Инсценировки «Таксис против апатии»

Цель — проектирование и реализация (в инсценировках) участниками способов использования таксисов в мотивировании апатичного сотрудника (использование территоризма также приветствуется, но главное — таксисы).

Участники объединяются в три-четыре подгруппы.

Инструкция

Изучите кейс «Апатия», придумайте способ пробуждения таксиса у апатичного коллеги и продемонстрируйте этот способ в инсценировке.

Подгруппы изучают кейс «Апатия».

Кейс «Апатия»

В отделе маркетинга крупной фирмы введен курс «IT driving license» («Права управления компьютером») в связи с переходом всей организации на единую систему статистической обработки данных по программе SPSS.

Одна из сотрудниц не приходит на занятия, ссылаясь на усталость. Она остается в отделе и пьет чай с двумя бывшими сотрудниками, которые пришли поздравить отдел с наступающим Новым годом.

Ответственный за прохождение сотрудниками курса компьютерного обучения возвращается в комнату, где осталась сотрудница, и тихо напоминает ей о необходимости идти на занятия. Она отвечает: «Да я просто не в состоянии сейчас заниматься компьютером. В конце года нет никаких сил».

Ответственный не является начальником этой сотрудницы.

На изучение кейса и подготовку инсценировок командам дается 20 минут.

Длительность инсценировок можно ограничить 5-ю минутами, но в действительности лучше предоставить командам боль-

ше времени, если, например, они подготовили не одну, а несколько инсценировок.

Тренер должен обобщить в конце игры, какие таксисы оказались наиболее часто и эффективно используемыми.

Участники могут использовать, например, эрото-таксис («Там будет Леша»), хроно-таксис («Не хочешь в рабочее время, пожалуйста. Можешь заниматься в вечерней группе, но это растянется на два месяца»), босс-таксис («Сегодня сам Генеральный присутствует на занятиях»), таксис-инкогнито (Не пойдешь на занятия? Ладно... Тогда я вношу тебя в другой список») и др.

В обсуждении игры устанавливается, что знание таксисов может помочь в организации деловой среды, вкоторой мотива-ционные задачи решались бы наиболее эффективно. Деловая среда, обогащенная стимулами, вызывающими разнообразные таксисы, позволяет активизировать мотивы тех, кто в ней работает, и придать им энергию.

Второй вариант инсценировок «Таксис против апатии»: каждой подгруппе назначается один из таксисов, и нужно создать инсценировки с использованием именно этого, назначенного таксиса.

Третий вариант инсценировок «Таксис против апатии»: все

подгруппы работают лишь с одним видом таксиса, назначенным тренером, например, харизма-таксисом как наиболее универсальным.

Второй и третий варианты лучше использовать в тех случаях, когда у участников не чувствуется настоящего понимания таксиса или при дефиците времени. В этих вариантах меньше свободы для творчества.

Командная работа

В данном случае под командной работой подразумевается выполнение заданий или решение кейсов в подгруппах с последующим объединением всех участников в целостную группу.

Работа в командах активизирует участников и позволяет проявить себя тем из них, кто по разным причинам затрудняется

проявлять активность в большой группе. Как показывает мой опыт, в группах, численность которых превышает 14 человек, частое разделение на команды жизненно необходимо для того, чтобы избежать «выпадения» менее активных участников группы.

Необходимо тщательно следить за тем, чтобы составы команд постоянно варьировались. В идеальном случае за три дня тренинга каждый из участников по крайней мере один раз должен успеть поработать в команде с каждым из других участников.

Задание может быть идентичным или различаться в разных командах. Второй вариант позволяет сэкономить время, так как в разных командах можно проработать различные этапы или варианты мотивирующего воздействия одновременно. Правда, при этом с каждым этапом или аспектом работы «изнутри» познакомится только одна команда, в то время как другие лишь увидят результаты этой работы со стороны.

В случае если всем командам дается одинаковое задание, каждая из них сможет изнутри прожить соответствующую задачу. Кроме того, это приведет к автоматическому усилению элемента соревнования между командами.

Ролевые игры с гипотетическим сценарием участников и инсценировки также предполагают командную работу в процессе подготовки сценариев и межкомандное взаимодействие непосредственно во время игры. При этом одна команда является адресатом воздействия другой, мишенью ее гипотетического сценария. Во избежание излишнего напряжения и противостояния команд необходимо соблюдать принцип цикличности: команда А воздействует на команду Б, команда Б — на команду В, команда В — на команду Г, а команда Г — на команду А.



Наши рекомендации