Понятие «проблемная ситуация». Управленческое решение как средство решения проблем. Место управленческого решения в процессе управления
Проблемная ситуация – это:
1. Предварительная постановка изобретательской задачи. Описание проблемной ситуации обычно содержит ответы на следующие вопросы; в чем состоит главная цель решения задачи; что мешает достижению цели; что нужно для устранения затруднения, мешающего фактора; что даст решение задачи для человека и общества; какова ее актуальность. Проблемная ситуация представляет собой начальную составную часть в постановке изобретательской задачи.
2. Ситуация перед началом поиска решения, когда решение в момент постановки задачи потенциально не известно. Если при постановке задачи (в широком смысле) путь к ее решению и необходимые для этого средства могут быть известны разработчику и остается только реализовать решение, то имеет место лишь узкая задача. Если в момент постановки задачи решение потенциально не известно, то имеет место проблемная ситуация - проблема.
Классификация проблемной ситуации проводится прежде всего по таким основаниям, как уровень описания (эмпирическое, теоретическое, методологическое) и тип деятельности (естественная: человек - система природы, социальная, техническая, познавательная), в рамках которой существуют как потребности, так и средртва их удовлетворения
.
Предварительное описание проблемной ситуации включает два этапа:
1) формирование структуры ситуации, обычно связывающей главное противоречие с порожденными им и связанным с ним др. противоречиями;
2) оценка параметров проблемной ситуации и уточнение среды, окружающей ее.
Основными элементами описания проблемной ситуации являются ответы на вопросы, отражающие: сущность проблемной ситуации (Что? Где? Кто? Почему? С какой целью?); возникновение и развитие проблемной ситуации (Когда?); основные факторы и условия (При каких условиях?); актуальность и срочность решения проблемной ситуации; степень полноты и достоверности информации.
Предварительный анализ проблемной ситуации выполняется с целью установления ее существования (действительная или мнимая проблемная ситуация) и причин ее возникновения. Последнее позволяет вскрыть наиболее существенные факторы, влияющие на решение проблемы.
Анализ истории возникновения проблемной ситуации связан с установлением ее новизны, а прогноз ее развития – с обоснованием необходимости и направления ее решения.
Сравнение с другими проблемными ситуациями (более общими, аналогичными, более частными) наряду с до-уточнением ее основных элементов также дает возможность использовать полностью или частично существующее в практике решение аналогичных проблем. Особенно серьезное внимание следует обращать на анализ возможных нежелательных последствий, чем очень часто пренебрегают на этом этапе.
Окончательное описание проблемной ситуации состоит в определении степени полноты и достоверности информации, ее перегруппировке и адаптации к конкретным условиям. Перевод описания проблемной ситуации с естественного языка на специальный научный язык позволяет достичь однозначности ее понимания, а упрощение структуры описания обычно углубляет ее понимание. Важным элементом описания проблемной ситуации является фиксирование знаний, не известных для рассматриваемого случая.
Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), а в узком смысле - это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.
На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР).
Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:
- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);
- по надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);
- по срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);
- по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);
- по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);
- по производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);
- по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);
- по ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);
- по учету изменения данных (жесткие, гибкие);
- по независимости (автономные, дополняющие друг друга);
- по сложности (простые и сложные);
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать по степени сложности следующим образом (исследования в Германии в 1983г.):
- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);
- инновационные и определяющие решения.
24. Сущность научного подхода к принятию управленческого решения. Социально-политические, организационно-технические и социально-психологические особенности управленческих решений
НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ПРИНЯТИЮ УР. - это совокупность основных способов получения новых знаний об объекте управления и методов решения задач, связанных с принятием и реализацией УР.
Н. подход включает в себя способы исследования управл. ситуаций, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Источником информации является внутренняя и внешняя среда.
ОСОБЕННОСТИ Н. подхода:
1) применение НАУЧНОГО МЕТОДА . Он состоит из 3 этапов:
*наблюдение – сбор и анализ данных.
*формулирование гипотезы –выявление альтернатив и последствия их применения.
*верификация – подтверждение(опровержение) гипотезы принятого решения.
2)Системная ориентация. Применяя Н. метод необходимо помнить, что организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей.
3)Использование моделей- гл. хар-кой модели является упрощение реальной ситуации. Модель помогает руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждению экспертов.
Необходимым условием реализации научного подхода к принятию решений является выполнение 4 ПРИНЦИПОВ:
1.Принцип ОРГАНИЗАЦИОННОГО СООТВЕТСТВИЯ. Организационная структура должна быть приспособлена к бесперебойному осуществлению линейных и функциональных связей, что облегчает процесс принятия решений и контроль за их исполнением.
2. ПОЛИТИКА, Цели, стратегия организации д.б. четко сформулированы, чтобы они позволяли принимать решения общего хар-ра, касающиеся новых видов д-ти, выходящие за пределы сегодняшних потребностей.
3. Должна быть ДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ об изменяющейся обстановке для поддержания эффективных связей между звеньями организации.
4. ГИБКОСТЬ, без которой могут остаться не использованными возможности.