Билет № 5.3. Общесистемная модель объекта управления. Характеристика групп переменных. Управленческое решение с позиций модели. Проблема «выходных» переменных и пути ее решения

Модель поясняет что такое альтернатива и различие альтернатив по результатам и затратам.

Группа Y: Y=(y1,y2,..,ym) - группа выходных параметров или норм. Или фактич. Показатели деятельности

Группа X: X=(x1,x2,..,xn) – входные переменные –(или так называемых управляемых факторов). Факторы, кот.в опред.диапозоне находятся во власти руководителя. В этом диапозоне он м. придать им любое непрерывное или дискретное значение. Каждая позиция – конкретный набор управляемых факторов, задача руководителя – выбрать такой набор , чтобы обеспечить наилучшее значение показателей деятельности (выходных переменных).

Главныя сложность: механизм взаимосвязи входных факторов и выходных показателей точно не известен.

Группа Q: - измеряемые, но неуправляемые факторы. Это факторы влияния внешней и внутренней среды. Мы можем их измерить, но не можем ими управлять.

Группа W: - группа неуправляемых и неизмеряемых факторов. Часто они не могут быть даже уствновлены, но рук-ль понимает, что они оказываут комплексное влияние на организацию.

Наличие факторов Q и W приводит нас к неопределенности принятия решения. По объективным и субъективным причинам инф. Об этих факторах явл. Весьма ограниченной и руководитель вынужден принимать решения в условиях полного отсутствия или ограниченности информации об этих факторах, что существенно влияет на процедуру принятия решений.

Существует 2 основных проблемы, связанные с выходными переменными (показателями деятельности):

1.Противоречивость вызвана наличием показателей эффекта (их значение мы хотим видеть как можно выше) и показателей затрат (их значение мы хотим видеть как можно ниже).

2. Несопостовимость вызвана наличием количественных и качественных показателей и различных единиц измерения количественных.

Для решения этих проблем используется 2 способа: нормирование и шкалирование.

Нормирование.

Заключается в приведении всех показателей к нормированному виду по формулам:

Для показателей эффекта: П0j = (Пj-Пmin)/(Пmax-Пmin)

Для показателей затрат: П0j = (Пmax-Пj)/(Пmax-Пmin)

Пj- значение j-го показателя в натуральном выражении, Пmax,Пmin- макс. И мин. Возможные значения этого показателя, П0j- значение показателей в нормированном виде, кот. Подставляется в дальнейшем в формулы по формированию комплексных показателей.

Все нормированные показатели становятся от 0 до 1 и все их мы хотим видеть как можно выше.

Шкалирование.

Существ. 4 вида шкал. Наиб.применение имеет порядковая (ранговая) шкала. Необх.сформировать шкалу, кот представляет собой набор чисел, идущих как правило по возрастанию. Затем берем объект Oi и ставим ему в соответствие некоторое число х. Если объект Oi лучше объекта Oj, то xi>xj. Ранжирование м.б. строгое и нестрогое. При нестрогом ранжировании 2 разных объекта могут получить одинак. Числа, что будет означать, что они эквивалентны, при строгом это не допускается.

Пример шкалирования кач.показ-лей: шкала от1 до 5, измеряем потреб.удовлетворенность:

1- разочарован,2- ожидания почти не оправданы, 3 -оправданы частично, 4 -оправданы полностью, 5-ожид.превышены.

Пример шкалирования колич.показ-лей: шкала от1 до 5, рассм. Срок доставки прод. Потребителю. Целесообразно разбить диапазон изменения колич. Показателей на интервалы, в зависимости от того, в какой интервыал попадает значение, присвоить ему балл:

1- >20 суток, 2- 10-20 суток, 3- 5-10 суток, 4- 1-5 суток, 5- менее суток.

Интервалы д.б. установлены обоснованно.

Все проблемы показателей оказываются решены. Мы избавляемся от показателей эффекта и затрат, балловую оценку и тех других мы хотим видеть как можно выше. Все колич. И кач. Показатели становятся сопоставимыми.

Наши рекомендации