Место решения в процессе управления

Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), а в узком смысле - это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.

На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР). Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:

- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);

- по надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);

- по срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);

- по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);

- по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);

- по производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);

- по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);

- по ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);

- по учету изменения данных (жесткие, гибкие);

- по независимости (автономные, дополняющие друг друга);

- по сложности (простые и сложные);

Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать по степени сложности следующим образом (исследования в Германии в 1983г.):

- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;

- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);

- инновационные и определяющие решения.

Практическое занятие № 4 Решение проблем. Принятие рациональных решений. Успешное делегирование

Проблема - это отклонение от нормы. Решение проблемы фундаментально отличается от принятия решения. Последнее, по существу, - выбор среди альтернатив. При этом требуется ответить на вопрос типа «Какой компьютер я должен купить?» При решении проблемы следует ответить на вопрос другого типа: «Почему мой компьютер не хочет работать?»

Достоинства методики:

- процесс систематизированный и сквозной;

- он обеспечивает наглядность решения проблемы;

- помогает в определенных случаях сделать переход к решению проблемы без детального знания причин возникшей ситуации;

- способствует тестированию ситуации;

- удобен при решении сложных и нечетких проблем.

Недостатки:

- требуются существенные временные и ресурсные затраты;

- необходимо дисциплинированное информационное видение и сопоставление файлов.

Список действий.

1. Определение проблемы.

2. Сбор относящейся к делу информации.

3. Это ключевая стадия, составляющая ответы на вопросы:

- Что такое возникшая проблема?

- Что - не проблема?

- Чем отличается эта проблема от других подобных?

- Что действует на это?

- Что не действует на это?

- В чем отличия того, что не действует?

- Какие задачи решаются проблемой?

- Какие задачи не зависят от проблемы?

- Что отличается в том, что зависит?

4. Идентификация возможных случаев.

Ответы на вопросы:

- Когда проблема впервые возникла?

- Когда это не существовало?

- Что изменилось?

- Какие изменения могут иметь отношение к случившемуся?

5. Идентификация возможных решений.

6. Исследование возможных случаев.

7. Разработка решения.

8. Принятие решения.

9. Мониторинг результатов.

Наши рекомендации