Европейская реклама (XIX — I половина XX в.)
Европейская жизнь XIX в. характеризуется революциями и проявлением национального сознания. В Англии политическая жизнь определяется индустриальной революцией, в которой побеждает финансовый капитал, и реклама начинает играть предназначенную ей роль. Она становится инструментом рыночных отношений. Но английская пресса остается разделенной на два лагеря: сторонников рекламы и ее противников. Сторонники коммерческой рекламы отказываются рекламировать романы и театральные пьесы (The Weekly Register, The Examiner). Назначается плата за рекламное объявление - 2 пенса. "Тайме" утраивает свою стоимость при продаже в розницу. Продолжая эту тенденцию, другие газеты постепенно превращаются в "ярмарку рекламных объявлений". Британская пресса отреагировала на все прогрессивные внутриполитические и экономические процессы, происходящие в стране. В 1830 году она по своему уровню и масштабам развития была вне всякой конкуренции.
Во Франции в этот период преобладает политическая пресса. Меры по ее регламентированию все более ужесточаются. Ж. Вейл
(G.Weil) разрабатывает положения, ограничивающие свободу прессы путем введения репрессивных мер: трибунала и следствия. Французское правительство вводит право марки, и ряд запретительных мер в отношении печатных изданий. Однако есть и позитивные изменения. В Париже открывается первая фабрика по производству типографской мастики. Издательская деятельность механизируется. Начинается производство ролевой бумаги для типографской печати.
Между тем цены на газеты остаются высокими, и поэтому они недоступны бедным слоям населения. В связи с этим принимается ряд мер по обеспечению выживаемости печатных изданий: организуются подписные кампании, принимаются меры по снижению себестоимости изданий, реклама рассматривается как средство существования прессы. Марсель Гайо выступает за производство смешанной газеты, где бы соседствовали журналистские материалы и многочисленная реклама. На арену французской рекламы выходят персоналии, которые на многие годы вперед определили перспективы ее развития. Среди них - Эмиль де Жирарден, В 1831 году он издает "Журнал полезных знаний", который имеет большой успех. 16 июня 1836 года выходит в свет первый номер знаменитой "Прессы" Жирардена. Примечательно, что подписная стоимость этого издания - в два раза ниже, чем предыдущих. Ту же политику проводит и его конкурент - Дютак (Dutacq), издатель газеты "Век", которая очень скоро достигает 40-тысячного тиража и распространяется по подписке. Оба эти издания благодаря публикациям в них из номера в номер произведений А. Дюма, Ж, Санд, Э. Сю, О. де Бальзака имеют необыкновенный успех. Это обстоятельство привлекает к ним немалое число рекламодателей. Происходит пересмотр отношения к рекламе, В 1845 году, высказывая свое отношение к рекламе, Э. де Жирарден утверждает, что "для того, чтобы быть полезной для того, кто его создает, и вызывать доверие у тех, для кого оно предназначено, рекламное сообщение должно быть простым, правдивым, не прикрываясь чуждыми ему масками идти всегда прямо, с высоко поднятой головой" (80). Как следствие повышения интереса к рекламе, в том же году было создано 218 бюро рекламных сообщений, открытых для широкой публики.
Появляются новые формы рекламирования. Распространение выставок-ярмарок и салонов было новым явлением для Европы конца XIX в. Ярмарки-выставки - преемники и продолжатели традиции универсальных выставок, история которых восходит к середине XIX в. Это выставки в крупнейших коммерческих центрах: в Лондоне, Париже, Марселе, Лионе.
Первая парижская ярмарка состоялась в 1904году в двух павильонах рынка Тампля. В ней приняли участие 486представителей. Затем она переехала в Большой дворец и позднее проводилась на Марсовом Поле (в период между I и II мировыми войнами). Это были ярмарки товаров и торговых марок.
История салонов начинается в конце XIX в. По сути своей салоны - это специализированные ярмарки-выставки товаров и достижений новых отраслей и секторов экономики (в частности, автомобильной промышленности). Первый салон открылся в 1898году на эспланаде Инвалидов. Как правило, за неделю до открытия салона периодические издания наполнялись рекламой, в том числе рекламой новейших разработок конструкций самих салонов.
Всемирные международные выставки проводятся в разных столицах мира, в том числе и в Париже, начиная с 1851 года.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы
1.Каковы первоначальные историко-культурные формы рекламы? Определите понятие проторекламы и приведите примеры проторекламных форм.
2.Каковы объективные условия развития рекламной деятельности в разные исторические периоды общественной жизни, начиная с античных времен до середины XX века (ретроспективный анализ)? Охарактеризуйте основные характерные черты рекламы каждого из этих периодов.
3.Каким образом издательское дело и журналистика повлияли на становление европейской и американской рекламы?
4.Перечислите факторы, повлиявшие на процесс развития
японской рекламы на начальном этапе ее истории.