взаимодействия, согласования интересов.
На наш взгляд, «предметное поле» PR составляют два основных понятия — управление и коммуникации. Управление в PR имеет
особую специфику.
Во-первых, PR использует управление, основанное не на воздействии, а на взаимодействии, механизмом которого является согласование интересов. Основными технологиями служат обеспечивающие двусторонние коммуникации: встречи, дискуссии, собрания, круглые столы и т. д., — или технологии, создающие основу таких коммуникаций — исследования общественного мнения, контент-анализ прессы и др.
Во-вторых, важная особенность PR состоит в том, что эта деятельность осуществляется через специализированные структуры, которые занимают уникальное место посредника между организацией и общественностью. Томаш Барат, глава венгерской компании Medipen Management Consulting, несколько лет назад написал книгу «Переводчик на мосту», предложив особый «эвфемизм» для профессии. Эта роль «переводчика на мосту» свойственна только PR-службам и неприложима ни к другим управленческим механизмам, ни к другой профессиональной деятельности: кадровиков, социологов, психологов и т. д. Именно PR-службам приходится, как заметил американский теоретик Ф. Лесли, «объяснять клиенту потребности его общественности так же хорошо, как общественности потребности самого клиента»1.
Службу PR можно назвать специализированным посредническим
институтом управления.
В-третьих, в процессе PR-взаимодействия субъект и объект нередко меняются местами. Взаимодействие с общественностью оказывает существенное влияние на деятельность организации, а общественность, в свою очередь, получает возможность расширить свои знания, изменить мнение, скорректировать поведение относительно организации: происходят процессы взаимного воздействия друг на друга организации и общественности и их взаимные изменения. В условиях зрелого гражданского общества связи с общественностью основаны на партнерском диалоге между организацией и обществом при доминировании интересов последнего.
В центре PR-деятельности находятся коммуникации. На наш взгляд, это коммуникации особого рода — сознательно планируемые и управляемые, ориентированные на поддержание позитивных отношений между организацией и общественностью.
Объект этих коммуникаций — целевые аудитории, то есть те сегменты общественности, которые обладают ресурсом влияния на компанию. PR-коммуникации ведутся в системе «организация—среда». Их задача — создание и поддержание взаимодействия. Результат — преобразование субъекта и объекта взаимодействия. Область — внутри и вне организации, там, где присутствуют ее интересы. Цель — достижение взаимопонимания, поддержки, согласование интересов.
С позиции подхода к связи с общественностью как к особой деятельности управления с определенным набором «экологичных» приемов и методов мы предлагаем два определения.
Первое принадлежит автору: связи с общественностью — это управление сложным двусторонним взаимодействием организации с общественностью с целью согласования деятельности организации с общественными интересами, а также достижения взаимопонимания и поддержки.
Второе создано на основе консенсуса и компромисса ведущими европейскими теоретиками — Терминологической рабочей группой, которая была сформирована в 1999 г. на Брюссельском заседании Генеральной Ассамблеи CERP (Европейской Конфедерации по связям с общественностью). Эта группа подготовила доклад об определениях PR, используемых в европейских странах, и на этой основе создала новый проект определения, представив его в июне 2000 г. на очередном заседании CERP в г. Майнце. «Связи с общественностью — это сознательная организация коммуникации. СО — одна из функций менеджмента. Их цель — достижение взаимопонимания и установление плодотворных отношений между организацией и ее аудиториями и окружением путем двусторонней коммуникации».
Как отмечал один из первых — точных и глубоких — российских теоретиков PR Г. Л. Тульчинский, «главная особенность PR в том, что это работа не на результат, а на процесс, эффект от нее не непосредственный»'.
Важнейшая сущностная особенность PR заключается в том, что это стратегическая дисциплина. Разумеется, ее акции и программы приносят реальные результаты, но суть PR-деятельности — в постоянных планомерных усилиях по установлению доверительных отношений, расширению влияния, росту репутации, предотвращению конфликтов. Специалист в области PR — стайер, а не спринтер, и его дистанция равна сроку жизни организации.
PR любой организации находится в зависимости как минимум от шести влиятельных факторов. Их нужно постоянно учитывать, приступая к исследованию проблем, планированию работы и анализу результатов.