Характеристики туристического рынка. Конъюнктура, емкость рынка, доля рынка.

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. И по данным все той же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн. долл. (данные 1993 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл.

Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.

В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате - туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами.

В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%. Согласно данным всемирной туристической организации, в 1995 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достигло 372 миллиарда долларов (без учёта поступлений от международного транспорта). В целом объёмы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза.

По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее.

По мнению различных аналитиков, в основе развития туризма лежат следующие факторы:

Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объёма деловых поездок и поездок с познавательными целями.

Совершенствования всех видов транспорта удешевило поездки.

Увеличение числа наёмных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.

Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.

Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.

Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.

Значение рынка туризма в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны туризм выполняет ряд важных функций:

1. туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

2.туризм расширяет вклады в платёжный баланс и ВНП страны.

3. туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма.

4.с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

Развитие туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, рынок туризма следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.

Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.

Конъюнктура туристского рынка – это совокупность складывающихся на рынке туристских продуктов в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации. Проще говоря, это ситуация, сложившаяся на туристском рынке на определённый момент времени.

Конъюнктура определяется экономическими показателями, характеризующими состояние туристского рынка: соотношением спроса и предложение, уровнем цен, ёмкостью рынка, платёжеспособными возможностями туристов как потребителей, состоянием туристских продуктов и пр.

Конкуренция на туристском рынке – это состязательность, соревновательность между его участниками за лучшие условия производства, купли и продажи туристских продуктов (услуг).

Конкуренция среди туроператоров, турагентов, исполнителей туристских услуг (продавцов), которые хотят продать свой продукт дороже, ведёт к тому, что побеждают в ней те, кто сбывают турпродукты дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос и в результате продать больше.

Конкуренция среди туристов (покупателей туристских продуктов), которые стремятся купить продукт дешевле, ведёт к тому, что в ней побеждают те, кто предлагает более высокую цену по сравнению с рыночной.

Однако всё же главной линией развертывания конкуренции на туристском рынке является состязательность, соревновательность туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов (продавцов и покупателей туристского продукта), которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на туристские продукты. В результате, как известно, устанавливается общая цена на однородные туристские продукты и конкретный вид кривой спроса и предложения.

Также выделяют совершенную и несовершенную конкуренции:

Совершенная конкуренция – состояние туризма как экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса в туризме на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. При такой конкуренции каждый отдельный агент туристского рынка при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может своими действиями оказывать влияние на ценообразование. Кроме того, понятие совершенной конкуренции включает в себя полную информированность всех без исключения участников туристского рынка о тех хозяйственных возможностях, которые в нём имеются. Признаки совершенной конкуренции - множественность продавцов и покупателей туристских продуктов, однородность производимых туристских продуктов, отсутствие возможности у продавцов и покупателей туристских продуктов влиять на цены, мобильность туристских ресурсов, абсолютное знание предпринимателями состояния туристского рынка.

Несовершенная конкуренция – состояние туристского рынка, когда лишь несколько крупных туристских компаний производят основную массу определённых туристских продуктов. Проявляется эта разновидность конкуренции в виде монополии и монопсонии, которые, как известно, есть крайние случаи несовершенной конкуренции. Однако в туризме тоже чаще встречаются олигополия и олигопсония. С их появлением на рынке возникает такая форма борьбы за покупательский спрос, как неценовая конкуренция. Последняя осуществляется на основе технического превосходства, высокого качества услуг, надежности туристских продуктов, с применением эффективных способов сбыта, использования маркетинга, расширения набора предоставляемых туристских услуг и гарантий туристам, совершенствования механизмов оплаты и других приёмов.

Появление разного рода олигополий (монополий) на туристском рынке, их современное процветание, возникновение транснациональных корпораций, подобных «Америкен экспресс», свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и для туризма.

Конкуренция, как важный элемент рыночного механизма в туризме, сама порождает монополию, так как каждый конкурентом на этом рынке мечтает стать монополистом.

Следующий важный компонент туристского рынка – это спрос. Спрос изображается в виде таблицы или графика, показывающего количество турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных, в течение определённого периода, цен. Спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цен. Он показывает количество турпродукта, которое туристы будут покупать по разным возможным ценам.

Иначе говоря, между рыночной ценой туристского продукта и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определённое соотношение. Эта взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого продукта называется графиком спроса или кривой спроса. Высокая цена туристского продукта ограничивает спрос на него. Уменьшение цены на этот туристский продукт, как правило, обуславливает возрастание спроса.

Существует закон спроса, смысл которого состоит в том, что если цена какого-либо турпродукта повышается при неизменности других условий туристского рынка, то спрос на этот турпродукт уменьшается. Или, что тоже самое, если на туристский рынок приходит большое количество турпродуктов, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Проще говоря, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены. Хотя, на отдельные виды туристских услуг, кривая спроса может быть различной в зависимости от целей путешествий в разные сезоны.

Туристический рынок – это совокупность форм и способов организации сотрудничества покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложения) в сфере купли-продажи туристических услуг и товаров. Основным количественным показателем, который характеризуеттуристический рынок, является его емкость.

Емкость туристического рынка – фактический объем туристических услуг и товаров, которые были объектами купли-продажи на рынке в течение определенного времени. Измеряется в натуральных или стоимостных показателях. Туристические фирмы должны оценивать объем реализованных путешествий как в региональном разрезе (весь мир, страна, регион, поселения), так и на товарном уровне (весь рынок, классы, формы, виды туризма и т.п.).

Сопоставление емкости рынка и объема спроса дает возможность определить степень насыщенности и уровень сформированности рынка.

Разница между емкостью рынка и объемом спроса показывает определенную маркетинговую чувствительность потребительского поведения покупателей туристических услуг и товаров. В связи с этим можно говорить о двух типах сформированности рынка: тот, что развивается, и стабильный. Емкость туристического рынка, который развивается, в основном зависит от уровня затрат на маркетинг. На стабильный рынок уровень маркетинговых затрат уже не может оказывать существенного влияния.

Емкость рынка, которая соответствует предполагаемым затратам на маркетинг, называется прогнозом рынка. Иначе говоря, этот прогноз характеризует ожидаемую емкость рынка, которая сформируется в результате маркетинговых усилий в конкретных условиях. Предельное количество путешествий, которое может быть реализовано при максимальных затратах на маркетинг, ограничивается объемом туристического спроса.

Степень насыщенности рынка определяет эффективность дальнейших маркетинговых расходов:

Сн = Ер: Оп

где Сн – степень насыщенности рынка;

Ер – емкость рынка; Оп – объем спроса.

При приближении показателя степени насыщенности рынка к единице дальнейшие маркетинговые расходы становятся все менее эффективными.

Одной из главных характеристик туристического рынка, отражающей уровень конкуренции на нем, является концентрация рынка – степень преобладания одной или нескольких крупных фирм.

Сам показатель концентрации туристического рынка – коэффициент концентрации. Он показывает процентное соотношение всего объема продаж туристических услуг и товаров, вычисляемое для определенного количества туристических фирм. Наибольшее распространение получил уровень концентрации четырех фирм, который показывает в процентах доли рынка четырех наиболее крупных предприятий.

Показатель уровня концентрации имеет несколько ограничений. Так, рынок, на котором одна туристическая фирма контролирует 77%, а остальные 23 – по 1%, будет иметь такой же коэффициент концентрации четырех фирм, как и рынок, где пять туристических фирм контролируют по 20% каждая.

Определение концентрации туристического рынка с помощью индекса Герфиндаля позволяет избежать этого недостатка.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля рассчитывается путем возведения в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и суммированием полученных результатов. Для туристического рынка, где есть n конкурирующих фирм, формула имеет вид:

Н = Р12+ Р22+ … Рn2

где Рn – доля рынка n-ой фирмы в процентах.

С увеличением концентрации рынка индекс Герфиндаля тоже увеличивается, достигая максимальной величины 10000 для монополии. В отличие от показателя “степень концентрации”, индекс Герфиндаля может определить разницу между уровнями концентрации на рынках с одинаковым количеством туристических фирм.

Современная структура туристического рынка характеризуется как ограниченная олигополия – коэффициент концентрации 4-х фирм более 60%. Значительная часть немецкого туристического рынка, например, принадлежит четырем туроператорам – гигантам (ТУИ, НУР, ЛТТ ИТС). Поскольку олигополист сталкивается с небольшим количеством конкурентов, его действия будут оказывать влияние на остальных. Поэтому он должен предусмотреть их реакцию на собственное поведение на рынке, осознавая то, что соперники также пытаются предугадать его действия. Такие особенности олигополистического рынка делают конкурентную борьбу слишком сложной.

Решить головоломку олигополии помог выход в свет в 1944 г. книги под названием “Теория игр и экономическое поведение”. Авторы Д. Нейман и О. Маргенштерн вместо того, чтобы выяснять, как фирма будет реагировать на действия соперников и наоборот, осветили модель оптимального поведения, которая устраивает всех конкурентов.

Современные методы конкурентной борьбы на олигополистическом туристическом рынке, кроме применения формализованной математической модели “теории игр”, предусматривают переход от агрессивной ценовой политики к неценовой конкуренции, которая требует улучшения качества турпродукта, приближения его потребительских свойств к потребностям покупателя, оптимального сочетания цены путешествия с уровнем обслуживания.

Агрессивные ценовые войны, которые происходили на туристическом рынке до недавнего времени, приводили к снижению доходности, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Невозможность, в таких условиях, установления цен на путешествие высших, чем у соперников предопределяла низкое качество и массовый характер турпродукта. Переход от массового конвейерного туризма к дифференцированному в 70-80-х гг. сформировал новую концепцию конкурентной борьбы на рынке, главная идея которой заключается в том, что фирма должна в соответствии с разнообразием потребностей потребителей предлагать дифференцированные путешествия с высоким качеством обслуживания и комплексом дополнительных услуг (экскурсии, трансфер и т.д.). Высшее качество отдыха и предлагаемых услуг оправдывает большую, чем у соперников, цену турпродукта – лейтмотив неценовой конкуренции, которая царит на современном туристическом рынке.

Конкурентоспособность туристической фирмы зависит также от уникальности рекреационных ресурсов, которые им эксплуатируются. Например, такой уникальный объект, как египетские пирамиды привлекает туристов со всего мира. Эксклюзивное предложение путешествия Гизы дает преимущества перед фирмами, продающими другие познавательные путешествия.

Олигополистические взаимоотношения могут привести не только к жесткой конкурентной борьбе, но и к согласованию действий участников рынка. Последнее имеет место, когда фирмы-олигополисты находят возможности совместного увеличения доходов путем повышения цен и заключения соглашения о разделе рынка через установление квот. Открытое и оформленное согласие, охватывающее всех или большинство участников рынка, образует картель.

Доля:

В апреле 2011 г. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершилоисследование российского рынка въездного и выездного туризма. Цель данного исследования - описать состояние рынка туристических услуг в России в 2008-2010 годах.

Туризм на современном этапе играет все более заметную роль в мировой экономике. На долю туризма в целом приходится 3,2% мирового ВВП. Число рабочих мест в сфере туризма составляет ~192 млн, или 8% от общих показателей занятости в мире.

В России доля туризма в ВВП составляет 2,5%. Удар, который пришлось сдержать участникам туристического рынка во время мирового экономического кризиса, оказался жестоким. В 2009 году российский рынок въездного туризма сократился, по самым скромным оценкам, на 15-20%, аналогичная ситуация наблюдалась на рынке выездного туризма. Послекризисного подъема внутреннего туризма до сих пор не произошло.

Природное и климатическое разнообразие России позволяет развивать практически все виды туризма: пляжный, культурно-познавательный, круизный, экологический, сельский, активный, приключенческий, а также санаторно-курортный и оздоровительный. Согласно оценкам Всемирной туристской организации (UNWTO), по природному и культурному туристическому потенциалу Россия занимает пятое место в мире. Однако по уровню конкурентоспособности - находится лишь на 69-м.

Самыми посещаемыми в России местами являются Москва, Санкт-Петербург, Золотое Кольцо России, круизы по рекам России, Черноморское побережье Кавказа. В сегменте выездного туризма среди россиян пользуются популярностью Турция, Египет, Испания.

Показатели въездного туризма в Россию гораздо ниже показателей выездного туризма. Въездной туризм в России развивается слабо, слишком медленно и тяжело. По данным Росстата, в 2008 году въездной туризм в России принял чуть более 2,2 млн человек из-за границы. Если сравнить то, Франция в это же срок приняла почти 80 млн иностранцев, а из Россиии выехали с целью туризма почти 10 млн человек.

Развитию въездного туризма в России препятствует отсутствие рекламы за рубежом, а также низкое качество предоставляемых услуг по завышенным ценам.

Читать полностью:http://marketing.rbc.ru/news_research/07/06/2011/562949980389018.shtml

Наши рекомендации