Раскройте значение информации для маркетинга и обоснуйте роль маркетинговой информационной системы.

Маркетинговая информация – представляет собой факты, сведения, слухи, оценки, цифры и другие данные, необходимые для деятельности предприятия.

Хорошая информация помогает получить предприятию:

1. Конкурентные преимущества

2. Снизить финансовый риск

3. Анализировать состояние внутренней и внешней среды

4. Определять отношение потребителей к товару

5. Повысить их доверие к товару и предприятию в целом

6. Повышать эффективность деятельности предприятия.

СМИ – совокупность приемов, методов, мер, средств, ресурсов, с помощью которых осуществляется сбор, классификация, анализ, накопление и распространение информации с целью использования ее при принятии маркетинговых решений.

СМИ включает в себя несколько подсистем:

1. Внутренней информации (дает возможность поиска необходимых сведений внутри самого предприятия

Эта система должна быть направлена на полное отражение текущей деятельности предприятия и выдачу сведений, характеризующих его производственные, финансовые, сбытовые, кадровые и др. возможности.

2. Маркетинговая разведка Внешней информации (набор источников, методические приемы, с помощью которых можно получить информацию о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней среде маркетинга)

3. аналитическая подсистамаПоддержки маркетинговых решений (совокупность элементов (модели, аналитические методы, вычислительная техника, программное обеспечение), которые используются предприятием для сбора и преобразования внутренней и внешней информации.)

4. Маркетинговых исследований (предполагает сбор информации по конкретному вопросу собственными силами или с помощью специальных фирм. Чтобы исследования были эффективными они должны носить систематический, а не случайный характер, как правило, из разных источников.)

Раскройте сущность и обоснуйте необходимость проведения маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования – предполагают сбор информации по конкретному вопросу собственными силами или с помощью специальных фирм.

Для того, чтобы исследования были эффективными они должны носить системный, а не случайный характер, как правило из разных источников.

МИ могут быть направлены на изучение:

1. Среды маркетинга

2. Рынка

3. Товаров

4. Конкурентов

5. Потребителей

Схема проведения маркетинговых исследований:

1. Определение проблемы.

2. Анализ вторичной информации

3. Сбор и обработка первичной информации

4. Анализ полученных данных

5. Выработка рекомендаций

6. Использование результатов.

7. Дайте характеристику методов сбора информации.

Для решения некоторых проблем достаточно ограничиться изучением вторичной информации. В таком случае говорят о кабинетном исследовании проблемы (работа с документами). Но иногда ее бывает недостаточно, тогда необходимо воспользоваться первичной информацией, т.е. проводится полевое исследование (внекабинетное исследование).

Полевое исследование предполагает использование следующих методов сбора информации:

1. Опрос

2. Наблюдение

3. Эксперимент

4. Имитация

Назовите основные методы сбора информации и охарактеризуйте опрос как метод сбора первичной информации.

Опрос – метод является наиболее распространенным и используется в 90% случаях. Основан на устном или письменном обращении к потребителю с вопросами, содержание которых представляют проблему исследования.

Если опрос принимает форму свободной беседы, то его называют интервью.

Если вопросы ставят в тесно фиксированной форме, то это – анкетирование.

Классификация опроса:

В зависимости от источника информации:

1.Массовые опросы, опрашиваются различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа, участников опроса называют респондентами.

2.Специализированные (экспертные) – участвуют компетентные лица, профессиональная деятельность которых связана с предметом исследования.

От частоты проведения:

Разовые

2.Повторные,позволяют выявить тенденции изменения запросов и предпочтений.Сюда относятсяпанельные опросы –позволяют получить необходимую информацию с помощью неоднократного опроса, интересующей группы покупателей (семья, предприятие, специалисты, места массового посещения), через равные промежутки времени.

Метод связан со многими практическими проблемами:

- эффект «смертность панели» - отказ от сотрудничества, смена места жительства, физическая смерть).

- «эффект панели» - участники не всегда правдивы, проявляют небрежность в заполнении.

От степени охвата:

1. Сплошные– круг потребителей относительно ограничен (исследования проводятся в отношении посетителей предприятия или его стенда на выставке)

2.Выборочные– опрашивается определенная часть, отобранная специальными научно обоснованными методами (метод фокус-группы, куда входят от 8-до 12 человек, формирование группы идет по принципу гомогенности – по возрасту, виду деятельности, семейному положению).

От присутствия исследователя:

1. Очное – (посещение респондентов на дому, по месту работы, на улице, магазине, транспорте). Возможность получить достоверную информации на месте, возможность пояснить респонденту все непонятные вопросы, возврат анкет сразу и полнота заполнения.

2. Заочное: почтовый опрос –рассылка анкет и получение ответов по почте; или прессовый – печатают в газете или журнале, или прилагаются к товару. Возможность охватить большую аудиторию, отсутствие психологического барьера, отсутствие временных ограничений на заполнение анкеты. Недостатки: длительность сроков получения анкет, неполный возврат анкет (иногда безвозвратных анкет достигает до 90%), сомнения в достоверности информации.

Наши рекомендации