Анализ и оценка эффективности управления.
Эффективность управления - эффективность действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов:
• потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу;
• средства производства;
• социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации.
Все эти факторы действуют совместно. Таким образом, эффективность управления — один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.
Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:
1) результат управления не всегда заключается в прибыли;
2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат,
3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.
В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов — труда, основных фондов, инвестиций.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться
- количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность). Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.;
- финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные}:
повышение научно-технического уровня управления;
уровень интеграции процессов управления;
• повышение квалификации менеджеров;
• повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
• формирование организационной культуры;
• управляемость системы; удовлетворенность трудом; • завоевание общественного доверия;
• усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления. При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные временные периоды неравнозначны. Затраты на управление. При управлении стремятся к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов. Затраты в организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму).
Обычно затраты подразделяют на:
• материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;
• трудовые затраты (время работы и квалификация работников);
• финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).
Эффективность можно увеличить уменьшением любого из перечисленных ресурсов, и эти пути весьма разнообразны. Используя компьютерную технику, можно уменьшить трудовые ресурсы и более экономно расходовать материальные (например, за счет уменьшения отходов производства путем электронного раскроя материала). Однако для внедрения такой техники финансовые затраты должны быть увеличены. Наиболее важным источником затрат является аппарат управления. Эффективность деятельности менеджеров напрямую довольно сложно измерить, так как между решением и результатом проходит время и множество преобразований. Необоснованные управленческие решения имеют большую разрушительную силу. Они могут подорвать не только организацию, но и социально-экономическую систему (например, градообразующие предприятия и их деятельность).
Решения могут быть неэффективными вследствие неправильно выставленных целей, нехватки ресурсов, плохого выполнения работ и т. д. Итак, эффективность менеджмента обеспечивается за счет деятельности по оптимизации затрат и увеличения результативности по всем направлениям менеджмента:
8. Развитие управления: движение ресурсов, возрастание потенциала.
Развитие управления – это разворачивающийся во времени процесс его перехода из одного состояния в другое, который характеризуется наличием качественных преобразований управления в целом либо же привнесением в управление качественно новых элементов, свойств или характеристик, затрагивающих определяющие построение и функционирование управления начала.
Первый общий принцип развития управления можно сформулировать следующим образом: независимо от конкретного содержания причин, требующих и вызывающих развитие управления, его преобразование должно начинаться с преобразования исходных начал, задающих построение и осуществление управления.
Второй общий принцип развития управления: необходимость и направленность этого развития преимущественно определяются содержанием новых задач, возникающих перед организацией.
Третий общий принцип развития управления состоит в следующем: ограничительным фактором любого преобразования управления являются кадры.
Развитие управления всегда опирается на конкретный потенциал, который является источником и гарантом развития. Для приобретения нового качества, а именно оно и определяет развитие, необходимы ресурсы. Но развитие обусловливается не только наличием ресурсов, но и их распределением, использованием и пополнением. Все это в совокупности и характеризует понятие потенциала управления
Для управления необходимы следующие виды ресурсов:
– человеческие (персонал управления);
– материальные (ведущую роль играет компьютерная техника);
– информационные и финансово-экономические ресурсы.
Эти ресурсы существуют во времени и пространстве, само их существование определяется временем и пространством. Без учета этого фактора невозможно понятие потенциала управления.
Каждый из видов ресурсов имеет жизненный цикл, продолжительность функционирования и возможного использования, каждый из ресурсов имеет определенный вариант размещения в пространстве. Пространство и время сами выступают в качестве ресурса управления, потому что если нет помещения, невозможно иметь компьютерную технику, разместить для работы персонал, если нет времени для обработки определенных объемов информации, сокращаются информационные ресурсы. Здесь возникает проблема экономии времени, поэтому следует экономить время, так как оно – невосполнимый ресурс управления, а не только сфера существования всех остальных ресурсов.
Использование ресурсов управления – это вовлечение их в определенном порядке в процессе управления, и здесь также могут быть приоритеты и стимулы. Это вовлечение определяется функциями управления, их составом и взаимодействием в процессе управления.
Ресурсы расходуются, убывают, уменьшаются в любой деятельности человека, в том числе в процессах управления. Поэтому необходимо пополнение ресурсов. Оно определяется целью управления, структурой ресурсов, объемом или величиной и возможностями пополнения. Но использование ресурсов – это еще не эффективность управления. Эффективность возникает тогда, когда использование ресурсов дает наилучший результат, когда ресурсы и результат управления оказываются соизмеримыми.